Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<1> См.: Строгович М.С. О единой форме уголовного судопроизводства и пределах ее дифференциации // Социалистическая законность. 1974. N 9. С. 51.
§ 4. Конституционно-правовая политика
как гарантия правового статуса личности
Конституционно-правовая политика является особой формой государственной политики, средством легитимации закрепления и осуществления политического курса государства, воли, ее властных органов и официальных лидеров. Конституционно-правовая политика призвана выражать интересы всех общественных слоев, обязанностей, составляющих гражданское общество, и рассчитана на эффективное использование государственно-правовых средств воздействия на общественные отношения.
Основным приоритетом конституционно-правовой политики служат личность, ее потребности, интересы, обеспечение ее достойной жизни и свободного развития. Указанный ориентир закреплен непосредственно в Конституции РФ. Конституционно-правовая политика направлена на реальное соблюдение данного приоритета, на создание условий признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.
Приоритетное направление конституционно-правовой политики может быть эффективно лишь в том случае, если она опирается на легитимную, сильную, авторитетную власть, реализующую свою политику правовыми средствами в условиях сочетания динамизма и твердого правопорядка, стабильного и устойчивого социально-экономического и политического развития.
Конституционно-правовая политика эффективной может быть лишь при условии усиления ее научной основы. Юридическая наука, развиваясь в русле мировой цивилизации, с учетом российской действительности, практических потребностей призвана сформировать собственные институты, взаимоотношений личности и государства, государственно-правовые средства обеспечения единства прав, свобод, обязанностей и ответственности личности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. М., 1995; Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь; Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь; Он же. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. С. 9 - 58; Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000; Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003; Он же. Личность. Права и свободы. Правовая политика. М., 2004.
Конституционно-правовая политика, в центре которой стоит личность, охватывает правотворчество, правореализационную, правоохранительную и правозащитную деятельность всех органов публичной власти, направленную на обеспечение осуществления, охрану и защиту жизни и достоинства личности, ее прав и свобод во взаимодействии с ее обязанностями и ответственностью. Конституционно-правовая политика охватывает также сферу правового просвещения и правового воспитания должностных лиц и всего населения страны, подготовку кадров юристов новой формации, адекватных социальным потребностям и ожиданиям. Конституционно-правовая политика направлена на реализацию прав и свобод личности на основе реализации Конституции и соблюдения приоритетности общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Конституционно-правовая политика, как рациональная, прагматичная, предполагает постановку осуществляемых целей, выбор адекватных, эффективных способов ее реализации. В частности, она должна формировать условия для соблюдения социальной справедливости, ликвидации огромного разрыва в положении различных социальных слоев общества, создавать равные стартовые условия каждого в отстаивании, защите их прав и свобод.
В осуществлении конституционно-правовой политики в сфере прав и свобод личности важное значение имеют учет реалий российской действительности, соблюдение лучших традиций правовой культуры и учет правовых ценностей, укоренившихся в образе жизни и поведении индивидов и всего народа (например, учет и культивирование коллективистских, нравственных начал).
Приоритетному направлению конституционно-правовой политики должны быть подчинены все остальные ее направления. Основными из них являются следующие.
1. Создание устойчивого законодательства, основанного на новых принципах общественного и государственного строя - принципах свободного гражданского общества, демократии и правового государства и других основах конституционного строя современной России. Нельзя считать, что с принятием Конституции РФ в 1993 г. проведение конституционной реформы завершено. Это лишь начало глобального процесса конституциализации отраслевого (текущего) законодательства и его реализации, применения в сфере частного и публичного права. Необходимы серьезные меры по урегулированию всех форм собственности, рыночных отношений, свободы договоров, добросовестной конкуренции. Новые подходы необходимы в законодательстве в социальной сфере по регулированию трудовых отношений, оказания социальных услуг, социального обеспечения.
2. Самостоятельным направлением конституционно-правовой политики является формирование правовых основ складывания и функционирования институтов гражданского общества, системы народовластия (референдум, выборы и др.), политической системы общества (политические партии, общественные организации и иные формы общественных объединений).
3. Не всегда ясна и нуждается в конкретизации конституционно-правовая политика по реализации конституционных принципов разделения властей, федерализма, местного самоуправления, проведения административной реформы. Нуждается в дальнейшей разработке судебная реформа (создание специализированных судов и форм судопроизводства, подготовка кадров и др.).
4. Особую специфику имеет конституционно-правовая политика в сфере правореализационной деятельности прежде всего органов публичной власти, их должностных лиц. В основу этой деятельности должны быть положены принципы конституционности и законности, усиление конституционного и общего контроля и надзора. Особая роль в осуществлении конституционного (уставного) контроля принадлежит Конституционному Суду РФ, органам конституционного правосудия в субъектах РФ, а также судам общей и арбитражной юрисдикции, мировым судьям.
5. В правоохранительной и правозащитной деятельности акцент следует перенести на ее реальность и эффективность, профилактику правонарушений, восстановление нарушенных прав, свобод и обязанностей в сочетании со справедливым возмездием, наказанием за совершенные преступления и другие правонарушения. Необходима большая организационная, воспитательная работа по адаптации граждан к новым условиям в отстаивании и защите своих прав, свобод и законных интересов, к использованию всех предусмотренных законом правовых средств защиты.
6. В российском обществе и в современном мире возникли новые угрозы и вызовы, связанные с международным терроризмом, локальными конфликтами, техногенными и природными катастрофами и катаклизмами, наркобизнесом, наднациональной организованной преступностью и другими новыми явлениями и процессами. Объективно это ставит проблему формирования и развития конституционно-правовой политики в обеспечении всех видов безопасности общества, государства и каждой личности. Есть угрозы и вынужденного порядка: всеобщая криминализация экономической жизни, коррупция на всех уровнях функционирования публичной власти, правовой нигилизм и правовой романтизм законодателей, разрыв правового пространства в условиях конституционной федерации. Эти факторы актуализируют конституционно-правовую политику обеспечения конституционно-правовой безопасности.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>5>4>3>2>1>5>4>3>2>1>1>1>
Глава 9. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
§ 1. Понятие и особенности реализации прав,
свобод и обязанностей личности
Чтобы познать механизм реализации правового статуса личности в качестве единого целого, нет иного пути, как выделить его структурные элементы, познать особенности их реализации и взаимодействия.
Вопросы реализации правового статуса, его структурных элементов обычно рассматриваются в контексте механизма правового регулирования общественных отношений, в частности, такого его аспекта, как реализация правовых норм.
Проблема реализации норм права исследована в юридической литературе с позиций различия форм такой реализации: это исполнение, соблюдение и использование норм права гражданами по своей воле. В отличие от использования прав и свобод исполнение представляет собой такую форму их реализации, которая имеет дело с выполнением гражданами и другими субъектами права возложенных на них обязанностей, которые могут по своему содержанию и не совпадать с волей обязанных лиц. Соблюдение правовых норм есть соблюдение установленных ими запретов. Проблеме использования прав и свобод граждан, являющейся частью общей проблемы реализации права, до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Прежде всего, следует выяснить соотношение этих понятий, их общие и особенные признаки.
Очевидно, что реализация норм права не тождественна использованию закрепленных ими прав и свобод граждан. Между этими понятиями имеются определенные различия. Использование прав и свобод - это не только закрепление за гражданином точно очерченного и вполне конкретного права или свободы, но и сама материализация этого права или свободы, действительное получение этим гражданином того блага, которое составляет их содержание.
Практическое значение реализации прав и свобод состоит в том, что именно в процессе их использования права и свободы граждан обретают реальность, обеспечивают гражданам, которые этими правами и свободами обладают, возможность удовлетворения собственных и иных потребностей и интересов.
Использование субъективных прав связано не со всеми правовыми нормами, а лишь с одним их видом, а именно: нормами управомочивающими. Такое положение объясняется тем, что только управомочивающие нормы предоставляют носителю прав и свобод возможность свободного выбора в отношении их осуществления. Лицо, обладающее определенными правами и свободами, само решает, когда, в какой именно из предусмотренных правом форм реализовать и надо ли его реализовывать вообще. Что же касается обязывающих и запрещающих правовых норм, то их