Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Говоря о положении личности в феодальном обществе, развитии идей прав человека и гражданина в этот период, нельзя идеализировать это общество. Для него был характерен жесточайший гнет крепостных крестьян, открытый произвол и насилие феодалов по отношению к зависимым от них сословиям даже вопреки требованиям сословного права как права привилегий.
Сословность (корпоративность) означала равенство прав членов сословия (корпорации), предполагала защиту их корпоративных прав и интересов от посягательств как со стороны государства в лице монарха, так и со стороны других сословных структур (учреждений). Принцип равноправия, таким образом, получает развитие, наполняется новым содержанием, расширяет рамки свободы той или иной личности и общества в целом.
Характерным в этом отношении является законодательство Англии. Уже Великая хартия вольностей (1215 г.) провозгласила ряд прав и свобод, ограничила произвол короля в отношении крупных феодалов (баронов), закрепив принципы законности и суда равных: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны" <1>. Указанный акт получил развитие в Петиции о правах (1628 г.), которая возлагала определенные обязанности на короля, призванные защищать подданных от произвола королевской власти. В Петиции о правах закреплялись право неприкосновенности личности и право равенства всех лиц перед законом независимо от социального статуса в случаях совершения преступления или присуждения к смертной казни.
--------------------------------
<1> Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. С. 39.
Хабеас Корпус акт (1679 г.) установил надлежащую процедуру как гарантию неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности правовые средства.
Билль о правах (1689 г.), утверждая конституционную монархию, явился по существу договором между королевской властью и парламентом. Билль о правах установил свободу выборов в парламент, свободу слова и прений в парламенте, право обращения подданных с петициями к королю, запретил без согласия парламента приостанавливать действие законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время.
Акт об устроении (престолонаследии) (1701 г.) установил верховенство парламента в законодательстве, ответственность министров перед парламентом, несменяемость судей, другие нововведения, расширившие свободу личности от произвола властей, что было обусловлено интенсивным развитием экономических отношений, усилением власти нового сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу, монархическому абсолютизму. Права человека рассматривать как привилегии, дарованные королем, сеньорами своим вассалам. Развитие протестантизма (в первую очередь, в средневековой Англии) сопровождалось утверждением идей ограничения законом абсолютной власти короля и его вассалов, признанием права вассалов на жизнь и свободу, на судебные гарантии их осуществления. Однако законы, закрепляющие права вассалов в отношениях с королем, не были универсальными, носили ограниченный, корпоративный характер. Плюрализм же вероисповеданий вел к возможности признания идеи прав человека над конфессиональностью характера, что несомненно имело прогрессивное значение <1>.
--------------------------------
<1> См.: Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики. Волгоград, 2004. С. 15 - 16.
Новым этапом в прогрессивном развитии социально-правового положения личности явилось становление и развитие капиталистической общественно-экономической формации. В капиталистическом обществе правовое положение личности несет на себе отпечаток глубоких антагонистических противоречий, существующих между индивидом и обществом, личностью и государством, здесь ценность личности определяется той собственностью, которой она обладает. Не случайно Маркс и Энгельс подчеркивали, что "в буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью" <1>, а свобода тех, кто имеет частную собственность, - это свобода их капитала, а не свобода их личности, так как обладают они ею не благодаря своим индивидуальным, истинно человеческим качествам, а благодаря лишь тому капиталу, который по воле случая попал к ним; вся их деятельность становится, по словам Маркса, лишь "функцией капитала", которому они подчинены как силе, стоящей над ними <2>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 439.
<2> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 606.
§ 2. Развитие западноевропейских учений
о правовом положении личности
Как справедливо отмечали Маркс и Энгельс, формирование буржуазного гражданского общества освещалось юридическим мировоззрением буржуазии, где "место догмы, божественного права заняло право человека, а место церкви - государство" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Т. 21. С. 491, 498.
Формирование капитализма в идеологическом отношении сопровождалось распространением просветительских учений нового времени великих мыслителей - Г. Гегеля, Г. Гроция, Т. Джефферсона, И. Канта, Дж. Лильберна, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Мэдисона, Т. Пейна, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы и др. Огромное влияние на развитие концепций правового положения личности имели философия, этика, политология, юриспруденция.
В западноевропейской политико-правовой мысли ведущее место в обосновании правового положения личности заняла естественно-правовая концепция прав человека и гражданина в различных ее модификациях. Согласно этой доктрине права присущи человеку от рождения. Они самодостаточны и независимы от усмотрения и воли государства, так как предначертаны человеку самой природой или Творцом. Естественно-правовая концепция делает акцент на автономии личности, ее индивидуальности.
В центре концепций и доктрин Нового времени стояли идеи свободы и прав человека, определяющие новые принципы отношений индивида и государства; идеи о том, что государственная власть должна, руководствуясь не произволом, а законом, охранять неотъемлемо принадлежащие человеку права и свободы. Естественные, неотчуждаемые права человека ставились выше государственной власти, они призваны ограничивать, удерживать ее от произвола и насилия. По мнению Г. Гроция, "государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" <1>.
--------------------------------
<1> Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.
В основе образования государства, по мнению многих идеологов нового политико-правового мышления, лежит заключение общественного договора. "Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа" <1>. По мнению сторонников общественного договора, созданию государства предшествовало естественное состояние людей, которое не обеспечивало государство, закон, поэтому люди приходят к пониманию необходимости заключения общественного договора, цель которого есть обеспечение свободы и собственности. Созданное путем общественного договора государство должно опираться на господство права, основанного на естественных неотчуждаемых правах человека, и на разделение властей. Естественные права человека (право на жизнь, собственность и др.) Локк связывал с его свободой, которая должна быть оберегаема в государстве, основанном на праве: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в том обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем" <2>. В этих положениях Локка ярко прослеживается неразрывная связь свободы, прав человека, господства права, обеспечивающего всем равное положение в обществе.
--------------------------------
<1> Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1. С. 66.
<2> Там же. С. 16 - 17.
Ш. Монтескье проводил четкую грань между правлением при посредстве законов и деспотическим режимом, который вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица <1>. Правление при посредстве законов основывается на разделении властей, призванных сдерживать друг друга. При разделении властей возможен "государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 169.
<2> Там же. С. 289.
Ощутимый вклад в разработку теории взаимосвязей личности, права и государства внес немецкий философ И. Кант.
Государство, по его мнению, есть союз множества людей под господством права. "Наилучший строй тот, - писал Кант, - где власть принадлежит не людям, а законам" <1>. Особое значение Кант придавал конституции, конституционному закону. Там, где государство основано на конституционном праве, отвечает общей воле народа, там государство - правомерное, в условиях которого не может быть патерналистского вмешательства государственной власти в дела личности, чем бы это ни оправдывалось.
--------------------------------
<1> Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 4. С. 283.
Способом достижения правомерного государства Кант полагал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых автономна, т.е. действует в рамках своей компетенции. Если первая из властей издает законы как власть суверенная, вторая - действует на основе законов, то судебная власть "говорит о том, что есть право". Она решает спор, выступает против антизаконных действий.
Основополагающая идея Канта о правомерном государстве заключалась в следующем: гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к исполнению закона, которой обладает властвующий в его отношении к гражданину.
Таким образом, идея свободы индивида, выдвинутая просветителями, была развита в работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным обществом: "Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" <1>. Эта свобода, по Канту, независима от внешних обстоятельств, она - естественное прирожденное право человека.
--------------------------------
<1> Там же. С. 139.
Кант полагал, что каждое лицо независимо от его социального статуса обладает совокупностью прирожденных прав, вечных и неизменяемых. Ограничение личной свободы он видит в свободе других: свобода самоопределения настолько широка, насколько она совмещается со свободой других. В итоге должна быть совокупность выгод, говоря современным языком, сочетание интересов.
Кантовская идея свободной автономной личности несла в себе мощную гуманистическую направленность. В кантовской философии, по мнению Гегеля, человек обретает в самом себе устойчивый центр, и для его воли нет "другой цели, кроме той, которую она черпает из себя самого, кроме цели ее свободы" <1>.
--------------------------------
<1> Гегель Г.В.Ф. Соч. М.; Л., 1935. Т. XI. С. 444.
Последователи Канта, опираясь и на идеи его предшественников (Ч. Вольф, С. Пуфендорф, Ф.Ю. Шталь, Л. Штейн и др.), в развернутом виде аргументировали идею правового государства (А.В. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, П. Лабанд, А. Эсмен и др.). Еллинек подчеркивал, что правовым государством может считаться лишь то государство, в котором законодатель так же подзаконен, как и гражданин.
В буржуазном обществе признаются и закрепляются в законе права человека как члена гражданского общества, прежде всего, политического сообщества (государства).
Имея в виду буржуазное общество и государство, Маркс и Энгельс писали: "...признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. А именно, подобно тому, как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество, равно как и человека гражданского общества, т.е. независимого человека, связанного с другим человеком только узами частного интереса и бессознательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности. Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества, в силу собственного своего развития вынужденного вырваться из старых политических оков, современное государство, со своей стороны, признало путем провозглашения прав человека свое собственное материнское лоно и свою собственную основу" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 125 - 126.
Всемирно-историческое значение имела борьба за права человека и другие принципы правового государства в США. Первыми юридическими документами в истории, которые провозгласили права человека, считаются: Билль о правах (1776 г.), принятый конгрессом народных представителей штата Вирджиния в Северной Америке, Декларация независимости США (1776 г.), принятая Континентальным конгрессом тринадцати североамериканских колоний, затем Конституция США (1787 г.) и знаменитые десять поправок к ней, известные как Билль о правах (1791 г.). Особые билли о правах были приняты в период с 1776 по 1783 г. в штатах Мэриленд, Пенсильвания, Северная Каролина, Вермонт, Массачусетс, Делавэр, Нью-Хэмпшир.