Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование.
Функции образования начинают выполнять самые различные социальные институты, а не только школы, вузы, даже предприятия (на крупных промышленных предприятиях имеются подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров)
17
Другой тенденцией современного этапа развития образования является индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это становится возможным посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей.
Поэтому особое внимание в системе образования уделяется формированию у учащихся умений учиться, используя современные и перспективные средства информационных технологий.
Последние годы характеризуются ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека, поэтому не только школьного и даже вузовского образования уже надолго не хватает.
Президент корпорации Дженерал Моторс уверен, что предприятиям нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".
Концепция непрерывного образования становится основополагающей
18
Выгоды, связанные с приобретением знаний, получает человек, общество в целом и конкретные предприятия. В связи с обострением проблем государственного финансирования вполне обоснованным является смешанное финансирование образования, дальнейшее развитие рыночных отношений в этой сфере. Результатом этой тенденции стало развитие не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг.
Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Перспективы развития системы образования видятся мировым сообществом в следующих направления: фундаментализация образования, опережающий характер системы образования и доступность ее для населения планеты за счет широкого использования методов дистанционного обучения
19
Фундаментализация образования предполагает ориентацию его на изучение фундаментальных законов природы и общества, природы и назначения самого человека, интеграцию естественнонаучного и
17
Актуальные проблемы экономики образования» Учебное пособие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://guap.ru/guap/kaf84old63/meth/akt_pr_ec_obr.pdf
18
Тенденции мирового образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://eng.websoft.ru/db/wb/1E65F64F5AF9E1D4C3256C84005252A1/doc.html
19
Актуальные проблемы экономики образования» Учебное пособие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://guap.ru/guap/kaf84old63/meth/akt_pr_ec_obr.pdf

гуманитарного образования; инновационное обучение.
В
России фундаментализация образования в настоящее время представлена в виде компетентностного подхода, который не сводится только к знаниям, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.
Идея опережающего образования, которая принадлежит российскому философу, академику А.Урсулу, считается одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации. Концепция системы опережающего образования заключается в ее принципиальной ориентации на будущее, на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания.
В системе опережающего образования значительная часть времени учебного процесса отводится для изучения новых фундаментальных знаний, процессов и технологий. Поэтому принципиально важным условием эффективности системы опережающего образования является необходимость его органической связи с институтом науки. Образование должно быть буквально "встроено" в систему научных исследований. Это в свою очередь даст науке необходимый источник развития за счет более эффективного подключения к научным исследованиям специалистов из сферы образования и более качественной базовой подготовки будущих ученых.
Создание эффективных систем дистанционного обучения повышает доступность качественного образования для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей с ограниченной подвижностью, а также для той части населения, которая по тем или иным причинам, не может воспользоваться услугами очного обучения.
Подводя общий итог лекции, отметим, что наука экономика образования многогранна, предмет ее исследования достаточно широк. Она включает в себя экономическую и до некоторой степени педагогическую составляющие. Поэтому перспективы развития современной экономики образования основываются на решении проблем сферы образования и экономики образования и развертываются в трех направлениях:
- человекоформирующее направление, которое ориентирует на решение проблем развития человеческого капитала;
- производственно-экономическое направление, в рамках которого исследуются проблемы экономической эффективности образования, превращение экономики образования в базовую отрасль экономики страны;
- эдукологическое направление, занимающееся вопросами целостного изучения образовательных систем, законов их функционирования и развития, связей с другими общественными институтами, социальной роли образования, ответственности общества, его подструктур, государства и каждого гражданина за судьбы образования. В данном случае речь идет о синтезе неоклассического и кейнсианского подходов, о разумном сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмом государственного регулирования. Без такого сочетания будет консервироваться иждивенческий

подход к образованию со стороны общества, государства, рынка, пытающихся решить свои проблемы за счет образования, не вкладывая в него необходимых и достаточных средств и не соучаствуя должным образом в его деятельности
20
Дескулизация
21
и деиндустриализация – грани одного процесса.
Инновационное развитие невозможно без выстроенной системы эффективно образования. Общество, государство, рынок и образование должны существовать не параллельно, а вместе, решая свои проблемы сообща.
Запомни:
Образование, экономика образования, образовательные услуги, человеческий капитал, интеллектуальная собственность
Контрольные вопросы:
1.
Что такое образование?
В чем заключается его многозначность?
2.
Что представляет собой экономика образования как отрасль и как наука?
3 Что является предметом и объектом изучения науки экономики образования?
4. Определите задачи и место экономики образования в системе экономических наук.
5. Охарактеризуйте образовательные услуги и укажите основные их особенности.
6. Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитие науки экономика образования.
7. В чем заключается сущность концепций экономики образования как отрасли науки и теории человеческого капитала?
8. Назовите основные тенденции развития современного образования.
Тесты:
Выберите один верный ответ и поясните его.
1. Образование – это:
20
Н.К. Чапаев. Экономика образования – точка соприкосновения педагогических и экономических традиций: в поисках интегративного предмета. Право и образование. 2008
№ 11 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
//http://do.gendocs.ru/docs/index-35059.html
21
Дескулизация - (от англ. deschooling, буквально - "обесшколивание"), концепция упразднения школы как социального института и замены еѐ нетрадиционными формами социализации молодѐжи на основе ученичества, практического освоения моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами (выдвинута в
60-70-х гг. 20 в. И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П.
Фрейри (Бразилия). Визуальный словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://vslovar.org.ru/
а) деятельность, по оказанию образовательных услуг; б) однозначное понятие; в) то же, что и человеческий капитал;
г) сложное многозначное понятие.
2. Образовательная услуга – это: а) материальное благо; б) нематериальное благо личного пользования;
в) нематериальное благо общественного пользования;
г) верно все перечисленное.
3. Особенность экономики образования как отрасли заключается в том, что: а) труд работников образования оплачивается выше. Чем в целом по национальной экономике;
б) специализируется на воспроизводстве квалифицированных
кадров;
в) она готовит специалистов только для своей отрасли; г) не требует специалистов высокой квалификации.
4. Экономика образования как наука изучает:
а) отношения воспроизводства услуг в сфере образования;
б) методики преподавания разных дисциплин; в) лучшие педагогические практики; г) отношения собственности в отрасли образования.
5. Наука экономика образования относится к: а) межотраслевым экономическим наукам; б) историческим наукам; в) разделу экономической теории;
г) отраслевым экономическим наукам.
6. Проблемами эффективности образования занимался а) К.Д. Ушинский;
б) С.Г. Струмилин;
в) Д.И. Менделеев; г) М.И. Скаржинский.
7. Есть мнение, что к изучению образования необходимо применять:
а) интеграционный подход;
б) экономический подход; в) педагогический подход; г) исторический подход.
8. Наука экономика образования должна рассматривать проблемы на а) микроуровне; б) макроуровне;
в) микро- и макроуровне;
г) мезоуровне.
9. Человеческий капитал – это: а) трудовые ресурсы, знания, среда обитания, инструменты интеллектуального и организационного труда;

б) составной элемент интеллектуального капитала; в) высокий уровень образования человека;
г) верны а) и б).
10. К основным общемировым тенденциям развития образования относят: а) распространение неформального и опережающего образования; б) распространение индивидуализированного и непрерывного образования; в) распространение системы дистанционного образования;
г) распространение неформального, индивидуализированного и
непрерывного образования.
11. Важной проблемой экономики образования является: а) финансирование; б) отсутствие квалифицированных кадров;
в) разумное сочетание свободного рынка образовательных услуг и
механизма государственного регулирования;
г) непроработанность законодательных норма с сфере образования
Лекция 2. Система образования РФ. Рынок образовательных услуг.
Страновые модели рынка образовательных услуг.
Вопросы:
5. Система образования и ее основные компоненты
6. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
7. Страновые модели рынка образовательных услуг.
1.
Система образования РФ и ее основные компоненты.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающейся процесс получения человеком сис- тематизированных знаний, умений и навыков с целью эффективного ис- пользования в профессиональной деятельности.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об образовании» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и
(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
22
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,
22
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф» Об образовании в Российской Федерации»

обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16