Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-горизонтальное – разделение труда по функциям;
-технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ.
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно связано с деятельностью субъекта управления по переводу объекта управления в новое желаемое состояние. Причем воздействие может быть разным по объему, содержанию, направленности, методам. В зависимости от этого меняется сущность процесса управления.
-
Принципы управления и их роль в формировании организации.
Принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:
1. Разделение труда. Это необходимо для выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы.
2. Полномочия и ответственность. Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.
3. Дисциплина. Она предполагает соблюдение достигнутых между работниками и руководством соглашений. Нарушение достигнутых соглашений ведет к санкциям.
4. Единоначалие. Получение приказа и отчет только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами фирмы или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свой труд.
8. Централизация. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией (сосредоточением управления в одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние).
9. Скалярная цепь. Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд ("цепь начальников").
10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.
11. Справедливость. Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала. Установка работников на лояльность организации и долгосрочную службу.
13. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений и действий в границах их полномочий и работ.
14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации ("в единении - сила").
-
Функция планирования.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
На стадии планирования происходит определение целей и задач организации, путей и средств, ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, а также определение способов организации выполняемой работы и методов ее контроля.
Общая последовательность планирования деятельности организации:
• миссия представляет собой изложение причины существования компании, где основной акцент при формулировке миссии делается не на получение прибыли, а на удовлетворение потребителей путем предоставления им качественных товаров и услуг;
• видение (генеральная цель) представляет собой желаемое положение, которое компания хочет достигнуть в будущем через 5—10 лет;
• стратегические цели — конкретизация видения (постановка целей, достижение которых приведет к достижению генеральной цели);
• общая стратегия — лаконичное описание того, каким образом компания собирается достигнуть стратегических целей. Она может рассматриваться в двух аспектах: определение ориентиров стратегической направленности (расширение, поддержание достигнутого уровня, использование достижений) и стратегическое позиционирование поддержания конкурентных преимуществ (низкие затраты и дифференциация продукции);
• долгосрочное планирование — общий прогноз деятельности компании на 3—5 лет (по годам), заключающийся в определении показателей по четырем основным направлениям (финансовому, потребительскому, производственному, кадровому), достижение которых должно привести к достижению стратегических целей; сюда же относится планирование инвестирования средств и источников их финансирования;
• краткосрочное планирование — детальный прогноз всех сфер деятельности компании на ближайший год, квартал, месяц или более короткий промежуток времени, оформляемый в виде системы бюджетов;
• анализ и оценка результатов — определение отклонения фактических результатов деятельности компании от планируемых;
• корректировка планов и стратегии — определение необходимости корректировать текущие и долгосрочные планы, а также стратегические цели, основываясь на результатах работы компании;
• анализ внешней и внутренней среды — оценка сильных и слабых сторон организации и влияния на нее возможностей и угроз внешней среды (SWOT-анализ).
Процесс планирования предполагает постановку целей. Цель представляет собой некую идеальную модель будущего состояния управляемой системы, рассчитанного с учетом не только имеющихся ресурсов, но и возможного ввода дополнительных ресурсов, в том числе, для погашения негативного влияния внешней среды. Цели должны отвечать требованиям конкретности, реальности, контролируемости. Цель направляет и регулирует человеческий труд, являясь эталоном (критерием), которого необходимо достичь.
-
Функция организации. Организационные формы и структуры управления.
Организация — это такая деятельность (функция), которая призвана обеспечить условия выполнения плана (задачи).
Цель функции организации – сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними.
Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия.
В содержание функции организации входят следующие виды управленческих работ:
- образование подразделений,
- определение организационной структуры органов управления (формирование управленческих подразделений),
- обеспечение взаимодействия структурных элементов (отделов, служб и т.д.).
Результатом выполнения функции организации является:
- создание органов управления на основе объективных функций управления;
- построение структуры аппарата управления;
- формирование управленческих подразделений;
- выработка положений об органах управления;
- установление взаимосвязи между управленческими подразделениями;
- расстановка управленческих кадров.
Организация как процесс означает переход от неорганизованной системы к организованной.
Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами: во-первых, для достижения своих целей люди вынуждены объединяться; во-вторых, любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена любого коллектива определено, что он должен делать и за что он несет ответственность; в-третьих, важно кто контролирует его деятельность.
Совокупность и взаимосвязи организационных ролей образуют организационную структуру предприятия.
2 часть:
Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а также распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.
Для достижения стратегических целей структуру управления выбирают в зависимости от того, какое направление деятельности организации является наиболее значимым.
Формы:
Линейная структура: для нее характерна вертикаль( высший руководитель-линейный руководитель(подразделения)-исполнители), образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Структура используется мелкими и средними организациями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Линейно-штабная: Включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением. Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления(выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения). К штабным подразделениям относят службу контроллинга, группу сетевого планирования, социологическую и юридическую службы и др.
Функциональная: Предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Используется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства. Вертикаль: руководитель-функциональный руководитель(производство,маркетинг, финансы)-исполнители. Недостатки: низкая скорость принятия управленческих решений, отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат.
Традиционная/линейно-функциональная: возникла в условиях фабрично-заводского производства. Основой этой организационной структуры являются линейные подразделения осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их функциональные подразделения, связанные с кадрами, финансами, планированием и т.д. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.
Дивизионная: (объединение нескольких функциональных структур). Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции/регионам. В дивизионных отделениях создаются свои подразделения.
Матричная: Построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Для нее характерны следующие черты: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей деятельности. Проекты закрепляются за оперативными группами, состоящими из специалистов различных функциональных отделов. Преимущества: гибкость, персональная ответственность руководителя за результативность проектов. Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты.
-
Функция мотивации персонала.
Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Она направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждений за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.
Мотивация труда – совокупность побудительных сил роста производительности труда.
Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).
Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Любая система мотивации персонала состоит из двух основных компонентов:
-материальных форм мотивации (заработная плата, в том числе её повышение; проценты от продаж (самый распространенный подход); бонусы, премии, надбавки;страховки, социальные пакеты; Возможность пройти обучение за счет компании