Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления можно определять, во-первых, затратами на предоставление населению услуг и количеством и качеством этих услуг; во-вторых, затратами на полученный результат профессиональной служебной деятельности государственного гражданского (муниципального) служащего или органа исполнительной власти; в-третьих, уровнем производительности в государственном секторе; в-четвертых, согласованностью бюджетного процесса с результативностью деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления.

Говоря об отдельных объектах управления, не используется единое понятие эффективности, а в каждом конкретном случае проводится комплексная оценка полученных результатов. Самыми распространенными объектами оценки эффективности являются социальная и экономическая сферы государственного управления.

Существуют определенные виды эффективности государственного управления, которые основываются на многообразии задач государственных органов по управлению в стране:

  • экономическая эффективность заключается в том, что государство проводит эффективную экономическую политику, следит за эффективным протеканием различных явлений и процессов, таких как экономический рост, приватизация, рост инвестиций и т.п.;

  • социальная эффективность состоит в возможности определения эффективной деятельности государственного управления в социальной сфере, в решении социальных проблем общественности, преследуя при этом главную задачу – повысить качество и уровень жизни населения;

  • экологическая эффективность позволяет говорить о том, насколько эффективно в стране использование окружающей среды и реализация природоохранных мер;

  • внешнеэкономическая эффективность связана с взаимовыгодным экономическим сотрудничеством с другими государствами, с международным разделением труда и т.д.

  1. Концепция «электронное правительство» и ее реализация в РФ

  2. Эффективность государственного управления: понятия, принципы, критерии



Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества.

  1. Цели и задачи государственного регулирования экономики.

Основными целями ГРЭ являются:

• сглаживание циклических колебаний в экономике, обеспечение ее устойчивости и экономического роста;

• развитие конкуренции в экономике;

• стабилизация в сфере денежно-кредитного обращения;

• обеспечение полной занятости населения;

• стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;

• минимизация социального неравенства;

• охрана окружающей среды и природных ресурсов.

Задачи государственного регулирования экономики — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

• экономическая свобода;

• стабильный уровень цен;

• экономический рост и экономическое развитие;

• ориентация на достижение экономической эффективности;

• полная и эффективная занятость;

• справедливое распределение доходов;

• сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

  1. Планирование как метод регулирования экономики.

  2. Резервный фонд и его роль в госрегулировании.

  3. Соотношение регулирования и государственной экономической политики.

  4. Теории государственного регулирования.

Классическая школыа. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"— (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.



Лучший вариант для государства — это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) — невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be — пусть все идет как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном — заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро — как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.

В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту ВНП. Поэтому "...нашей конечной целью, — писал он, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Кейнсианцы считали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.


К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.

Монетаризм (англ. money — деньги; monetari — денежный). Со второй половины 70-х — начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:


1) монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т.е. денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем — на объем производства в стране;

2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3—5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

  1. Государственное прогнозирование экономического развития.

  2. Соотношение прогнозирования и планирования в экономике.

  3. Антимонопольная политика государства.

Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий деятельности монополий на различных рынках.

К числу основных методов антимонопольной политики государства относятся:

  • во-первых, ограничение уровня монополии на рынке;

  • во-вторых, осуществления постоянного государственного мониторинга монополии и конкуренции;

  • в-третьих, запрет установления монопольных цен;

  • в-четвертых, поддержка и сохранение конкуренции на рынке.

Основным инструментом антимонопольной политики государства выступает антимонопольное законодательство, которое является законодательно закрепленной системой правил функционирования хозяйствующих субъектов и органов, ответственных за государственное регулирование рынка услуг и товаров.

Государственная антимонопольная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, формирование условий, благоприятствующих и стимулирующих развитие конкуренции в народном хозяйстве;

  • во-вторых, устранение преград, препятствующих развитию конкуренции в сфере законодательства;

  • в-третьих, предотвращение возможности доминирования отдельных участников на рынке;

  • в-четвертых, исключение действий монополистического характера со стороны федеральных органов управления и диктата отдельных участников рынка;

  • в-пятых, установление правового режима, направленного на регулирование ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение правил добросовестной и частной конкуренции.