Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 620
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 72 - 81.
Особую группу правоприменительных актов в процессе осуществления прав, свобод и обязанностей личности составляют предписывающие (директивные), запрещающие (запретительные) и аннулирующие (отменяющие) правоприменительные акты.
Предписывающие (директивные) правоприменительные акты корректируют способы реализации личностью прав и обязанностей в определенных ситуациях. Они обладают большим профилактическим потенциалом в надлежащем исполнении юридических обязанностей. К такого рода актам можно отнести предписания ГИБДД и Государственной противопожарной службы и других ведомств о необходимости устранения нарушений, о соблюдении специальных правил в жилых и производственных помещениях, при производстве работ, представления судов и иных правоохранительных органов об устранении условий и причин совершения правонарушений.
Запрещающие (запретительные) правоприменительные акты связаны не с положительной реализацией права или свободы, а с запретом их реализации, который носит сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места, времени, порядку реализации и т.д.).
Запрещающие правоприменительные акты выносятся при нарушении лицом порядка использования права или исполнения обязанности, использовании права не по назначению либо может повлечь явный вред и представляет общественную опасность. Указанные акты отменяются при устранении вызвавших их обстоятельств. К запрещающим правоприменительным актам относятся запреты властей пользоваться водоемами в период эпидемии, продавать некачественные продовольственные товары, алкоголь, запреты специальных служб по эксплуатации автомототранспортного средства, запреты на выезд гражданина из Российской Федерации и т.д.
Аннулирующие (отменяющие) правоприменительные акты связаны с изменением обстоятельств, которые ранее послужили основанием для вынесения иных видов правоприменительных актов (регистрационных, оценочно-констатирующих и др.) в процессе реализации прав, свобод и обязанностей личности. К такого рода актам относятся отмена органом юстиции регистрации объединения граждан в силу его самоликвидации, отмена решения бюро медико-социальной защиты о признании человека инвалидом, если восстановилось его здоровье, отмена решения суда о признании лица безвестно отсутствующим при его явке или обнаружении, отзыв лицензии при добровольном отказе от нее, утрата права на управление автомототранспортным средством по состоянию здоровья и т.д.
Как показывает практика, процесс реализации прав, свобод и обязанностей личности характеризуется комбинацией различных по виду правоприменительных актов, их последовательной сменой, цепочкой, а также в сочетании с другими юридическими фактами. Главные вехи (этапы) реализации прав, свобод и обязанностей личности определяются основными правоприменительными актами. Вспомогательные, операционные правоприменительные акты обеспечивают подготовку и действие основных правоприменительных актов.
Так, конституционное право на жилище может быть реализовано в различных формах. Этапы реализации этого права определяются юридическими фактами, их последовательной сменой. Для получения жилой площади из муниципального жилищного фонда лицу прежде всего следует встать на учет по предоставлению жилых помещений и улучшению жилищных условий. Законодательством устанавливаются, с одной стороны, общие правила об очередности лиц на получение жилых помещений, с другой - специфические требования, предъявляемые к личности, претендующей на жилую площадь, к месту ее работы, к месту жительства и т.п. Взятие на учет, как нам представляется, есть акт регистрации. Юридическое значение такого акта состоит в том, что с этого момента у лица появляется право требовать предоставления ему конкретного жилого помещения в порядке установленной очереди. Право на конкретную жилую площадь возникает из юридического состава, элементами которого являются: решение компетентного органа о предоставлении жилой площади; ордер на занятие жилой площади, выданный в соответствии с этим решением; вселение лица, имеющего ордер; заключение на основе ордера письменного договора жилищного найма. Указанный состав служит основанием возникновения жилищных правоотношений для реализации всех правомочий и обязанностей по владению и пользованию жилым помещением. Решение компетентного органа о предоставлении жилой площади по своему характеру есть конкретизирующий (регламентирующий) акт применения. Ордер на занятие жилой площади - разрешительный акт применения. Таким образом, реализация конституционного права на жилище путем получения жилой площади из муниципального жилого фонда требует вынесения трех разных по характеру и содержанию актов применения - регистрационного, конкретизирующего (регламентирующего), разрешительного - в определенной последовательности и связи с другими юридическими фактами.
Процедурно-правовой порядок реализации прав и свобод личности должен быть удобным, простым и эффективным.
И для законодателя, и для судебной и иной правоприменительной практики важным является четкое уяснение различных видов процессуально-процедурного порядка реализации прав, свобод и законных интересов личности. Совершенствование такого порядка предполагает возможность перехода от одного порядка реализации к другому, рационализацию элементного содержания составов, правильный отбор элементов в состав, в том числе включение в него актов применения. Уяснение природы, видов и роли актов применения в механизме реализации прав, свобод и законных интересов личности имеет существенное значение для более точного формулирования текстов законов, определяющих механизм реализации прав, свобод и законных интересов личности.
Иногда на местах без законных оснований делаются попытки усложнить порядок реализации конкретных прав и свобод личности либо устанавливается такой порядок их реализации, который, по существу, означает ограничение либо сведение на нет указанных прав и свобод.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 10. ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
§ 1. Понятие охраны и защиты правового статуса личности
Российское законодательство четко различает осуществление (реализацию) прав и свобод личности и их защиту.
В гл. 2 "Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав" ГК РФ говорится как об осуществлении гражданами и юридическими лицами по своему усмотрению принадлежащих им гражданских прав, о пределах такого осуществления (ст. ст. 9 и 10), так и о судебной защите гражданских прав, способах такой защиты (ст. ст. 11 - 16).
Защита прав и свобод, как видно из вышесказанного, не совпадает с содержанием их осуществления, являясь специальным видом юридически значимой, правомерной деятельности как носителей гражданских прав, так и компетентных органов и должностных лиц, призванных защищать гражданские права от их нарушений.
В научной литературе понятия и термины правовой охраны и правовой защиты, правоохранительной и правозащитной деятельности чаще всего рассматриваются как синонимичные, взаимозаменяющие друг друга. Такое отождествление этих понятий во многих случаях допустимо и оправданно.
Однако в литературе неоднократно предпринимались попытки разграничить понятия правовой охраны и правовой защиты. При этом предлагались разнообразные варианты такого различия.
Проблемы охраны и защиты прав, свобод, законных интересов и обязанностей личности в последние 10 - 15 лет рассматривались в трудах П.В. Анисимова, В.В. Болговой, Л.И. Глухаревой, Т.М. Калининой, В.Н. Карташова, М.В. Мархгейм, А.С. Мордовца, И.В. Ростовщикова, А.В. Стремоухова, Т.Б. Шубиной и других исследователей <1>. Они широко обсуждались на конференциях, научных семинарах, заседаниях "круглых столов" в контексте общей теории права и государства и отраслевых юридических наук. К сожалению, заметного продвижения в поисках различия между охраной и защитой правового статуса личности и других правовых явлений не наблюдается.
--------------------------------
<1> См.: Охранительный механизм в правовой системе социализма: Межвуз. сб. / Под ред. Н.В. Витрука. Красноярск, 1989; Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991; Иванов С.А. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека ("круглый стол" журнала "Государство и право") // Государство и право. 1994. N 10; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996; Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел; Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 1997; Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М., 2000; Болгова В.В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2000; Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2001; Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002; Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование защиты прав человека. Волгоград, 2003; Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование); Карташов В.Н. Правозащитные системы: понятия, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003; Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. материалов Всерос. научно-практ. конф., 12 мая 2003 г. СПб., 2003; Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2005; Попов З.В. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004; Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д, 2003; Она же. Защита прав и свобод человека в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д, 2005; и др.
Некоторые авторы полагают, что охрана правового статуса личности, его элементов осуществляется изданием законов, признающих как сами права, свободы и обязанности личности, так и устанавливающих гарантии их реализации и защиты. Защита же правового статуса личности, его элементов осуществляется компетентными органами и должностными лицами на основе их активной деятельности и в рамках их законных полномочий в случаях нарушений прав, свобод и обязанностей личности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Тарасова В.А. Указ. соч. С. 24; Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита. С. 13 - 14; Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. С. 111.
С. Сабикенов считает, что понятие охраны в юридическом смысле - это позитивное, статичное состояние норм права, направленных непосредственно на ограждение осуществления субъективных прав и законных интересов граждан от возможных нарушений. При этом охрана прав и интересов граждан осуществляется вне конкретных правоотношений, тогда как защита уже нарушенных прав всегда происходит в рамках конкретных деликтных правоотношений, возникновение которых нежелательно с точки зрения интересов как человека, так и государства. Сабикенов отмечает и другие отличительные признаки охраны в сравнении с его защитой: а) если охрана прав осуществляется посредством как правовых, так и неправовых форм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций, то защита - только через правовые формы деятельности компетентных органов или управомоченных лиц; б) если меры охраны права могут быть рассредоточены в правовых и иных социальных нормах, то защита права предполагает наличие и действие конкретных средств и способов защиты, которые устанавливаются государством и закрепляются исключительно в правовых нормах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сабикенов С. Некоторые вопросы охраны субъективных прав и законных интересов граждан // Проблемы государства и права на современном этапе: Труды науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 6. М., 1973. С. 53; Он же. Некоторые вопросы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов советских граждан // Проблемы государства и права. Труды науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 9. М., 1974. С. 61 - 68.
В приведенных положениях под правовой охраной понимается правовое нормативное регулирование по признанию прав, свобод и обязанностей