Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При подготовке к третьему вопросу следует уяснить понятия «метод», «методология», «методика», их взаимосвязь и различие. При этом важно иметь в виду, что понятие «методология» в принятом сегодня понимании рассматривается не просто как «учение о методе», но также включает в себя совокупность исходных положений (принципов), выработанных различными науками, которые организуют, регулируют и направляют теоретическую и практическую деятельность познающего субъекта. Поэтому следует говорить об определенных уровнях методологии (всеобщем философском, общенаучном, частнонаучном, специальном и других), вырабатываемых соответствующими науками или совокупностью наук. Каждому уровню методологии присущи свои методы познания, которые принято классифицировать исходя из различных оснований: по объему, по сферам применения, по функциональным особенностям и пр. Мы рекомендуем придерживаться общепринятого разделения методов научного познания на эмпирические и теоретические, а также в зависимости от масштаба применения (объема) на всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
К основным формам научного познания относятся факты, проблемы, гипотезы, научные концепции и теории. Необходимо разобраться, в чем состоит их сущность и какое место они занимают в логической последовательности процесса научного познания. На семинаре следует уяснить характер основных требований, которые предъявляются к научной гипотезе, концепции и научной теории, их взаимосвязь с практической деятельностью людей.
При подготовке к четвертому вопросу семинара следует обратить внимание на то, что наука сегодня рассматривается как сложное социальное образование, включающее в себя: а/ систему знаний, б/ совокупность научных учреждений и организаций, в/ определенный вид социальной деятельности, связанный с добыванием научных знаний. Как система знаний, наука в процессе своего исторического развития дифференцировалась на естественные, общественные, гуманитарные, технические и другие виды, которые включают в свое содержание многообразие различных наук или научных дисциплин. Вместе с тем, особенно в последние годы, в науке усилились тенденции интеграции научного знания, междисциплинарные связи. Таким образом, дифференциация и интеграция научного знания могут рассматриваться как закономерности развития науки, на что на семинаре следует обратить внимание. Эти закономерности проявляются и в русле выполнения наукой своих социальных функций, таких как познавательная, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, праксиологическая, информационно-коммуникативная и других, которые следует внимательно изучить..
При подготовке научного сообщения на тему: «Научные революции как смена типов рациональности» важно уяснить, какой смысл вкладывается в понятие «рациональность» и «научная рациональность», какие типы научной рациональности принято рассматривать в истории общества, как они связаны с происходящими в обществе научными революциями. Материал по данному вопросу можно найти в учебном пособии «Основы философии». – М.: Владос, 1997. – Тема IX. Интересный материал по этой теме имеется в специальных источниках, например: Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995, и других.
План
проведения семинарского занятия по теме:
«Человек в историческом процессе развития цивилизации и культуры»
Время: 4 часа
Учебные вопросы:
-
Цивилизация и культура как продукты жизнедеятельности человека. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. -
Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь. -
Свобода и ответственность личности.
Научное сообщение: «Проблема смысла жизни в философии и литературе».
Литература:
-
Введение в философию.В 2ч.Ч.2.– М.:Политиздат,1989.–С.416-478,522--549. -
Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2005. – С. 228-230, 250-265. -
Основы современной философии.- Спб.: Изд.«Лань»,2004.–С.246-267,
324--345.
-
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004. – С.503-537, 694-700, 701-717. -
Философия. Учебник/ Под ред. Э.Ф.Караваева и Ю.М.Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. С.343-402. -
Философия. Уч-к для вузов. – М.: Мегапир, 2004.- С. 239-260.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу семинара важно уяснить, что философский анализ общества и человека в процессе исторического развития предполагает рассмотрение таких понятий, как «общество», «общественно-экономическая формация», «культура» и «цивилизация».
Понятие «общество» как родовое включает в себя совокупность (систему) социальных связей и отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. Количественная характеристика общества раскрывается с помощью категорий «население» или «народонаселение».
Общество как таковое находится в процессе своего исторического развития. Конкретно-исторический тип общества выражается понятием «общественно-экономическая формация», т.е общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени своего исторического развития. В качестве ведущих структурных характеристик общественно-экономической формации выступают «базис» и «надстройка», которые и определяют конкретный исторический тип формации.
Как показывает опыт, наиболее трудными для изучения являются категории «культура» и «цивилизация». Для их уяснения следует, наряду с учебной литературой, использовать философские словари, другие источники. Важно понять их взаимосвязь и различие, особенности проявления на различных этапах развития общества, в современном мире. Интересной в этом плане может быть книга нашего отечественного мыслителя 19 века Данилевского Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Уяснение сути формационного и цивилизационного подходов к анализу общества дает возможность познающему субъекту понять закономерности исторического процесса, а также характер процессов, идущих в современном обществе. При формационном подходе к анализу общества основное внимание уделяется выявлению его экономической основы (базиса), что дает возможность понять характер и содержание общественной надстройки, в том числе социально-классовую структуру общества. При цивилизационном подходе к анализу общества исследуется его основополагающие ценности, ведущие элементы материальной и духовной культуры, в зависимости от которых принято говорить о типах цивилизации, например, земледельческая, индустриально-промышленная, информационная, технотронная, или мусульманская, православная, европейская, азиатская, американская, российская и т.д.
Готовясь к данному вопросу важно также понять, что не следует абсолютизировать значение какого-либо одного подхода: только комплексное использование этих и других методов познания общества может дать более-менее верную картину его состояния, а значит принять верное решение по управлению социальными процессами.
При подготовке ко второму вопросу семинара необходимо уяснить ценностное содержание культуры и его зависимость от уровня развития человека и общества. Следует проанализировать основные виды культуры, в том числе раскрыть содержание материальной культуры и её связь с производственной деятельностью человека. При освещении сущности и содержания духовной культуры следует рассмотреть структуру духовной жизни человека и общества, их взаимосвязь, исторический характер.
Рассмотрение третьего вопроса предполагает уяснение понятия «свобода», её основных форм проявления в жизнедеятельности человека. Представляет интерес для обсуждения на семинаре концепция свободы в русской философии. Рекомендуется в часы самостоятельной подготовки познакомиться с основными положениями работы Н.А.Бердяева Философия свободы. - М: "Правда",
1989, а также статьи Ю.Шрейдера. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии/. –1994. - № 1.
При подготовке научного сообщения следует обратиться к работам С.Л.Франка «Смысл жизни».
IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа представляет собой письменную работу учебно-научного характера. Он посвящается актуальной философской или научной проблеме и выглядит как аналитический обзор литературы по направлению, или как обобщение точек зрения и концепций по определенной теме. Объем контрольной работы – 20-25 страниц машинописного текста. Качественная подготовка контрольной работы предполагает владение навыками исследовательской работы: умение анализировать и выделять наиболее важные аспекты темы, подбирать литературу и работать с ней, систематизировать и обобщать материал, проводить аналогии, увязывать теоретический материал темы с потребностями практики, делать выводы. Большое значение имеет язык и стиль изложения материала, культура оформления работы.
Написание контрольной работы начинается с выбора темы и составления плана. План включает в себя введение, два-три вопроса, заключение, список используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность излагаемой проблемы, ее связь с практикой, анализируется литература по теме, формулируется цель и задачи работы. Вопросы контрольной работы должны способствовать логичному и полному раскрытию темы. В заключении подводятся итоги, делается обобщающий вывод. Контрольная работа оформляется по образцу, принятому в учебном заведении: титульный лист, план, текст работы (два-три вопроса), список используемой литературы.
X. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка к занятиям предполагает целенаправленную самостоятельную работу студентов. Прежде всего, необходимо внимательно изучить вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинаре, на что уходит не более трех-пяти минут времени. Затем следует просмотреть свой конспект лекций, на что потребуется 15-20 минут времени. Таким образом, за первые 20-25 минут работы только на основе записей, сделанных на лекции, можно получить представление о содержании каждого вопроса семинарского занятия. Однако даже хорошо записанный конспект лекций требует доработки, а для этого необходимо обратиться к учебнику и другой рекомендованной литературе.