Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы могут выполняться одним исполнителем, который будет полностью в курсе всех результатов и особенностей реализации функций. Параллельное выполнение работ позволяет сократить длительность, но требует одновременного вовлечения большего количества исполнителей. Для оценки обоснованности последовательного выполнения работ необходимо проанализировать востребованность результатов выполнения предыдущей функции для реализации последующей.

Метод устранения временных разрывов. Общее время выполнения процесса складывается из времени, затрачиваемого собственно на выполнение функций, и времени на простои между функциями. В некоторых случаях соотношение времени выполнения функций и простоев может достигать 20 % к 80 %. Простои или временные разрывы выполнения процессов должны быть идентифицированы, и для каждого из них должен быть разработан метод его преодоления.

Этап 6. Регламентация процессов. После завершения этапа оптимизации можно выпускать документацию по процессу, т. е. переходить к его регламентации. Результатом этого этапа может быть административный регламент или другая документация, установленная внутренними приказами налогового органа. Само наличие точной и прослеживаемой документации на процесс способствует его эффективному исполнению и возможности контроля. Внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов деятельности налогового органа.

Выводы по 2 главе

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее сложными участками работы в СЦ ФЕСКО являются те, которые связаны с поступающей информацией из бизнеса.

В большинстве случаев, причинами возникновения проблем являются следующие:

  • задержка первичных документов, которые должны фиксировать факт совершения хозяйственной операции или подтверждать легитимность сделки с взаимосвязанными сторонами; потеря первичных документов;

  • поступление первичных документов, оформленных по форме и содержанию не в соответствии с требованиями законодательства, такие документы не проходят верификацию в информационной системе на входе, и они возвращаются обратно бизнес.

Все это в полной мере влияет на качество корпоративного учета и отчетности, является триггером снижения качества, предоставляемых сервисных услуг компанией СЦ ФЕСКО и несут угрозы снижения информативности о деятельности Группы компаний FESCO.


Для идентификации и оценки налоговых рисков необходимо результаты действий (бездействия) налогоплательщика соотнести с результатами действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Для качественной оценки рисков необходимо определить степень влияния реализации налогового риска на следующие составляющие внутренней среды компании:

− достоверность информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

− экономическая эффективность деятельности организации;

− сохранность активов;

− следование нормам законов и договорных обязательств.

Таким образом, каждый выявленный налоговый риск необходимо исследовать на качество воздействия на каждую из составляющих внутренней среды компании. Чем сильнее качественное воздействие риска, либо чем больше количество индикаторов, на которые он воздействует, тем сильнее этот риск.

Оптимизация процессов предполагает последовательно–параллельное выполнение шести этапов:

1) формулирование целей оптимизации процессов;

2) выделение и идентификация процессов;

3) моделирование процессов;

4) определение критериев оптимизации процессов;

5) проектирование и оптимизация процессов;

6) регламентация процессов.

Таким образом, процессный подход может быть положен в основу построения эффективной модели налогового администрирования. При этом эффективность процессов можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, – это результативность, т. е. способность процесса давать запланированный результат на выходе с теми требованиями, которые к нему были предъявлены.

Именно ориентация на результат, который можно оценить и за который кто–то несет ответственность, должна стать основой процессной группировки функций, критерием выделения границ процесса. С другой стороны, – минимизация затрат ресурсов, используемых для достижения этого результата.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).

  2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ–3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

  3. Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2017 г. N ММВ–7– 15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

  4. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ–3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». – Текст: электронный// КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_55729/ (дата обращения 15.10.2022).

  5. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.11.2021 N 34) // КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_372761/ (дата обращения 15.10.2022).

  6. Абдикеев Н.М. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; Под науч. ред. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 382 с.

  7. Андерсен Бьёрн. Бизнес–процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2020. – 272 с.

  8. Бабич О.В. Трансформация процесса управления предприятием в рамках становления цифровой экономики / О.В. Бабич, Л.С. Митюченко, И.В. Игольникова, И.Г. Чернышова. – Курск, 2020. – 207с.

  9. Беловицкий К.Б., Николаев В.Г. Экономическая безопасность: учебное пособие. – М.: Научный консультант, 2021. – 286 с.

  10. Гончаренко Л.П., Филин С.А. Риск–менеджмент. –М.: Кнорус, 2019. –215 с.

  11. Исупова О.А. Чеснокова Е.В. Процессный подход к управлению организацией: проблемы становления и преимущества при внедрении // Социогуманитарный вестник. – 2021. – № 1. – С. 34–39.

  12. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур: Теория организации, самоорганизации и управления / Под ред. Подлесных В.И. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2019. –304 с.

  13. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – N 4. – С. 74 – 80.

  14. Полинская, М.В. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования/ М.В. Полинская, А.А. Талалян. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 1. – С. 219 – 224.

  15. Суворова, Е. В. Методика оценки налоговых рисков / Е. В. Суворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64367/ (дата обращения: 10.03.2023).

  16. Сайт Налоговой аналитики– https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru RU.htm (дата обращения: 26.10.2022)

  17. Сульженко, С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации/ С.А. Сульженко // Финансовые исследования. – 2021. – №3 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–nalogovogo–administrirovaniya–v–usloviyah–tsifrovizatsii (дата обращения: 18.10.2022).

  18. Трифонова Е.В. Налоговая безопасность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.–практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf (дата обращения: 26.10.2022)

  19. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес–процессов / Майкл Хаммер, Лиза Хершман ; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 356 с.

  20. Хоминич И.П., Пещанская И.В. Управление финансовыми рисками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 345 с.

  21. Цифровую трансформацию ФНС России обсудили на научно–практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ // Федеральная налоговая служба: сайт. – URL: https://www.nalog.ru/rn 77/news/ activities_fts/10205704/ (дата обращения 15.10.2022).




Глава 3 Апробация модели управления налоговыми рисками

3.1 Разработка модели управления налоговыми рисками, возникающими в системе электронного документооборота
Современные тенденции развития налогового законодательства характеризуются изменчивостью, сложностью, противоречивыми толкованиями, фискальной ориентированностью, что предопределяет возникновение рисков особого типа и необходимость создания эффективной системы контроля.

Мероприятия по оценке и предупреждению налоговых рисков становятся особенно актуальны в условиях затяжного финасового кризиса. Текущие условия вступают в противоречие с трендом прошлых лет по формированию имиджа добросовестного налогоплательщика и ставят под сомнение устойчивость и прозрачность бизнеса. Минимизация налоговых рисков – это действительно эффективный способ для снижения финансовых потерь компании. В свою очередь, недостаточный контроль налоговых рисков может привести к весьма негативным последствиям, таким как снижение стоимости бизнеса, отказ в получении кредитов, административные и уголовные преследования, аресты счетов, банкротство. Сама дефиниция «налоговый риск» является относительно новой в теории и практике налогообложения, и, соответственно, текущие научные исследования проходят в русле уточнения ее содержания и классификационной систематизации. В условиях отсутствия законодательно закрепленного определения, в специализированной литературе присутствуют различные трактовки данного понятия. По результатам анализа ряда уже имеющих в литературе трактовок, в 1 главе настоящего исследования уточнено определение налогового риска – это вероятность (возможность) наступления событий с негативными (неблагоприятными) налоговыми последствиями в отношении применявшегося ранее или действующего в настоящее время порядка формирования налоговой базы. Учитывая дискуссионность представлений о содержании и специфике, а также многообразие налоговых рисков, в 1 главе настоящего исследования приведена классификация налоговых рисков, возникающих у компаний, применяющих электронный документооборот. Как следует из неё, налоговым рискам свойственно многообразие доминирующих факторов, влекущих определенные финансовые потери.

Простейший подход к оценке и интерпретации риска – это представление риска как вероятности проявления опасного фактора, нежелательной ситуации [5]. При этом числовое значение риска определяется в соответствии с теорией вероятностей. Например, вероятность может определяться на основе анализа статистических данных. Однако представление риска как одной только вероятности является несколько однобоким, и во многих случаях недостаточным.


Ранее было отмечено, что управление рисками в последнее время становится весьма актуальным вопросом. Понятие риска используется в различных областях знаний, начиная с математики, логики, статистики, и заканчивая такими дисциплинами, как психология, юриспруденция [1].

Категория любого риска достаточно широко используется в управлении качеством. В частности, оценка риска используется в системе управления безопасностью конечным продуктом ХАССП  (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points, HACCP — анализ рисков и критические контрольные точки) —это концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции [2], а также в FMEA-анализе (аннгл. Failure Mode and Effects Analysisанализ видов и последствий отказов) — это методология проведения анализа и выявления наиболее критических шагов производственных процессов с целью управления качеством продукции. FMEA — это процедура, с помощью которой проводится анализ всех возможных ошибок процесса и определения последствий воздействия на процесс с целью классификации всех ошибок по признаку их критичности для работы процесса [3, 4]. В большинстве случаев при ответе на вопрос, что такое риск и как им управлять многие аналитики ограничиваются определением риска как вероятности возникновения нежелательной ситуации.

FMEA - методологию применяют [8, 52, 57] для системной идентификации возможных отказов процессов и для предотвращения их последствий. В результате этой работы составляется список критических пунктов, а также инструкции (предписания) о том, что должно быть сделано, чтобы минимизировать последствия в случае отказа в ходе осуществления процесса.

Применение FMEA-методологии основано на следующих принципах [8, 52–54, 57]:

Таблица 3.1 Принципы методологии FMEA

Принцип

Интерпретация принципа

Командная работа

Реализация FMEA-методологии осуществляется силами специально подобранной межфункциональной команды специалистов


Иерархичность


Для сложных технических объектов или процессов их изготовления анализу подвергают как объект или процесс в целом, так и их составляющие; отказы составляющих рассматривают по их влиянию на объект (или процесс), в которые они входят

Иитеративность

Анализ повторяют при любых изменениях объекта или требований к нему, которые могут привести к изменению комплексного риска отказа


Регистрация результатов проведения FMEA

В соответствующих отчетных документах должны быть зафиксированы результаты проведенного анализа и решения о необходимых изменениях и действиях.