Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. Формирование категории универсальных и

фундаментальных прав человека и гражданина
Активное развитие прав и свобод человека и гражданина в XX в. Все более права и свободы личности становятся критерием прогрессивного общественного развития, мерилом утверждения идей правового государства, стержнем международного сотрудничества.

На всех этапах общественно-исторического развития права человека и гражданина, как справедливо отмечает В.С. Нерсесянц, выступают как права-привилегии для ограниченного круга людей. Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей (т.е. вместе с тем и идея прав человека как человека), - продолжает Нерсесянц, - не была реализована и в средние века; но она не была забыта и продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых философов, юристов и т.д.). Это было исторически перспективное направление, оказавшее влияние на формирование тех тенденций и юридических конструкций прав и свобод человека, с которыми, в свою очередь, связаны современные представления о правах человека" <1>.

--------------------------------

<1> Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 108 - 109.
В современном мире сформировалась категория универсальных (всеобщих) прав личности в контексте всеобщего равенства людей, которая имеет общеправовой смысл, единый для всего мирового сообщества.

Наряду с понятием универсальных, всеобщих прав человека как реакция на отказ от категории прав-привилегий постепенно формируется понятие основных, фундаментальных прав и свобод человека, которые все более закрепляются в международно-правовых документах с учетом практики внутреннего законодательства различных государств, в том числе и бывших социалистических стран. Основные (фундаментальные) права приобретают тем самым характер международно-правовых минимальных стандартов в области прав человека и гражданина, становятся той планкой, ниже которой любое государство, претендующее называться демократическим, правовым и социальным, не может опускаться. Права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней политики и практики государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и "развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами" <1>.


--------------------------------

<1> Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 10 - 11.
Новый этап в истории прав человека начался после Второй мировой войны, когда получили развитие процессы интеграции и сотрудничества государств. Права человека, благодаря международным совместным действиям, получили всеобщее признание. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая стала первым в истории универсальным международным документом с перечнем прав человека и основных свобод. Мировое сообщество принимает один за другим ряд международно-правовых актов в сфере прав и свобод человека: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и др.

Дальнейший общественный прогресс связан с конкретизацией и расширением каталога основных прав и свобод человека, признанием, обеспечением на государственном уровне, организацией международного контроля за их соблюдением и защитой.

Таким образом, под правами человека в международно-правовой интерпретации понимаются основные, фундаментальные права, которые носят универсальный, всеобщий характер (распространяются на всех, кто принадлежит к биологическому виду homo sapiens) и которые являются эгалитарными (все равноправны), системно обеспечивающими достойную жизнь и развитие личности в условиях достижений современного общественно-исторического прогресса.

Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является категорическим императивом международного сообщества.

Основные, фундаментальные права человека и гражданина различаются по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные возможности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Это права на: свободу мысли, совести и религии; ведение государственных дел; равенство перед законом; право на жизнь, свободу и безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Это права, реализующие так называемую негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.



Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы трудящихся за улучшение своего экономического положения, обеспечение минимума образования, медицинского и социального обеспечения (так называемые позитивные права). Для реализации этих прав требуются регулятивная организационная, координирующая и иные формы деятельности государства по их признанию и обеспечению.

В конце XIX в. - начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных в обществе. В правовых теориях все больше внимания уделялось обоснованию социально-экономических и культурных прав, направленных на обеспечение пользования минимумами материальных и духовных благ, создаваемых трудящимися в обществе.

Понятие негативной свободы после прохождения капитализмом периода первоначального накопления вступало в противоречие с общественными и индивидуальными потребностями. Индивид расширил свои требования на новом этапе развития либерализма, относящемся ко второй половине XIX в.: все чаще негативное понимание свободы дополняется позитивным пониманием свободы, т.е. требованием к государству о получении от него определенных благ, на более активное участие электората в осуществлении власти и т.д.

Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства не сводится только к охранительным функциям: оно обретает определенные (пока весьма ограниченные) социальные функции. В противовес первоначальным замыслам буржуазных либеральных идеологов, отстаивающих свободу конкуренции и недопустимость государственного вмешательства в процесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое государство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.

Особенно теоретическая модель правового государства обогатилась новым содержанием после Второй мировой войны, когда наблюдался подъем демократии в результате победы над фашизмом, развитие социальных функций государств, что позволило выдвинуть концепцию народного капитализма. Идеал правового государства все более приобретал значение государства всеобщего благоденствия, социально ориентированного демократического государства, результатом чего стало международное признание социально-экономических и культурных прав граждан (не без влияния и социалистических государств). По пути закрепления ряда социально-экономических и культурных прав идет законодательство ряда европейских государств (ФРГ, Франции, Испании, Италии, Португалии и др.).


Социально-экономические и культурные права нашли широкое закрепление в конституциях социалистических государств (СССР и др.), что оказало сильное воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав человека второго поколения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах явился огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении их каталога.

После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Природа прав третьего поколения составляет предмет дискуссии. Следует согласиться с мнением Р.А. Мюллерсона о том, что права человека третьего поколения одновременно являются правами народов: на мир, на здоровую окружающую среду, на прогрессивное, социальное и экономическое развитие конкретного общества и всего мирового сообщества. Они принадлежат каждому человеку и каждому народу, можно сказать, человечеству в целом <1>. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными правами и могут осуществляться не столько отдельным человеком, сколько коллективами, общностями, государствами <2>. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена коллектива, общности, государственно-организованного общества. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость. В ее основе должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав должно в максимальной степени удовлетворять индивидуальные интересы личности.

--------------------------------

<1> См.: Мюллерсон Р.А. Указ. соч. С. 30.

<2> См.: Лукашева Е.А. Генезис идей прав человека и правового государства. С. 27.
Нет сомнения в том, что права человека и права коллективов, общностей, государств будут развиваться, учитывая динамизм общественных отношений современного мира. Возрастает притязание индивидов на обогащение своих интересов и потребностей, на все большую солидарность в формулировании своих интересов различными общностями (нациями, народами, общественными движениями). Это закономерный процесс, который может сопровождаться принятием новых международно-правовых документов, включающих более широкий перечень коллективных прав.

Права, свободы и обязанности личности все более приобретают характер глобальной проблемы в контексте новых вызовов, связанных с международным терроризмом, межэтническими и межконфессиональными конфликтами, наркобизнесом, торговлей людьми, наднациональной организованной преступностью, эпидемиями, природными и техногенными катастрофами.


В последние годы все чаще в литературе подвергается сомнению либо отрицается универсальный характер прав человека и гражданина <1>. Так, В.А. Максименко приходит к выводу, что концепции прав человека и гражданина в виде естественно-правовых, позитивных и иных теорий являются продуктом социально-культурного развития западного общества, европейской философско-правовой мысли и предметом европейского (романо-германского и англосаксонского) законодательства. А потому западноевропейская концепция прав человека и гражданина не может быть универсальной. Нет универсализма и в практике закрепления и реализации прав человека в отдельных государствах западной культуры. Идею прав человека в ее западном истолковании, продолжает Максименко, нельзя абсолютизировать, превращать в средство идеологической борьбы, политического давления на те государства, где возможны иные воззрения на отдельные права человека и практику их реализации, на соотношение индивидуального и коллективного, на соотношение прав и обязанностей личности в обществе и государстве. Процесс глобализации не может служить оправданием универсализации прав человека, так как естественным (неотчуждаемым) правом каждого народа, этноса является право на родной язык, самобытную культуру, собственный образ жизни. Поэтому нормы о правах и свободах человека должны отвечать требованиям конкретного общества, могут быть многовариантно выражены. Универсальными могут быть признаны только те права личности, которые, как верно отмечает Максименко, "отвечают на назревшие социальные проблемы, учитывают культурное своеобразие, религиозные традиции и верования, опыт, накопленный предшествующими поколениями, нравственные устои общества" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 323 - 324; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. С. 104 - 109, 152; Бергман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. С. 48.

<2> Максименко В.А. Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 12 - 15.
Бехруз Хашматулла, рассматривая особенности трактовки прав мусульман и прав немусульман в условиях исламской цивилизации, отмечает, что есть в ряде мусульманских государств попытки модернизации исламского видения прав человека на основе Общей исламской декларации прав человека (1981 г.), Каирской декларации прав человека в исламе (1990 г.) и Арабской хартии прав человека (1994 г.). Однако их реализация в исламских государствах сопряжена с большими трудностями <1>.