Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Светское государство допускает не только веру, но и неверие, а в случае конфликта между свободой мысли и слова, с одной стороны, и религиозной идеологией или практикой - с другой, обязано признать приоритет свободы (разумеется, без покушений на права верующих и религиозных организаций). Поругание святынь, оскорбление религиозных чувств недопустимы. Но атеистическая пропаганда столь же законна, как и пропаганда религиозная, если и та, и другая не выходят за рамки Конституции РФ и закона. Церковную организацию священнослужителей общество вправе подвергать критической оценке в той же мере, как и государственных и общественных деятелей.
Случай с выставкой "Осторожно! Религия", подвергнутой погрому, учиненному самозванными защитниками религии, показал, что не удалось на практике достичь гармонии в сочетании свободы мысли и религиозных ценностей, так как судебному преследованию подверглись только организаторы выставки и безнаказанными остались хулиганствующие и православные верующие. В средствах массовой информации, в том числе на государственных каналах телевидения, культивируются (и эксплуатируются в политических целях) не столько высокие нравственные принципы религии, сколько ее обрядовая сторона и вера в чудеса и в мощи святых <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мартышин О.В. Указ. соч. С. 37.
К сожалению, в юридической науке есть попытки теоретически обосновать клерикализацию российского общества и государства вопреки конституционным принципам демократического правового светского государства.
И.А. Тарасевич <1> как о положительном факте говорит о высоком, все нарастающем уровне интеграции РПЦ в жизнь государства (это видно невооруженным глазом), о необходимости поднятия этого уровня на новую высоту, о необходимости придания РПЦ особого конституционно-правового статуса на основе конституционного (?!) соглашения (конкордата) между Российской Федерацией и РПЦ, настаивает на заключении соглашения о сотрудничестве между РПЦ и различными государственными структурами на самом высоком уровне, на предоставлении дополнительных преференций для РПЦ, на полном возврате РПЦ имущества. Он утверждает, что роль РПЦ является ключевой в реализации конституционного права на свободу совести, а потому предлагает придать межрелигиозной полемике и критике наступательный характер, предоставить возможность создания религиозных объединений в государственных и муниципальных организациях (больницах, учебных заведениях). Автор не учитывает многоконфессиональность российского общества, интересы атеистов. Не все могут согласиться с мнением Тарасевича о том, что "православие сформировало русскую культуру" и "необходимо почитание православия", что "православный врач относится к исполнению своих обязанностей иначе, чем его неверующий коллега", и т.п.
--------------------------------
<1> См.: Тарасевич И.А. Конституционно-правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
Разрушение церквей большевиками - это преступление, возврат сохранившихся храмов РПЦ - это справедливое решение, но почему РПЦ должна иметь особый конституционно-правовой статус, почему государство обязано оказывать РПЦ финансовую поддержку, расширять систему льгот (их и так достаточно), обеспечить религиозное (православное) обучение школьников, почему в больницах, воинских частях строятся только или преимущественно православные часовни? На эти вопросы можно ответить утвердительно лишь при условии признания православия в качестве государственной религии, а для этого надо изменить Конституцию РФ. Можно быть сторонником православных убеждений, их можно распространять и действовать в соответствии с ними, в том числе в научном творчестве, но при одном условии - при обязательном уважении и соблюдении всех положений Конституции РФ.
В различных отраслях российского законодательства содержатся прямые указания на недопустимость со стороны личности злоупотребления правами и свободами.
ГК РФ ориентирует на разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений в осуществлении их гражданских прав. Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При реализации прав граждане и другие субъекты права должны соблюдать законы, уважать правила человеческого общежития, моральные принципы, традиции и обычаи. В соответствии с положением ст. 169 ГК РФ сделка считается ничтожной, если она совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.
Реализация прав и свобод предполагает высокую ответственность личности. Речь идет, прежде всего, о положительной ответственности (об ответственном подходе): о добросовестной, сознательной, наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина. Ответственный подход каждого гражданина к своим правам и свободам создает единственно надежную базу для наиболее полного воплощения принципов демократизма, подлинной свободы личности. Борьба со злоупотреблениями правами и свободами - важная составная часть укрепления конституционности, законности и правопорядка, упрочения моральных принципов общества, воспитания высокой гражданской ответственности личности.
Совершенствование процессуальных форм реализации и охраны (защиты) правового статуса личности. Интенсификация общественных процессов обусловливает совершенствование механизма реализации прав и свобод личности. Одним из важных условий и направлений такого совершенствования является развитие процессуальной упорядоченности реализации прав и свобод граждан, сопровождающееся созданием более простых, удобных и эффективных процедур их реализации.
Процедурная урегулированность юридических действий обеспечивает уверенность личности в реализации ее прав и свобод, полноту их осуществления. Это относится прежде всего к тем правам и свободам, реализация которых связана с деятельностью органов публичной власти. Тенденцией развития механизма реализации конституционных и иных прав и свобод личности являются его постоянная рационализация, создание оптимальных с точки зрения сочетания общественных, групповых и личных интересов процедурных форм их осуществления.
Совершенствование процедурной стороны реализации прав и свобод личности заключается в более точном (в соответствии с общественными потребностями и процессом демократизации механизма реализации прав и свобод) установлении порядка, связанного с вынесением того или иного вида правоприменительных актов (регистрационных, разрешительных и др.). Нуждается в постоянном совершенствовании сам процесс применения норм права в механизме реализации прав и свобод личности.
Упорядочение механизма реализации прав и свобод личности связано в юридическом плане с совершенствованием юридических составов и их правовым регулированием. В формировании юридических составов В.Б. Исаков выделяет три основных направления: 1) правильный отбор элементного содержания составов; 2) оптимизация внутренних связей в составе; 3) улучшение процедурно-процессуальных форм, обслуживающих развитие фактических составов <1>. В постоянном совершенствовании элементного содержания юридических составов в механизме реализации конституционных и отраслевых прав и свобод личности нуждаются, по существу, все те права и свободы, в основе которых лежит пользование теми или иными материальными благами.
--------------------------------
<1> См.: Исаков В.Б. Нормативное закрепление фактических составов // Советское государство и право. 1977. N 2. С. 126 - 130; Он же. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 79 - 82.
Рационализация юридических фактов связана с оптимизацией опосредующих их документов. Следует более точно определить состав основных документов, удостоверяющих личность (общегражданский и заграничный паспорта, трудовая книжка, пенсионное удостоверение и др.).
На практике в качестве основного документа личности выступает и удостоверение, выдаваемое предприятием (учреждением или организацией), на котором работает гражданин. На наш взгляд, эту практику целесообразно законодательно закрепить, предусмотрев единую форму удостоверения личности и определив порядок его выдачи.
Новый этап в развитии процессуальных форм реализации конституционных и иных прав и свобод личности связан с принятием Конституции РФ. Процесс совершенствования этого механизма определяется, во-первых, тем, что Конституция РФ предусматривает принятие специальных законов, цель которых - установление порядка реализации ряда конкретных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц. Во-вторых, в ряде статей Конституции РФ содержатся прямые указания на установление законом определенного порядка реализации конституционных прав и свобод (в соответствии с законом, в установленном законом порядке). Формулировка "в установленном законом порядке" подразумевает, что способы использования конституционного права или свободы определяются текущим (отраслевым) законодательством.
В случае социальной потребности законодатель может усовершенствовать установленный в действующем законе порядок реализации того или иного конституционного права или свободы или пересмотреть его. В-третьих, следует иметь в виду, что Конституция РФ существенно обогатила содержание и расширила круг основных прав и свобод граждан. Поэтому если даже Конституция РФ прямо не указывает на необходимость установления порядка их реализации, то такая необходимость вытекает из нового содержания конституционных прав и свобод личности.
Работу по совершенствованию процедурно-правовых форм реализации конституционных прав, свобод и законных интересов и соответствующих им отраслевых прав и обязанностей личности следует, на наш взгляд, проводить постоянно. Во-первых, необходимо повысить роль закона в регулировании общественных отношений, участниками которых выступают граждане. В этих целях представляется целесообразным свести до минимума практику издания подзаконных, прежде всего ведомственных, нормативных актов (положений, уставов, инструкций и др.), устанавливающих порядок пользования конкретными правами и свободами, удовлетворения законных интересов <1>. Во-вторых, целесообразно более широко внедрять практику периодического пересмотра ведомственного нормотворчества в соответствии с требованиями нового законодательства и системой развивающихся общественных отношений.
--------------------------------
<1> См.: Малеин Н.С. Тенденции развития гражданского права // Советское государство и право. 1978. N 1. С. 46.
Ведомственные нормативные правовые акты труднообозримы, не всегда соответствуют Конституции РФ, закону в силу различных причин, не свободны от превалирования в их содержании ведомственных интересов в ущерб интересам граждан. Все еще встречаются случаи несоблюдения конституционного требования, содержащегося в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, об обязательном опубликовании любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Рациональные поиски возможного и допустимого упрощения процедурно-правовых форм реализации прав и свобод личности не имеют ничего общего с процессуальным нигилизмом, проявлением процессуального упрощенчества.
Наряду с совершенствованием процессуальных форм реализации прав и свобод личности, их рационализацией большое значение приобретает повышение уровня организационной деятельности органов публичной власти, должностных лиц в процессе реализации правового статуса личности в полном его объеме.
Конституция РФ внесла новые ориентиры в осуществление организационной деятельности органов публичной власти, закрепив принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), а сами права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими содержание деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст. 18).
Реализация этого положения требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех служащих определенной психологической перестройки в работе, нового стиля в деятельности государственного аппарата и муниципальных объединений. Он предполагает профессионализм, высокую требовательность к себе и другим, ответственность, оперативность, чуткость, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям непрофессионализма, коррупции, формализма в обеспечении правового статуса личности.
Административная реформа ориентирует органы исполнительной власти на устранение лишних звеньев, разбюрокрачивание процедур, на оперативное принятие решений, изживание бумажного стиля руководства и т.д.