Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; возможность получать от компании путевки для сотрудников и членов его семьи; возможность съездить в заграничную командировку за счет компании; возможность пользоваться услугами партнеров компании с большими скидками, либо вообще бесплатно; взыскание денег с сотрудника за его плохую работу)

-нематериальных форм мотивации(Повышение по службе. Как в горизонтальной, так и в вертикальной карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности; Участие в совещаниях с руководством;Мотивационные совещания; Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда; Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху, также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;Публичное признание достижений сотрудника; Поздравления со значимыми датами для сотрудника).

Научным базисом мотивации являются теории мотивации. Среди них, выделяют два основные направления – содержательные и процессуальные теории мотивации. Теории содержания сосредотачиваются на том ЧТО мотивирует, в то время как теории процесса сосредотачиваются на том, КАК мотивировано поведение человека.

1. Содержательные теории мотивации (Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга) основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так или иначе.

2. Процессуальные теории мотивации (теория Врума, теория справедливости Адамса, теория постановки целей Локка) связаны с тем, как происходит мотивация, и какой процесс может влиять на нашу мотивацию.

Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:

· удержать постоянный штат;

· минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку кадров»);

· обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов в заданные сроки;

· выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;

· заинтересовать и привлечь ценные кадры;

· осуществлять контроль за выплатами заработной платы.

К Функциям системы мотивации персонала можно отнести следующие мероприятия по:

· стимулированию повышения квалификации персонала;

· проведению «естественного отбора» наиболее трудолюбивых и способных сотрудников предприятия;

· стимулированию сотрудников фирмы действовать, в первую очередь, в интересах компании;

· стимулированию работников компании трудиться с наибольшей отдачей и эффективностью;


· созданию и поддержке системы обратной связи между всеми подразделениями фирмы.

Общая система мотивации персонала строится на нескольких базовых принципах:

-Доступность. Этот принцип помогает выбирать прозрачные, понятные каждому сотруднику способы мотивации и стимулирования. Различные подходы к мотивации должны быть обоснованы с учетом стажа, должности, объемов работы и других аспектов.

-Постепенность. Это означает, что сразу вознаграждать работников премиями в крупных размерах нецелесообразно. У сотрудников постоянно формируется новый порог ожиданий, поэтому чтобы сохранить заинтересованность на следующем этапе мотивации, премии придется повышать, что приведет к лишним расходам компании.

-Ощутимость. Данный принцип подразумевает, что вознаграждение в любом виде должно быть значимым и напрямую зависеть от должности, привилегий и достижений сотрудника. Для возникновения мотивации важно найти золотую середину, учесть постепенность и ощутимость повышения вознаграждения.

-Своевременность. Принцип своевременности указывает на важность временного фактора. Лучше сразу отметить заслугу персонала любым способом, затягивать момент не рекомендуется. Работник должен чувствовать значимость постоянно, поэтому часть компаний перешли на еженедельную оплату труда.

-Комплексность. Такой принцип предполагает применение разнообразных теорий мотивации и такого подхода, который чередует или объединяет несколько видов материальных и нематериальных вознаграждений.

  1. Функция контроля.

Контроль - одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляют на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения её оптимального функционирования.



Контроль сам по себе является комплексной функцией менеджмента, которая состоит из функций учета, оценки и анализа.

Задачами контроля можно назвать следующие:

-сбор и упорядочение информации об актуальном и реальном состоянии деятельности и ее последствиях (функция называется «учет»);

-предоставление оценки состояния и важности полученных данных о деятельности, определение отклонений от эталонов – плановых заданий, нормативно-правовой базы (функция «оценка»);

-изучение причин имеющихся отклонений и факторов дестабилизации, которые оказывают влияние на итоговые результаты деятельности (функция – «анализ»);



-прогнозирование последствий имеющейся ситуации и обоснование, при необходимости, предпринять корректирующие воздействия.

Виды контроля:

внутренний – система контроля осуществляется организацией самостоятельно; внешний – контроль реализуется сторонними внешними контрольными органами, вышестоящей организацией, государственными органами и прочего.

процесс контроля состоит из:

установки стандартов,

выработки критериев оценки;

изменения реальных результатов;

принятия нужных корректирующих мероприятий.


  1. Методы управленческого воздействия.

Методы управленческого воздействия — это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Бывают административные, экономические, социально-психологические.

а)Административные - ориентированы на такие мотивы поведения, как осознание дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих организаций.

б) Экономические носят косвенный характер управленческого воздействия. С их помощью осуществляется материальное стимулирование коллектива или отдельных работников, они основаны на использовании экономических механизмов.

в)Социально-психологические методы основаны на использовании социальных механизмов (социальные взаимоотношения в коллективе, социальные потребности).

  1. Понятие стратегического управления и его отличие от управления оперативного.

Стратегическое управление (стратегический менеджмент) — функция управления, направленная на долгосрочные цели и действия, а также комплекс долгосрочных мер и подходов по улучшению жизнеспособности и мощи лица или группы лиц по отношению к их конкурентам.

Главное отличие заключается в том, что стратегическое - направлено на долгосрочную деятельность, а оперативное - это здесь и сейчас, деятельность с текущими средствами. Например, у предприятия цель выжить на рынке - стратегическая, а получать прибыль - оперативная.

  1. Основные методы стратегического анализа и формирования стратегий.


Оценка стратегического положения и перспектив организации и формулировка стратегии часто осуществляется на основе SWOT-анализа (аббревиатура составленная из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы )

Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. С помощью данного метода удается оценить относительную значимость для системы отдельных факторов среды. Суть метода в следующем. В таблицу прфиля выписываются отдельные факторы среды. Каждому из этих факторов экспертным образом дается оценка:

-его важности для отрасли по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение;

-его влияние на систему по шкале: 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния;

-направленности влияния по шкале: +1 –позитивная направленность, -1 – негативная направленность.

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая стапень важности фактора для системы.

Распространенным инструментом анализа и формирования стратегий является портфельная четырехквадратная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ), в которой в качестве главных факторов успеха фирмы используются показатели роста спроса на ее продукцию (рост рынка) и доли на нем фирмы по сравнению с основным конкурентом.Матрица дает возможность определить, какой товар предприятия занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между продуктами. Матрица строится на известной предпосылке – чем больше доля товара на рынке (чем больший объем производства), тем ниже удельные издержки на единицу продукции и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов производства. Исходя из вышеизложенного, матрица предлагает следующую классификацию типов продуктов в соответствующих стратегических зонах в зависимости от особенностей распределения прибыли: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» (или «вопросительный знак»), «собаки»

Матрица Мак-Кинси фирмы Дженерал Электрик позволяет позиционировать фирму на рынке относительно его привлекательности и конкурентных преимуществ Компания «Мак-Кинзи» усовершенствовала Бостонскую матрицу в ходе реализации проекта, который выполнялся по заказу компании «Дженерал Электрик». Усовершенствованная матрица дает более полное представление о стратегическом положении фирмы и обусловленном ею выборе стратегических решений. В этой матрице фактор «возможности расширения рынка» превратился в многофакторное понятие «привлекательность рынка», а фактор «относительная доля рынка» преобразован в понятие «стратегическое положение фирмы», являющееся измерителем позиции фирмы на рынке.




  1. Понятие, виды и функции решения.

Управленческое решение – это одноразовый акт воздействия субъекта управления на объект, устанавливающий программу работ, направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач, стоящих перед управляемым объектом. Оно основано на анализе фактически сложившейся ситуации и альтернатив её решения.

Функции управленческих решений:

- направляющая (несмотря на то, что решения принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, они конкретизируются в многообразных задачах);

-координирующая (отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества);

- мотивирующая (реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления), экономических стимулов (премии), социальных оценок (творческая самореализация, самоутверждение личности).

Среди многообразия решений можно выделить два основных :

-необходимые;

-избыточные;

К первым относятся те решения, которые приближают организацию к ее цели, улучшают ситуацию в управляемой системе, повышают эффективность ее функционирования. Вторые не только не отвечают указанным требования, но, напротив, мешают работать, отрывают работников от дела

Необходимые решения подразделяются на:

-оперативные;

-стратегические;

По содержанию решения классифицируются на :

-экономические;

-политические;

-организационные (это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью);

-идеологические.

По уровню управления решения бывают:

-решения отдельного человека;

-решение директора завода;

-решение органа местного самоуправления;

-решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

-решение органа государственной власти Российской Федерации;

По форме обсуждения и принятия решения группируются на:

-коллегиальные;

-единоличные.