Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 644
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
<1> См.: Кечекьян С.Ф. Указ. соч. С. 73.
В Конституции РФ группа защитных прав и обязанностей довольно значительна, что способствует усилению действенности правового статуса и эффективности реализации всех остальных прав, свобод и обязанностей личности. Не случайно перечнем указанных прав и обязанностей личности завершается изложение гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ.
В группу прав, являющихся одновременно охранительными (защитными) гарантиями, в соответствии с Конституцией РФ входят следующие конституционные права и обязанности: право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод; право на судебное обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46); право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52). Предусматривается также право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
К данной группе прав примыкает большой перечень прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и других участников различных видов юрисдикционного процесса (уголовного, гражданского и др.), вытекающих из его принципов, основ юридической ответственности.
Конституция РФ в ст. 54 указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Конституции РФ содержится указание на то, что такие меры государственного принуждения, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей, допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Ограничение ряда личных прав допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 и ст. 25).
В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, при этом в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 1 ст. 47 и ст. 48).
Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ).
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, при этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, при осуществлении правосудия не допускается также использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 49 и ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).
В контексте получения судебных доказательств важным является установление, содержащееся в ст. 51 Конституции РФ, о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания).
Согласно ст. 50 Конституции РФ никто не может быть осужден за одно и то же преступление, а каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Однако охранительно-защитные права далеко не исчерпываются теми, что перечислены в гл. 2 Конституции РФ. Они включают и те права, которые вытекают из принципов правосудия и судопроизводства, закрепленных в ст. 123 и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. Так, ст. 123 Конституции РФ закрепляет открытое разбирательство дел во всех судах (слушание дел в закрытом заседании и заочное разбирательство уголовных дел в судах допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом), устанавливает принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускает судопроизводство с участием присяжных заседателей. Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и иные федеральные законы предусмотрели возможность обращения с конституционными жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан и других лиц, как самих граждан, так и объединений граждан, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Генерального прокурора РФ.
Задача всестороннего, целостного и притом непрерывного развития всех творческих дарований и человеческих сил каждого индивида диктует необходимость выравнивания степени правовой урегулированности всех видов правового статуса, выделенных по их социально-правовому назначению, необходимость их равномерного развития.
§ 5. Общий, специальный и индивидуальный
правовые статусы личности
Общий правовой статус личности. В правовой литературе, как правило, подчеркивается единство правового статуса граждан, определяемого принципом равноправия всех перед законом и судом.
Если правовой статус един для всех граждан, то отсюда закономерно, на наш взгляд, раскрывать его содержание через общие права, свободы и обязанности, которые могут быть приобретены и реализованы любым гражданином.
Так, Н.И. Матузов подчеркивает, что правовой статус един: рабочий, колхозник, ученый, инженер, государственный служащий и другие находятся в одинаковом правовом положении, обладают равными правами и возможностями. Здесь имеются в виду те права и обязанности, которые характерны для всех и каждого члена общества.
В то же время автор правильно говорит, что понятие правового статуса гражданина обобщает лишь то, что одинаково присуще правовому положению всех граждан, оставляя за рамками те особенности, которые характерны для положения отдельных лиц. Правовой статус гражданина и правовое положение конкретных лиц соотносится между собой, по мнению Матузова, как общее и единичное <1>.
--------------------------------
<1> См.: Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. С. 86 - 87.
Такой подход к понятию правового статуса граждан требует уточнения, поскольку вопрос о том, какие именно права и обязанности входят в его содержание, остается, как правило, открытым в общетеоретической литературе.
Если правовой статус един для всех граждан, то отсюда закономерным, на наш взгляд, является раскрытие его содержания через общие (по выражению Н.Г. Александрова, базисные) права и обязанности, которые предусмотрены законодательством и следовательно, могут быть приобретены и реализованы в жизни любым гражданином.
Общие права и обязанности характеризуются тем, что они принадлежат всем гражданам независимо от каких-либо групповых особенностей, социального, служебного, семейного положения, пола, возраста и т.д.
К общим правам и обязанностям относятся как общие конституционные, так и общие отраслевые права, свободы и обязанности личности. Таким образом, следует признать необходимым выделение общего правового статуса личности.
Специальные правовые статусы личности. Общие права, свободы и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей применительно к разным людям, характеризующимся специфическими чертами социального, служебного, семейного и тому подобного положения. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях предпринимателей, рабочих и служащих, военнослужащих, депутатов, судей, учащихся, учителей, родителей, детей и других, т.е. об особенных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для отдельных групп населения, объединенных общеспецифическими чертами их положения в обществе и государстве.
По мнению В.В. Копейчикова, в правовой статус советских граждан входили: а) основные права и обязанности, закрепленные в советских конституциях; б) иные общие для всех советских граждан права и обязанности, закрепленные иными государственными актами; в) права и обязанности отдельных категорий советских граждан (например, родителей, лиц, находящихся на государственной службе, представителей отдельных ее профессий и т.д.); г) права и обязанности каждого конкретного гражданина, которые присущи ему как гражданину СССР в соответствии с его индивидуальными особенностями (возраст, состояние здоровья, занимаемая должность и т.п.) <1>. Копейчиков в содержание правового статуса гражданина включал общие, в том числе конституционные, права и обязанности граждан, специальные права и обязанности отдельных категорий граждан в зависимости от их социальной, служебной, профессиональной и тому подобной принадлежности и права и обязанности конкретного гражданина, направленные индивидуальными качествами (признаками).
--------------------------------
<1> См.: Копейчиков В.В. Охрана прав граждан в деятельности местных Советов депутатов трудящихся // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. XII. 1958. С. 65.
Здесь необходимо сделать два замечания. Во-первых, конституционные права и обязанности граждан могут быть и специальными (например, права и обязанности депутатов), поэтому их нельзя полностью отождествлять с общими. Во-вторых, права и обязанности последней группы (п. "г"), которые на первый взгляд могут показаться специальными, подобно правам и обязанностям, выделенным в п. "в", представляют собой приобретенные и фактически реализуемые отдельными гражданами права и обязанности. А это уже другой критерий деления прав и обязанностей граждан - по стадиям их проявления. Приобретенные и реализуемые (используемые) права и обязанности входят в содержание индивидуального правового статуса лица.
В литературе совокупность специальных прав и обязанностей той или иной группы лиц, объединенных специфическими чертами их положения, определяется через категорию специального правового статуса. С этим нужно согласиться. Это более правильно, чем включение специальных прав и обязанностей отдельных категорий граждан в единый для всех граждан правовой статус, как это делал Копейчиков.
Введение категории вполне оправданно, так как специальные права и обязанности рабочих определенных профессий, служащих, родителей и проч. - это общее по отношению к конкретным лицам данной группы. Речь в данном случае идет о специальных правах и обязанностях не просто граждан А., Б., В., выступающих, например, в качестве депутатов, а о специальных правах вообще любого депутата, каковыми могут выступать граждане А., Б., В.
В качестве примера специального правового статуса личности в силу особенностей ее социально-этнической принадлежности можно привести специальный правовой статус граждан, являющихся представителями национальных меньшинств <1>, коренных малочисленных народов России. Под коренными малочисленными народами понимают народы, которые проживают на территории традиционного расселения своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни, насчитывают менее 50 тыс. человек и осознают себя самостоятельными этническими общностями. Самые крупные из этих народов в настоящее время не достигли и 35 тыс. человек. Состав коренных малочисленных народов до сих пор уточняется (сейчас их более 65).
--------------------------------
<1> См.: Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 2000.
В отличие от иных национальных меньшинств коренные малочисленные народы не имеют национально-государственных образований, издревле проживают на территориях своих предков в инонациональной среде, но сохраняют самобытность языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом образа жизни, несущего на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития.
В соответствии со ст. 69 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В данном конституционном положении речь идет о дополнительных правах лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, в отношении к общему правовому статусу российских граждан.
Дополнительные права, льготы и гарантии лиц из числа коренных малочисленных народов, в особенности Севера, Сибири и Дальнего Востока, устанавливаются конституциями (уставами) ряда субъектов РФ, актами текущего (отраслевого) законодательства разных уровней при пользовании землей, лесами, недрами, другими природными ресурсами, при приватизации предприятий традиционных промыслов, по вопросам налогообложения, финансовой, материальной поддержки, при исполнении воинской обязанности, в области языка, получения образования, культуры <1>. Указанные специальные права, льготы и гарантии в комплексном виде закреплены в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Указанный Федеральный закон направлен на этническое выживание и возрождение, сохранение самобытности, свободное социально-экономическое и культурное развитие, обеспечение реализации дополнительных прав и льгот этих народов. Он гарантирует: