Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Признание, соблюдение и защита общепризнанных прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Положения ст. 17 Конституции РФ конкретизируют целеполагающие установления, содержащиеся в ст. 2 Конституции РФ. Конституционный принцип признания, соблюдения и защиты общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина государством нашел свое закрепление в ряде статей Конституции РФ (ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 45, 46, ч. 1 ст. 55).

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с действующей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Основные права и свободы человека и гражданина - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Как правило, в современном виде они находят закрепление в международно-правовых документах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколах к ней.

При характеристике рассматриваемого принципа правового положения следует учитывать, что данный принцип распространяет свое действие не только на фундаментальные и универсальные права и свободы, входящие в состав правового статуса, но и на права в сфере отношений гражданства и правосубъектности (право на гражданство, право иметь, реализовать и защищать права не только их носителю, но и его законным представителям и др.).

Конституция РФ в ч. 2 ст. 17 дает одну из фундаментальных характеристик признания и гарантирования основных прав и свобод граждан в качестве конституционных: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В данном случае выделяется категория основных прав и свобод человека, т.е. таких социальных возможностей личности, без которых невозможны существование и достойная жизнь человека. Но это не просто элементарные права и свободы, а именно основные фундаментальные с точки зрения достигнутого обществом прогресса. Поэтому к числу основных прав и свобод человека могут быть отнесены не только права на жизнь, на неприкосновенность, на свободу убеждений, но и такие, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу всех видов творчества и преподавания, что связано как с защитной функцией государства, так и с его социальной политикой и практикой, вытекающими из правового и социального характера демократического государства. Человек не может быть лишен основных, фундаментальных прав и свобод в зависимости от воли государства. Здесь приоритет принадлежит самим основным правам и свободам человека, а не воле государства.


Объективный анализ содержания Конституции РФ, подтвержденный экспертными заключениями Комиссии Совета Европы "За демократию через право" (Венецианской комиссии), показывает, что содержащийся в ней перечень прав и свобод человека и гражданина в полном объеме соответствует каталогу основных прав и свобод согласно международно-правовым стандартам.

Однако отсутствие в Конституции РФ прямого закрепления общепризнанного права или свободы человека и гражданина с точки зрения международно-правового стандарта или не всегда тождественное их словесное выражение в Конституции не означают их отрицания (непризнания) или умаления (принижения значения). На это четко указывает ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

Конституционный Суд РФ в своей практике при оценке конституционности норм отраслевого (текущего) законодательства относительно прав и свобод граждан опирается на общепризнанные международные нормы о правах и свободах человека, не нашедших прямого отражения в Конституции РФ.

Как известно, ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждают открытость перечня прав и основных свобод человека и гражданина, возможность появления новых (например, из числа прав третьего поколения).

Основные права и свободы человека и гражданина не только провозглашаются, они гарантируются государством в своей реализации, охране и защите.

Соблюдение официально признанных Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина есть конституционная обязанность государства.

Иными словами, права и свободы должны быть реальными для каждого человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина прежде всего следует классифицировать на те, которые обеспечивают, во-первых, осуществление (реализацию) прав и свобод человека и гражданина, во-вторых, надлежащую охрану и эффективную защиту всеми законными способами и средствами. К юридическим гарантиям реализации прав и свобод следует отнести установленные законом условия и средства, направленные на пользование конкретными индивидами теми благами, которые лежат в основе содержания прав и свобод. Это, прежде всего, юридические факты, с которыми связано действие конституционных и иных правовых норм,

закрепляющих права и свободы граждан, юридические процедуры использования прав и свобод. Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль в их действенности играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. В отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Защита прав и свобод человека - особая конституционная обязанность государства. На практике нет автоматической реализации прав и свобод человека. Зачастую необходима борьба за права и свободы (борьба за право), когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения как со стороны других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, права и свободы восстановлены, а виновные в их нарушении - наказаны.

Положения ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ в развитие обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, установленной ст. 2 Конституции, свидетельствуют о возложении государства на себя обязанности гарантировать государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека.

Юридическими гарантиями охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина являются юридические средства профилактики (предупреждения) нарушений прав и свобод, а также установленные законом юридические способы и средства восстановления нарушенных прав и свобод и привлечения к юридической ответственности лиц, виновных в такого рода правонарушениях.

В защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

В правовом государстве особая роль в юридической защите прав и свобод человека отводится независимому суду. Создаются и другие специализированные правоохранительные органы, призванные осуществлять защиту, т.е. восстановление нарушенных прав и свобод человека. Все основные, в том числе конституционно закрепленные, права и свободы граждан подлежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование нарушений как индивидуальных, так и коллективных конституционных прав и свобод граждан.


Следует особо подчеркнуть, что защита прав и свобод граждан в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне, но и соответствующими органами публичной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления, в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>4>4>3>2>1>3>2>1>
§ 3. Принципы правового статуса личности
Ядро правового положения личности составляет система прав, свобод, законных интересов и обязанностей личности, т.е. ее правовой статус. Для правового статуса характерны специальные (чистые) принципы, основные из которых закреплены Конституцией РФ.

Полнота основных прав, свобод и равенство обязанностей граждан. Конституция РФ в ч. 2 ст. 6 устанавливает принцип, согласно которому "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации обусловлен прежде всего установлением, содержащимся в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это положение определяется и более общим положением Конституции РФ, содержащимся в ч. 4 ст. 15, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Полнота конституционных прав и свобод граждан определяется их закреплением во всех областях их жизнедеятельности - экономической, социальной, политической и личной (частной), сохранив достижения предшествующего развития российского общества и государства и скорректировав их перечень, содержание и гарантии реализации и защиты. В связи с этим принципиальным является положение ч. 1 ст. 6 Конституции РФ о том, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения, что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства: права, свободы, обязанности, ответственность, защита и покровительство в равной мере относятся ко всем лицам, независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство Российской Федерации. Это конституционное положение закреплено потому, что в ряде государств правовой статус лиц, приобретавших гражданство по различным основаниям, неодинаков, он может иметь определенные различия.

Полнота правового статуса граждан зависит не только от перечня прав и свобод для каждого гражданина, но и от равных обязанностей, установленных Конституцией РФ.

Недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип сформулирован в ч. ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции РФ. Как уже отмечалось, согласно Конституции РФ не должно быть отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, не нашедших прямого конституционного закрепления (ч. 1 ст. 55).