Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<1> См.: Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979. С. 82.
В данную классификацию стадий административного производства, по нашему мнению, неправомерно включать в качестве самостоятельной стадии содержательную операцию - выбор и анализ нормы права, так как эта операция осуществляется на различных стадиях административного производства по применению норм права, устанавливающих права личности. Первые же стадии имеют общую родовую основу и могут быть объединены. В то же время в классификации Юсупова почему-то не выделена первая стадия всякого производства по применению правовой нормы - возбуждение этого производства.

При характеристике производства по применению правовой нормы (процесса применения) хотелось бы обратить внимание на один существенный момент. Оно должно быть подчинено наиболее полной реализации прав и свобод личности, удовлетворению ее законных интересов, достижению ею правомерных целей. Поэтому производство по применению правовой нормы сопровождается не только волеизъявлением личности, в отношении которой применяется норма права, но и активными действиями правоприменительного органа.

Возбуждать процесс, связанный с применением правовой нормы в механизме реализации прав и свобод личности, могут и не сами граждане. Компетентные органы публичной власти могут быть активно действующими субъектами, заинтересованными в осуществлении прав и свобод личности, а потому они выступают инициаторами и организаторами реализации прав личности.

Так происходит, например, при удовлетворении законных интересов личности, связанных с вознаграждением в случаях достижения ею соответствующих общественно полезных результатов, что предусмотрено поощрительными нормами. В этом случае именно государственные и иные органы и общественные объединения начинают процедуру применения поощрительной нормы права или ставят вопрос об этом перед вышестоящими организациями.

Процесс правоприменения заканчивается вынесением правоприменительного акта. Реализация права, свободы или обязанности продолжается в виде исполнения, соблюдения правоприменительного акта, вынесенного компетентным органом или должностным лицом.

§ 3. Виды правоприменительных актов и их роль

в процедурно-правовом порядке реализации

прав, свобод и обязанностей личности
Научное и практическое значение имеет классификация правоприменительных актов по их содержанию и назначению и месту в процедурно-правовом порядке реализации прав и обязанностей личности (при отсутствии каких-либо правонарушений) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 1983. N 2. Восприняв нашу классификацию правоприменительных актов в условиях позитивной реализации прав, свобод и обязанностей личности, И.В. Ростовщиков дополнил ее такими правоприменительными актами, как констатирующие (оценивающие), предписывающие (директивные) и аннулирующие (отменяющие) акты (см.: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 138 - 146).
По содержанию и значению в процедурно-правовом порядке реализации прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности правоприменительные акты можно классифицировать на: 1) учреждающие (учредительные); 2) акты о признании (удостоверяющие); 3) оценочно-констатирующие; 4) конкретизирующие (регламентирующие); 5) регистрационные; 6) разрешительные; 7) предписывающие (директивные); 8) запрещающие (запретительные); 9) аннулирующие (отменяющие).

Указанные виды актов применения диспозиций правовых норм отражают особенности реализации предусмотренных ими прав, свобод и обязанностей личности, зависят от сложившихся на практике процедурно-правовых порядков реализации фундаментальных прав, свобод и обязанностей личности (инициативный, уведомительный, регистрационный, разрешительный) либо от их сочетания.

Самостоятельную группу правоприменительных актов, связанных с реализацией прав и свобод и исполнением обязанностей личности, составляют: а) учреждающие (учредительные) акты; б) акты о признании (удостоверяющие); в) оценочно-констатирующие акты.

Правоприменительные учреждающие (учредительные) акты издаются компетентными органами. Они содержат властные веления о назначении на должность, о признании лица индивидуальным предпринимателем, о включении в состав какого-либо органа либо комиссии, о прохождении по конкурсу, о выборах на должность, о награждении, присвоении почетного звания и т.д.

Правоприменительными актами о признании (удостоверяющие) официально от имени государства признаются известные правовые состояния личности: признание лиц безвестно отсутствующими, умершими, недееспособными, невменяемыми; признание отцовства, недействительности брака, признание участником войны, инвалидом, репрессированным, гражданином РФ.



Дискреционно-властное усмотрение при вынесении названных актов недопустимо.

Акты о признании обычно выносятся в судебном порядке, что объясняется сложностью установления фактических обстоятельств дела и их правовой квалификации, серьезностью тех правовых последствий, которые вызываются актами о признании. Как правило, правоприменительные акты о признании регистрируются, но их содержание не сводится к чисто регистрационным действиям. Акты о признании могут выноситься и административными органами, например органами внутренних дел (выдача паспорта гражданина РФ при установлении гражданства РФ).

Оценочно-констатирующие правоприменительные акты подтверждают достоверность, качественное состояние фактов и явлений, самой личности. К ним относятся заключения о состоянии здоровья человека, трудоспособности, разного рода экспертные заключения, акты государственного технического осмотра автомототранспортного средства, заключения компетентных органов о возможности приобретения или прекращения гражданства РФ и др.

Многие оценочно-констатирующие правоприменительные акты выступают вспомогательными, подготовительными по отношению к другим правоприменительным актам, являющимся основными в процессе осуществления прав и обязанностей личности.

В процессе реализации прав, свобод и обязанностей личности учредительные акты, акты о признании и оценочно-констатирующие правоприменительные акты скорее выступают как юридические условия, примыкающие к юридическим фактам, с которыми связаны важные последствия для осуществления многих прав, свобод и обязанностей либо отдельных правомочий.

Распространенным видом правоприменительных актов в процедуре реализации прав и обязанностей личности являются конкретизирующие (регламентирующие) акты, которые официально подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, основания, детализируют порядок его реализации. Конкретизирующие акты применения в наибольшей степени являются средствами индивидуальной регламентации общественных отношений (по субъектам, объектам, содержанию, порядку реализации).

В механизме реализации прав и обязанностей личности конкретизирующие акты применения выступают в роли юридических фактов. Выполнение требований акта применения и будет означать непосредственное пользование правом или исполнение обязанности. Примером конкретизирующих (регламентирующих) актов применения служат: приказы администрации о предоставлении работнику отпуска, решения о выплате авторских вознаграждений, о предоставлении пособия, об отводе земельного участка, о выдаче паспорта гражданина РФ и т.д.


Конкретизирующие правоприменительные акты могут быть как основными, так и дополнительными, вспомогательными в процессе осуществления прав, свобод и обязанностей личности.

Регистрационный порядок реализации прав и свобод личности вызывает необходимость регистрационных правоприменительных актов, с помощью которых проверяется и удостоверяется законность определенных состояний личности, ее действий и решений, пределы и цели реализации права индивидом, а также в определенной мере конкретизируется порядок его осуществления. Регистрационные акты служат официальным признанием того факта, который регистрируется компетентным органом.

Правоприменительными регистрационными актами в механизме реализации прав и обязанностей служат: нотариальное удостоверение договора купли-продажи жилого дома и его регистрация, регистрация Министерством юстиции РФ общественных объединений, предпринимательской структуры, постоянная и временная регистрация в органах внутренних дел при реализации права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, оружия, автомототранспортного средства и т.д.

Государственные регистрационные акты можно классифицировать на основные и вспомогательные (операционные). Основные регистрационные акты - это обязательные с точки зрения законодателя юридические факты, с которыми связано дальнейшее движение по реализации конкретного права, возможность его реального использования. Они имеют существенное значение для пользования правом или свободой, определяют известную стадийность их реализации. Основными регистрационными актами служат: внесение в списки избирателей, регистрация заключения брака, усыновления, установления отцовства, удостоверение нотариальными органами завещаний, выдача ими свидетельства о праве на наследство и др.

Вспомогательные (операционные) регистрационные акты содействуют совершению основных регистрационных актов. К числу вспомогательных регистрационных актов представляется возможным отнести те акты, при помощи которых удостоверяются юридические факты, их составы. Это, например, удостоверение нотариальными органами договоров, доверенностей и др.

В отношении личности регистрационный акт как государственно-властное веление (предписание) предоставляет известную правовую возможность, в частности правомочие требовать определенных действий, поведения от обязанных субъектов. Так, внесенный в списки избирателей гражданин имеет право получить удостоверение на право голосования, принять участие в выборах. Таким образом, регистрационные акты,
будучи юридическими фактами, служат средством государственно-властного обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов личностью.

Разрешительный порядок пользования рядом конкретных прав личности требует вынесения компетентными органами публичной власти разрешительных правоприменительных актов, в которых выражено предварительное согласие, вернее, дозволение компетентного органа на пользование правом для данной личности.

Разрешительный акт имеет строго индивидуальный характер: он связан с конкретным правом и конкретным индивидом, со строго определенными обстоятельствами времени, места, условий, порядка реализации права и т.д. К примеру, вынесение разрешительного правоприменительного акта компетентным государственным органом служит обязательным предварительным условием выхода из гражданства РФ, при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации, приобретения личностью ряда предметов и веществ (оружия, сильнодействующих ядов, наркотических средств и др.). Такой порядок существует и при совершении религиозных обрядов и церемоний, религиозных шествий вне молитвенных зданий, при проведении собраний членов религиозного общества и групп верующих для обсуждения хозяйственно-финансовых вопросов и управления культовым имуществом и т.д.

При вынесении разрешительного правоприменительного акта компетентный орган не только удостоверяет соответствие фактических условий и обстоятельств тем, которые предусмотрены законом (как это имеет место при совершении акта регистрации), но и решает вопрос о специальном дозволении лицом реализации его права, учитывая и необходимость повышенного государственного контроля в целях обеспечения безопасности государства, интересов других лиц.

Во многих случаях дозволение компетентного государственного органа зависит от наличных материальных и иных средств, объектов пользования, возможности их предоставления заинтересованному лицу и т.д. Конечно, вынесение акта разрешения (как и отказ в разрешении) производится в рамках закона, но, как уже указывалось, в полной мере учитываются и целесообразность, и иные мотивы такого разрешения. Это проявляется, например, в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий его вынесения (или отказа в вынесении такого разрешения) либо когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях предоставления компетентному органу права давать разрешение в реализации того или иного права личности в виде исключения <1>. Конечно, это ни в коей мере не означает, что усмотрение должностных лиц в этих случаях произвольно, не имеет границ, не основано на законе. В частности, препятствием для возможных здесь нарушений служит установление законодателем и компетентными органами юридических оснований для разрешения либо отказа в разрешении при совершении личностью определенных действий.