Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С целью развития навыков устного выступления студентам нередко предлагается выступить на семинаре с докладом или научным сообщением.

Доклад представляет собой устное изложение учебного материала по конкретному вопросу, имеющему концептуальное и методологическое значение для рассматриваемой темы. Такое выступление рассчитано на 15 – 20 минут. В ходе подготовки к докладу целесообразно написать его полный текст, выделив при этом наиболее интересные и важные в методологическом плане места. Доклад может содержать выдержки из первоисточников, периодической, справочной и другой литературы при этом имея четкие ссылки на источники.

Студентам следует обратить внимание на выработку у себя культуры устного выступления. Доклад не следует превращать в публичную читку заранее подготовленного текста. Выступление должно носить проблемный характер и обращено не к преподавателю, а к аудитории, вызывать интерес у студентов, желание обсудить на семинаре поставленные в докладе проблемы. Для этого при подготовке к докладу необходимо проработать ряд книг, статей по теме доклада, сопоставить материал различной учебной литературы по данной теме, выделить существующие точки зрения (концепции). Изложение доклада должно быть четким, аргументированным, максимально лаконичным. Наиболее выигрышной формой доклада является свободное изложение материала, без привязки к тексту. Зачитывать рекомендуется только цитаты или фактический материал: цифровые и иные данные. Сопоставление различных подходов к решению проблем, поставленных темой доклада, стремление аргументировать свою точку зрения, постановка дополнительных вопросов и т.д. способны сделать выступление живым и интересным, вызвать познавательный интерес у аудитории. По завершении доклада необходимо быть в готовности ответить на возникшие у слушателей вопросы.

Научное сообщение отличается от доклада и количественными и качественными параметрами. Тема сообщения, в отличие от темы доклада, не носит концептуального характера, а посвящена, как правило, частным вопросам обсуждаемой проблемы. Она может раскрывать наиболее важную часть какого-либо вопроса семинара или носить прикладной характер, связывая обсуждаемую на семинаре философскую проблему с будущей профессиональной деятельностью. Для его подготовки, наряду с изучением философских источников, необходимо проработать соответствующую литературу научного характера. Научное сообщение готовится в письменном виде (объемом до 10 страниц машинописного текста) и докладывается на семинаре в течение 12-15 минут, после чего сдается преподавателю на рецензию. Требования к его подготовке и изложению те же, что и к докладу.


Реферат представляет собой письменную работу учебно-научного характера. Он посвящается актуальной философской или научной проблеме и выглядит как аналитический обзор литературы по направлению, или как обобщение точек зрения и концепций по определенной теме. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Качественная подготовка реферата предполагает владение навыками исследовательской работы: умение анализировать и выделять наиболее важные аспекты темы, подбирать литературу и работать с ней, систематизировать и обобщать материал, проводить аналогии, увязывать теоретический материал темы с потребностями практики, делать выводы. Большое значение имеет язык и стиль изложения материала, культура оформления работы.

Работа над рефератом начинается с выбора темы и составления плана. План включает в себя введение, два-три вопроса, заключение, список используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность реферируемой проблемы, ее связь с практикой, анализируется литература по теме, формулируется цель и задачи реферата. Вопросы реферата должны способствовать логичному и полному раскрытию темы. В заключении подводятся итоги, делается обобщающий вывод. Реферат оформляется по образцу, принятому в учебном заведении: титульный лист, план, текст реферата (два-три вопроса), список используемой литературы.
XI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Контроль качества подготовки студентов осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе.

11.1 Перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену


  1. Предмет философии как науки. Специфика философского знания.

  2. Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности.

  3. Зарождение философской мысли. Античная философия: основные идеи и школы.

  4. Философия Средневековья: основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

  5. Философия Нового времени.

  6. Классическая немецкая философия.

  7. Русская философия, ее истоки и основные особенности.

  8. Философия на рубеже ХХ – ХХI веков: основные школы и направления.

  9. Понятие бытия и его основные формы.

  10. Движение и развитие как атрибуты бытия.

  11. Пространство и время.

  12. Детерминизм и индетерминизм.

  13. Происхождение и сущность сознания.

  14. Структура и функции сознания.

  15. Мышление и язык.

  16. Сущность познания, его ступени и формы.

  17. Логика научного познания.

  18. Творчество как феномен познания и деятельности человека.

  19. Методы научного познания.

  20. Истина и её критерии.

  21. Взаимодействие науки и техники.

  22. Наука как социальный феномен, ее основные функции.

  23. Философское мировоззрение и научные картины мира.

  24. Религиозная картина мира, ее специфика.

  25. Философия о сущности человека.

  26. Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества.

  27. Человек в системе природы. Природная и антропогенная сферы.

  28. Человек в системе социальных связей.

  29. Общество и его структура.

  30. Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества.

  31. Гражданское общество и государство.

  32. Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества.

  33. Моральные ценности и их роль в обществе.

  34. Насилие и ненасилие в истории.

  35. Понятие личности, ее сущность и структура.

  36. Смысл жизни и судьба человека.

  37. Свобода личности, ее сущность и условия реализации.

  38. Социальная ответственность личности, формы ее проявления.

  39. Глобальные проблемы, их виды и особенности проявления в современных условиях.

  40. Будущее человечества: прогнозы и сценарии.


XII. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Тема 1."Предмет философии, ее место и роль в культуре"
1.Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:

«языкознание»

«сила ума»

«любовь к мудрости»

«стремление к мудрости»
2.Предметом философии является:

законы природы

человек и его место в мире

универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру

законы истории и общества
3.Философия по сути – это:

мудрость вообще

умозрительное конструирование

совокупность всевозможных ценностей и норм человеческой жизни

система теоретически обоснованных воззрений на мир, на место и роль человека в нем
4.Философия отличается от мифологии и религии:

образностью представлений

признанием сверхъестественных сил

рационально-теоретическим представлением о мире

признанием неких истин на веру
5.Философию от науки отличает:

функция получения точного знания

объективная картина мира, включающая человека в качестве его элемента

категориальная рефлексия над мировоззрением и любыми человеческими знаниями

использование логических форм мышления
6.Укажите понятие, которое является философской категорией

атом

слово

развитие

информация

7.Онтология – это философское учение

о противоречивости мира

о бытие

об эволюции Вселенной

о жизни
8.Гносеология - это философское учение

о переселении душ

о познании мира

о происхождении сознания

о человеке
9.Метафизика – это одно из возможных названий

физики

математики

политики

философии
10.Изучение философии призвано:

обеспечит карьерный рост специалиста

выбирать только правильные решения житейских проблем

научить культуре мышления

помочь преобразовать стихийно сложившееся мировосприятие человека в системное, теоретически обоснованное мировоззрение


Тема 2."Становление философии: основные направления, школы и этапы исторического развития"
1.Философия возникла в:

XVII-XV вв до н.э.

VII-VI вв до н.э.

V-VI вв н.э.

XVII-XVIII вв н.э.
2.Укажите древнекитайское религиозно-философское учение

джайнизм

буддизм

конфуцианство

йога
3.В какой исторической последовательности жили три великих античных философа:

Аристотель, Платон, Сократ


Платон, Аристотель, Сократ

Сократ, Платон, Аристотель

Сократ, Аристотель, Платон
4.Впервые в центр философии ставит проблемы человека как морального существа:

Демокрит

Сократ

Гераклит

Платон
5.Сделал логику орудием познающего разума

Протагор

Платон

Аристотель

Пифагор
6.Онтологическим принципом средневековой философии является:

рационализм

откровение

формализм

креационизм
7.Гносеологическим принципом средневековой философии является:

рационализм

откровение

формализм

креационизм
8.Представителем эмпиризма философии Нового времени был:

Бэкон

Декарт

Спиноза

Гоббс
9.В философии Нового времени рационализм означал:

опору на опытные знания

область математики

научные знания вообще

теоретическое познание, основанное на разуме
10.Для философии эпохи Просвещения характерно:

теоцентризм

антропоцентризм

метафизичность

эмпиризм
11.Родоначальником какого материализма явился Л.Фейербах?

механистического

диалектического

вульгарного

антропологического
12.Назовите основную черту русской философии:

эмпиризм

рационализм

иррационализм

нравственно-религиозный характер
13.Какое философское течение XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией?

марксизм

позитивизм

прагматизм

неокантианство
14.Какое философское течение XX в. специально исследует трагизм человеческого существования в мире:

марксизм

фрейдизм

экзистенциализм

неотомизм

Тема 3."Учение о бытие и его основные атрибуты"
1.В философском понимании бытие это:

все, что существует

все, что существует вне человеческого сознания

только человеческое существование

все, что обладает материальностью
2.Материя – это философская категория для обозначения:

непознаваемой «вещи в себе»

нечто общего в человеческих ощущениях

единственной основы мира

объективной реальности, познаваемой человеком и существующей независимо от его сознания
3. Что отражает философская категория «время»:

доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений

текущую длительность, в которой все возникает и исчезает

всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью

внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей
4.«Пространство» как философская категория отражает:


бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю

всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей

форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных

всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом
5. Диалектика – это:

искусство ведения спора

всестороннее и последовательное учение о противоречивости бытия

представление о вечном становлении мира

универсальная и единственно правильная теория развития
6.Какие моменты изменений системы должны быть исключены из ее развития:

связь качественных преобразований системы

возникновение системы

направленность изменений системы

прекращение существования системы, ее распад
7.Как называется учение, отрицающее всеобщую причинную обусловленность предметов и явлений:

волюнтаризм

интуитивизм

индетерминизм

эмерджентизм
8.Ядром детерминизма, его составным компонентом признается положение о существовании:

объективная реальность

виртуальная реальность

субъективная реальность

материальная реальность
9.Бытие имеет свое противоположное понятие:

сущность

ничто

небытие

всеобщее
10.Инвариантной основной бытия является:

материя

субстанция

сущность

реальность

Тема 4."Философское учение о сознании"
1.Каков вид реальности создания:

объективная реальность

виртуальная реальность

субъективная реальность

материальная реальность
2.Какая из функций сознания определяется как мысленное предвосхищение результата деятельность человека или общества:

объяснительная

регулятивная

целеполагательная

активная отражательная
3.Универсальное средство человеческого общения, любая система знаков, существующая для получения, хранения, переработки и передачи информации есть:

программа

коммуникация

сигнал

язык
4.Способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, несмотря на отсутствие доказательств, есть:

знание

интеллект

вера

убеждение
5.В философии категория «сознание» противопоставляется категории:

бытие

материя

бессознательное

мозг
6.Сознание есть высшая форма:

человеческой активности

социальной ответственности личности

психологического отражения действительности

самоконтроля человека