Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регулирование с помощью права обязательно включает определение субъектов и их правового статуса, объектов и их правовых режимов, конкретных фактических условий и предпосылок правовых связей и отношений, вариантов поведения людей и деятельности публичной власти и иных структур.
Правовое регулирование как процесс распадается на стадии, в числе которых С.С. Алексеев выделил три основные: 1) регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредовании; 2) действие юридических норм, в результате которого возникают, прекращаются или изменяются правовые отношения; 3) реализация прав и обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своей цели - воплощается в поведении конкретных лиц <1>. Подобным образом (с теми или иными модификациями) процесс правового регулирования понимается и другими авторами.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. С. 34.
В последние годы правовое регулирование рассматривается более широко, в плане действия юридических средств и социальных факторов. В соответствии с этим обоснованно выдвигается категория социального механизма действия права, социального механизма правового регулирования (В.П. Казимирчук, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Л.С. Явич и др.) <1>. Правовое регулирование рассматривается как сложная динамическая система ("право - общественные отношения") <2>. Социологический, системный, кибернетический подходы к данной проблеме не оставляют сомнения в том, что обязательным структурным элементом правового регулирования выступает поведение личности и других субъектов права в качестве средства реализации их прав, свобод и обязанностей, предусмотренных правовыми нормами, и его общественные результаты. Таким образом, в каком бы качестве ни рассматривалось правовое регулирование (как система, механизм, процесс и т.д.), обязательным его структурным элементом (составной частью, стадией и т.п.) является определение правового положения личности, других субъектов права, его гарантирование, реализация и охрана (защита). Естественно, между определением правового положения личности и иными средствами правового регулирования складываются необходимые связи, познание которых необходимо в целях достижения эффективности всего механизма правового регулирования общественных отношений.
--------------------------------
<1> См.: Право и социология. М., 1973. С. 69 - 86; Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981; Лапаева В.В. Российская социология права. М., 2005; и др.
<2> См.: Основы применения кибернетики в правоведении / Под ред. Н.С. Полевого, Н.В. Витрука. М., 1977. С. 28 - 44.
Несмотря на обеспечение реализации структурных элементов правового положения личности, возможны конфликты, правонарушения, препятствия в использовании прав и свобод и т.д. Государство создает надежные механизмы охраны (защиты) правового положения личности. Данная сфера отношений имеет свои собственные закономерности. Закономерности охраны и защиты правового положения личности, его структурных элементов определяются достигнутым уровнем социально-правового прогресса, фиксируемого в том числе в международно-правовых документах, в практике, к примеру, Европейского суда по правам человека. Одной из ведущих закономерностей в сфере охраны и защиты правового положения личности в различных его проявлениях выступает особая роль и назначение судов, судебной власти как власти самостоятельной и независимой в условиях действия принципа разделения властей. Выявление закономерностей охраны и защиты правового положения личности, его структурных элементов - важная задача отечественного правоведения.
Закономерности развития правового положения личности обусловлены процессами эволюции гражданского общества, демократии и правового государства, отражающимися на динамике правового положения личности и его структурных элементов. Это развитие имеет свои закономерности. Поэтому актуальной задачей является исследование общих закономерностей и тенденций развития правового статуса и других элементов правового положения личности применительно ко всем государствам мира, всему мировому сообществу, а также специфических закономерностей и тенденций применительно к странам переходного периода, в том числе к отдельным странам, исходя из особенностей их исторической эволюции. Здесь, в первую очередь, важны сравнительные и историко-сравнительные исследования.
Новый этап правового положения российских граждан в своей эволюции связан с построением свободного гражданского общества и правового государства. Он испытывает воздействие различных факторов: экономических, социальных, политических, культурологических, правовых, международных и др. Исследование этих факторов в комплексе, а также закономерностей, тенденций в развитии правового статуса граждан - актуальная задача отечественной юридической науки. К сожалению, в литературе этому вопросу уделяется недостаточное внимание, а поэтому мало аргументированных прогнозов относительно развития основных элементов правового положения личности.
Закономерностями динамики правового положения личности выступают усиление научных основ и планомерность развития правового статуса личности, других элементов правового положения личности. Все это создает у граждан уверенность в полноценности и стабильности их правового состояния в обществе и государстве. Государство разрабатывает и реализует социальные программы. В центре такого рода социальных программ стоит человек со всеми его материальными и духовными потребностями. Последовательная реализация экономических и иных реформ, программ социального развития страны ведет к обогащению содержания и расширению правового статуса граждан, упрочению гарантий их реализации, охраны и защиты.
Специфическим видом закономерностей правового положения личности являются также объективно необходимые, существенные и устойчивые связи правового положения личности и его структурных элементов как с социальными явлениями (факторами), так и с другими государственно-правовыми явлениями. Указанные закономерности характеризуют внешние связи правового положения личности в обществе и государстве.
В качестве закономерностей и тенденций развития правового статуса личности следует выделить также: повышение удельного веса, роли и значения конституционных (основных) прав, свобод, обязанностей и законных интересов; выравнивание правовой урегулированности всех групп прав, свобод, обязанностей и законных интересов, их более равномерное и ускоренное развитие; рациональное использование специальных прав и законных интересов, льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан (ветеранов войны и труда, инвалидов, женщин, молодежи, пенсионеров и др.) в целях достижения все большего фактического равенства и усиления действия принципа справедливости; обогащение, расширение социального содержания прав, свобод и законных интересов, наполнение их (как и обязанностей) более глубоким материальным содержанием, сопровождаемое расширением и дополнением прав, свобод новыми правомочиями, формированием и законодательным закреплением ряда новых прав, законных интересов; усиление связей между элементами правового статуса, упрочение их единства, в частности прав и обязанностей личности на базе гармонизации личных, корпоративных и иных общественных и личных интересов.
В отдельных сферах и группах прав, свобод, обязанностей и законных интересов (например, отраслевых), помимо действия отмеченных выше общих закономерностей и тенденций, могут быть выявлены более частные, специфические закономерности, тенденции развития. Плодотворной представляется идея о специальных правовых статусах, закономерности и тенденции развития которых подлежат исследованию в отраслевых юридических науках. Юридическая наука, анализируя социальные проблемы, большей частью имеет в виду городского жителя. Между тем в сельской местности есть свои специфические правовые проблемы. Особенности правового статуса сельского гражданина также требуют всестороннего анализа. Специфической для России как федеративного государства является проблема выравнивания правового статуса личности в разных субъектах Российской Федерации, многие из которых являются дотационными.
Как уже отмечалось, познанные закономерности развития правового статуса граждан важно использовать в законотворчестве, судебной и иной правоприменительной практике. При этом здесь не должно быть забегания вперед, упрощения сложных процессов строительства свободного гражданского общества.
Одна из закономерностей функционирования и развития правового положения личности - повышение степени гарантированности ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов. Это обусловливает необходимость исследовать закономерности развития системы гарантий - общих условий и специальных, юридических средств - конституционных и отраслевых прав, свобод, обязанностей и законных интересов граждан. С этих позиций более детальному и углубленному исследованию подлежат общие гарантии: экономические, социальные, политические, духовные, в том числе идеологические. Большого внимания заслуживает анализ функциональной деятельности государства, муниципальных образований, других структурных элементов политической системы общества - партий, общественных организаций, разнообразных коллективов граждан, а также всесторонняя оценка их организационной деятельности как условия действенности различных видов гарантий.
Конституция РФ дает основание для углубления ценностной оценки значения функций правового, социального государства для личности. В Конституции РФ последовательно закреплен курс на значительное повышение внимания со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц ко всему, что связано с запросами людей, их повседневными нуждами, с уважением к личности, обеспечением и охраной ее прав, свобод и законных интересов.
Внимание к юридическим гарантиям охраны прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности не исключает, а предполагает исследование закономерностей развития юридических средств, непосредственно обеспечивающих правомерную реализацию прав и свобод: средств, помогающих определению пределов прав, свобод, обязанностей и законных интересов, их конкретизации, процессуальных форм осуществления, мер поощрений и льгот за адекватную реализацию и др.
Таким образом, творческое развитие теории правового положения личности является актуальной задачей общей теории права и государства. Несмотря на свою традиционность и актуальность, она особо злободневна и значима в условиях смены парадигмы общественно-политического и государственно-правового развития. Высшей ценностью и целью этого развития провозглашен человек, его права и свободы.
Слом тоталитаризма, обновление всех сторон жизни российского общества приводят к переориентации юридической науки в исследовании прав и свобод личности в контексте формирования демократического правового государства, утверждения нового плюралистического мышления. Основным ориентиром становятся конституционные положения, направляющие на решительный поворот всей политики и практики государства к личности. Человек, его потребности и интересы, активизация индивидуального, личностного начала в экономике, социально-политическом, духовном развитии должны стать главным в интерпретации индивидуальных и коллективных прав как в теории, так и на практике. Следует преодолеть ситуацию, когда теоретические рассуждения о высшей ценности жизни человека, его прав и свобод уживаются с недоверием к его инициативе, ограничением его самостоятельности, неоправданной опекой и многократным контролем над ним со стороны государства, его органов и должностных лиц. Концепцию прав и свобод личности следует развивать с учетом утверждения новых принципов в экономических отношениях, углубления процессов демократизации и гуманизации социальных и правовых институтов, развертывания саморегуляции и самоуправления в обществе, обновления его нравственно-духовной атмосферы, роста политической и правовой культуры.
Познание специфических закономерностей правового положения личности, их использование в практической деятельности - необходимое условие научного управления общественными процессами в контексте формирования свободного гражданского общества и демократического правового социального государства.
2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>6>5>4>3>2>1>6>5>4>3>2>1>