Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что Основной закон ФРГ позволяет ограничивать основные права отдельных лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Лишение указанных прав и его объем определяются федеральным конституционным судом. В России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе возможно, но оно также требует четкого законодательного регулирования, механизма такого индивидуального ограничения.

Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантированная государственная защита прав и свобод человека и гражданина возведена в ранг конституционного принципа.

Указанный принцип является конкретизацией конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, установленной ст. 2 Конституции РФ. Это положение свидетельствует о возложении государства на себя обязанности гарантировать государственную защиту прав и свобод личности в Российской Федерации.

В Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя установление органов публичной власти, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Установление такого рода органов и их компетенции определяется особенностями государственного устройства (в России немаловажное значение имеет федеративная природа государства), историческими традициями, международным опытом, требованиями, вытекающими из международных договоров Российской Федерации.

В защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны законодательно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением, реализацией, охраной и защитой прав и свобод российских граждан, конкретизировать конституционные (основные) права и свободы граждан, создавать юридические механизмы их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. Конституция РФ регулирование отношений по поводу прав и свобод граждан относит к исключительному ведению Российской Федерации, а их защиту - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Президент РФ как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан (как показал опыт, в разрешении конфликтов между Российской Федерацией и ее субъектом). Ряд полномочий Президента РФ непосредственно связан с осуществлением прав личности (решение вопросов российского гражданства, помилования и др.).

На защиту прав и свобод личности в Российской Федерации направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Активную роль в защите прав и свобод личности играют Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства - Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ и др. Особо следует выделить милицию и другие структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина. В работе этого Министерства и других государственных органов очень много серьезных недостатков, преодоление которых, прежде всего, связано с повышением уровня профессионализма и правовой культуры в деятельности органов внутренних дел, развитием проводимых в стране реформ, повышением жизненного уровня населения, возрождением духовности народа.

Конституция РФ предусмотрела введение нового для России института Уполномоченного по правам человека (аналогично широко известному на Западе институту омбудсмена). Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации является представителем Федерального Собрания Российской Федерации, который осуществляет контрольную функцию последнего в области соблюдения и охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Общественное мнение возлагает вполне определенные надежды на эффективное функционирование этого института.

Защита прав и свобод личности традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации. В настоящее время активно обсуждаются проблемы реформирования прокуратуры с учетом международного опыта, уточнения ее компетенции в сфере так называемого общего надзора, изменения законодательства о юрисдикционном процессе. Прокурор рассматривает жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, по привлечению к юридической ответственности лиц, нарушивших закон, к возмещению причиненного ими ущерба.



Следует особо подчеркнуть, что защита прав и свобод граждан в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне, но и соответствующими органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

Гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. В систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве входит их судебная защита.

В силу исключительной роли и значимости суда в защите прав и свобод личности Конституция РФ рассматривает гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве специального, самостоятельного конституционного принципа, характеризующего отношения личности и правового государства.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому индивиду, находящемуся на территории Российской Федерации, гарантируется судебная защита его прав и свобод в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека "на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом". Речь в данном случае идет о судебной защите всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как в Конституции РФ, так и в других законах Российской Федерации.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного), в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений, в возможности исправления судебной ошибки и т.п.

Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": федеральными судами (Конституционным Судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции) и судами субъектов Российской Федерации (конституционными (уставными) судами, мировыми судьями). В рамках указанного судоустройства возможно создание специализированных судов по разрешению специальных категорий дел, например административных судов.


В демократическом правовом государстве отношения личности и власти регламентируются конституцией и законом. Поэтому Конституция РФ особое значение придает внимательному разрешению возникающих конфликтов между властью и личностью в судебном порядке, устанавливая в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ положение, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из действующего текущего (отраслевого) законодательства и практики его применения судами, в контексте содержания ст. 46 Конституции РФ объектами обжалования в суд могут быть:

федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, другие нормативные акты федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях нарушения ими прав и свобод граждан;

правоприменительные акты органов публичной власти любого уровня, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих конкретные права и свободы граждан;

неправомерные действия органов публичной власти любого уровня, общественных объединений и должностных лиц;

бездействие органов публичной власти, общественных объединений и должностных лиц вопреки требованиям закона или законно вынесенным актам его применения (невыдача зарплаты, пособия, пенсии и т.п.).

Основания для обжалования указанных выше актов, решений и действий (бездействия) могут быть различными: и прямое нарушение права или свободы, и создание препятствий для осуществления прав и свобод, и незаконное возложение обязанности либо установление запрета, незаконное привлечение к юридической ответственности и т.д.

Следует признать, что гражданин может обжаловать не только соответствующие акты, действия, решения общественных объединений (партий, общественно-политических, культурных и иных общественных организаций, объединений по интересам), но и объединений коммерческого характера (акционерных обществ, товариществ, частных, смешанных, унитарных предприятий и др.).

Из содержания ч. 2 ст. 46 Конституции РФ вытекает, что возможно обжалование решений и действий правоохранительных органов и их должностных лиц - прокуроров, следователей, дознавателей, начальников следственных отделов, уголовно-исполнительных учреждений, служб безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и т.д. Сами сотрудники указанных органов могут обращаться в суд для защиты всех своих прав и свобод без какого-либо исключения. С этих позиций идет постепенное очищение текущего (отраслевого) законодательства от всякого рода ограничений и исключений относительно возможности со стороны любого гражданина обжаловать в суд нарушения его прав и свобод. В этом процессе особую роль сыграл и играет Конституционный Суд РФ, который признал неконституционными ряд положений закона, ограничивающих право граждан на судебное обжалование. Вопрос о судебном обжаловании должен найти более полное отражение в законах, посвященных регулированию разнообразных общественных отношений, участниками которых выступают граждане и другие лица.


Основания и порядок обжалования федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в случаях нарушения ими конституционных прав и свобод граждан предусмотрены Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Основания и порядок обжалования нормативных актов, действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений и должностных лиц в порядке гражданского судопроизводства отрегулированы Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с последующими изменениями). Согласно ст. 3 названного Закона не могут быть объектом судебного обжалования в порядке гражданского судопроизводства: 1) действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; 2) действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, по спорам, которые разрешаются в порядке арбитражного, уголовного судопроизводства). Особенности рассмотрения жалоб в конкретных видах судопроизводства не должны ограничивать само право гражданина обжаловать в суд решения и действия (бездействие), нарушающие его права и свободы.

Признание за каждым, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ характер конституционного принципа приобретает установление, согласно которому личность самостоятельно или совместно с другими может защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может обращаться за защитой в общественные объединения, ставящие перед собой задачу защиты прав и свобод человека (профсоюзы, правозащитные организации), средства массовой информации и т.д.

Защите прав и свобод человека и гражданина могут способствовать объединения адвокатов, нотариальные конторы.

В защите политических прав и свобод граждане могут использовать митинги, шествия, демонстрации, пикеты, а социально-экономических, трудовых прав - и забастовки на основаниях и в порядке, определяемых законом.

Допускается самозащита прав и свобод без обращения к суду (ст. 14 ГК РФ). Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Определенные права и свободы граждан допускают специфические формы их защиты со стороны их носителей. Так, возможна защита личности либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при том не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства (ситуация необходимой обороны).