Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти документы закрепляли ряд традиционных прав и свобод, процессуальные гарантии в соответствии с теоретическими установками доктрины естественного права, а именно: автономию человека, разделение властей, народный суверенитет, экономическую свободу.
Идеи американской Конституции вошли в конституции стран латиноамериканского континента (Аргентины, Венесуэлы, Мексики и др.).
Новый этап в развитии теории и практики правового положения личности в движении к правовому государству связан с Великой французской буржуазной революцией, которая дала миру Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.), провозгласившую свободу, равенство и братство всех людей, обеспечение и защиту естественных и неотчуждаемых прав человека. Был провозглашен принцип равенства всех граждан перед законом в контексте идей о государстве как общественном договоре. В нем отмечается, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств". Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые, священные права человека. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация закрепляет презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.
В основе Декларации прав человека и гражданина лежали идеи естественного права, которому должны соответствовать законы государства (позитивное право). Иными словами, естественное право - это идеал, реально обусловленный складывающимися условиями общественной жизни. Права человека и гражданина для той поры - это каталог буржуазно-демократических прав и свобод личности: право частной собственности, свобода предпринимательства, право личной безопасности, свобода совести и др. Получив закрепление в законах буржуазных государств, права человека становятся правами гражданина конкретного государства. Декларация прав человека и гражданина, практика ее реализации стали колоссальным шагом вперед, прорывом в развитии свободы личности.
Декларация прав человека и гражданина, испытавшая влияние предшествующего англосаксонского опыта в сфере прав и свобод человека, в дальнейшем оказала неоспоримое влияние на повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина, на практическую реализацию идей правового государства. Положения о правах человека были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую Конституции. Декларация прав человека и гражданина стала историческим завоеванием всего человечества, несомненно, приобрела всемирное значение.
Классическое представление о правовом государстве во взаимоотношениях с индивидом исходило из идеи негативной свободы, т.е. свободы личности от любых посягательств со стороны других субъектов права. Цель государства - охрана личности от подобного вмешательства. Роль государства сводилась к осуществлению охранительных (полицейских) функций, к роли "ночного сторожа". Локк цель государства видел в потребности охраны собственника и отрицал его право выхода за пределы этой цели. Т. Пейн утверждал, что общество само в состоянии делать почти все, что возлагается на правительство. Идеологи раннебуржуазного общества роль государства сводили к необходимости охраны свободы и прав человека от чьих бы то ни было (в том числе и самого государства) посягательств. Это так называемая личная (гражданская) свобода, при наличии которой человек может самостоятельно и автономно использовать свои способности и возможности. Прежде всего, речь шла о невмешательстве, пресечении государственного вмешательства в экономику, рыночную сферу. Политические отношения индивида и власти служили способом защиты личной экономической свободы. Поэтому понятие правового государства, господства права на ранних этапах буржуазного развития означало, прежде всего, ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью в условиях рыночных отношений.
Однако уже Гегель увидел узость, ограниченность крайнего индивидуализма, характерного для гражданского общества периода раннего капитализма, о котором он писал: "Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обеим физического и нравственного вырождения" <1>. Поэтому вся гегелевская доктрина направлена была на возвышение государства, воплощавшего право, нравственность, призванные примирить противоречивые интересы индивидов. В своей философии права он стремился к преодолению крайнего индивидуализма через моральные и нравственные ступени развития общества, через государство,
которое является воплощением разума, свободы и права. Возник и стал развиваться новый подход к определению и осмыслению правового положения личности в виде юридического позитивизма, который исходил скорее из сущего, нежели из должного.
--------------------------------
<1> Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 213.
Юридический позитивизм в период своего возникновения резко выступал против доктрины естественного права. Источником права и прав человека признавалось государство, которое стоит над обществом и формирует общеобязательные законы. Позитивистские конструкции были развиты в нормативистской теории Г. Кельзена, который считал, что государство не может быть вторичным по отношению к праву, стоять позади права, так как оно является воплощением правопорядка. Согласно этому подходу права человека, их содержание определяются государством, которое дарует их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции. Права человека служили целям подчинения индивида государству. Юридический позитивизм сосредоточивал свое внимание на практической реализации норм права, на их гарантированности государством, на обеспечении законности.
Социологический юридический позитивизм, обращаясь к обширному фактическому материалу, подготавливал почву для системного подхода к правовому положению личности. Права личности начинали рассматривать как институт, соответствующий определенному типу общественных отношений и выполняющий системосохраняющую и системообразующую роль.
В рамках социологической правовой доктрины наметилось объединение формально-догматического и аксиологического подходов, были выявлены историческая закономерность появления и социальная обусловленность функционирования института правового положения личности. По различным мотивам представители этого направления приходили к выводу о том, что индивид должен обладать определенной мерой свободы и возможностью претендовать на некоторые блага. Гарантии прав личности усматривались в общественном сознании и психологии.
С развитием буржуазного общества все большую силу набирают социалистические учения в лице основоположников марксизма Маркса и Энгельса и их последователей.
Общий подход к пониманию и оценке права и правового положения личности определялся представлениями марксистов о коммунистическом обществе и путях его построения, об отмирании государства и права. Они придерживались классово-исторического подхода к праву и правовому положению личности. С одной стороны, демонстрировалось положительное отношение к буржуазно-демократическим правам и свободам человека и гражданина как к средству классовой борьбы, защиты интересов трудящихся, подготовки пролетарской революции и диктатуры пролетариата, с другой - подчеркивался их формальный, фиктивный, ограниченно-классовый характер для трудящихся.
Согласно марксистским взглядам коммунистическое общество представлялось как гармоничное, рациональное и планомерное образование, лишенное социальных противоречий и антагонизмов, а следовательно, государственного принуждения и правового регулирования. Отсюда отношение марксистов к правам личности было как к явлению переходного периода, как к явлению несущественному, факультативному. Притязания личности на социальные блага связывались с принадлежностью к классу трудящихся и реализуются они, как правило, через коллектив. В произведениях теоретиков марксизма и в программах социалистических партий вопрос о правах личности не находил систематического, развернутого изложения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве. История развития и современность. М., 1978. С. 112 - 127.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>
§ 3. Развитие учений о правовом положении
личности в российской правовой мысли
Высказанное в литературе мнение Лукашевой о том, что Россия "не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации, в том числе и европейской", является односторонним. "Одна из важнейших составляющих европейской цивилизации, начиная с XVII в. - идея прав человека, - пишет Лукашева, - никогда не была значимой в политических доктринах мыслителей России и поэтому не могла завоевать общественного сознания и стать целью социального развития" <1>. Россия отставала в общественном развитии во временном пространстве, но не была на обочине общечеловеческого прогресса.
С другой стороны, на наш взгляд, допускается преувеличение, когда утверждается, что русские правоведы "сыграли существенную роль в формировании самих основ мировых либеральных взглядов" <2>.
--------------------------------
<1> Лукашева Е.А. Генезис прав человека и правового государства. С. 66 - 67.
<2> Алексеев С.С. Правозаконность // Российские вести. 1995. 31 окт.
Концепции правового положения личности и взгляды на правовое государство в России до 1917 г. развивались в том же направлении, что и на Западе, но со своей особенной спецификой. Дореволюционная российская юридическая мысль не стояла в стороне от общецивилизационных процессов по вопросам правового положения личности. Российская правовая мысль возникла и испытывала серьезное влияние западноевропейской теории и практики, имела свою собственную либерально-правовую традицию по проблемам правового положения личности, взаимосвязей человека, права и государства.
Идея положения человека в обществе и государстве вызревала и развивалась в рамках освободительного процесса, основная задача которого состояла в отмене крепостного права. В.Ю. Багдасаров отмечает и другие особенности российской правовой мысли относительно прав человека <1>: распространение идеи прав человека шло сверху, от правящих и образованных социальных слоев; реализация прав человека более связывалась с действиями государства, чем гражданского общества; существовало значительное число радикалистских и утопических проектов обеспечения прав личности; особое внимание было обращено к интеллектуальным правам; идея ограничения верховной власти часто связывалась с неформальными факторами сдерживания.