Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Понятие, критерии определения инвалидности
Содержание раздела
Ограничение жизнедеятельности. Признаки инвалидности. Маркеры инвалидности. Группы инвалидности. Категории инвалидности детей.
Лекция
По разным подсчетам в среднем практически каждый десятый житель в развитых странах имеет те или иные ограничения здоровья. Отнесение к числу инвалидов конкретных видов ограничений или дефектов зависит от национального законодательства; следовательно, численность инвалидов и их доля в населении каждой конкретной страны могут значительно отличаться, притом что уровень заболеваемости, утраты тех или иных функций в странах, достигших определенной ступени развития, является вполне сопоставимым.
Ограничение жизнедеятельности выражается в полнойили частичной утрате лицом способности или возможностиосуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В соответствии с признанными в мире критериями инвалидность определяется отклонениями или расстройствами вразличных сферах. Слепые, глухие, немые, люди с дефектами конечностей, нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им функционировать в разнообразных сферах жизнедеятельности так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнятьтяжелые физические работы, но умственная деятельность может быть ему вполне по силам.
При этом большинство инвалидов не нуждаются в изоляции, они способны самостоятельно (или с некоторой помощью) вести независимую жизнь, многие из них — работать на обычных или приспособленных рабочих местах, иметь семьи и самостоятельно содержать их.
Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов «инвалид», «инвалидность».
Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки инвалидности:
Системное понимание инвалидности, представленное Всемирной организацией здравоохранения, отходит от ее узкой трактовки, которая делала акцент на профессиональных ограничениях и на способности/неспособности к труду.
Наличие инвалидности и степень ущербности рассматриваются как показатели расстройств в регулировке взаимоотношений инвалида с его социальным окружением. При этом анализ социальной практики показывает, что имеются люди, у которых расстройство общения и социального поведения, дезадаптация и социальная маргинализация не связаны с нарушениями здоровья. Такие индивиды (девиантного поведения) также нуждаются в социальной реабилитации, однако с целью организации специализированной помощи необходимо различать маргиналов, имеющих затруднения в области социальной адаптации на основе социопатии или расстройств поведения, и людей с психосоматическими отклонениями.
Многофакторный анализ социального состояния инвалидности позволяет сделать вывод, что:
В настоящее время признаются следующие маркеры инвалидности:
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травмили дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья состойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.
Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:
Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обучению — это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся:
дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (парциональной) потерей слуха или зрения;
неслышащие (глухие), слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями;
с нарушениями опорнодвигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);
с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);
с комплексными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи);
аутичные (имеющие болезненное расстройство общения и избегающие общения с окружающими людьми).
Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.
В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин.
В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы форм инвалидности:
1) наследственно обусловленные формы;
2) формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;
3) формы, приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Приобретенные формы инвалидности делятся:
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу различных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.
Содержание раздела
Ограничение жизнедеятельности. Признаки инвалидности. Маркеры инвалидности. Группы инвалидности. Категории инвалидности детей.
Лекция
По разным подсчетам в среднем практически каждый десятый житель в развитых странах имеет те или иные ограничения здоровья. Отнесение к числу инвалидов конкретных видов ограничений или дефектов зависит от национального законодательства; следовательно, численность инвалидов и их доля в населении каждой конкретной страны могут значительно отличаться, притом что уровень заболеваемости, утраты тех или иных функций в странах, достигших определенной ступени развития, является вполне сопоставимым.
Ограничение жизнедеятельности выражается в полнойили частичной утрате лицом способности или возможностиосуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В соответствии с признанными в мире критериями инвалидность определяется отклонениями или расстройствами вразличных сферах. Слепые, глухие, немые, люди с дефектами конечностей, нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им функционировать в разнообразных сферах жизнедеятельности так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнятьтяжелые физические работы, но умственная деятельность может быть ему вполне по силам.
При этом большинство инвалидов не нуждаются в изоляции, они способны самостоятельно (или с некоторой помощью) вести независимую жизнь, многие из них — работать на обычных или приспособленных рабочих местах, иметь семьи и самостоятельно содержать их.
Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов «инвалид», «инвалидность».
Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки инвалидности:
-
любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции; -
ограниченность или отсутствие (из-за указанных вышедефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека; -
затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).
Системное понимание инвалидности, представленное Всемирной организацией здравоохранения, отходит от ее узкой трактовки, которая делала акцент на профессиональных ограничениях и на способности/неспособности к труду.
Наличие инвалидности и степень ущербности рассматриваются как показатели расстройств в регулировке взаимоотношений инвалида с его социальным окружением. При этом анализ социальной практики показывает, что имеются люди, у которых расстройство общения и социального поведения, дезадаптация и социальная маргинализация не связаны с нарушениями здоровья. Такие индивиды (девиантного поведения) также нуждаются в социальной реабилитации, однако с целью организации специализированной помощи необходимо различать маргиналов, имеющих затруднения в области социальной адаптации на основе социопатии или расстройств поведения, и людей с психосоматическими отклонениями.
Многофакторный анализ социального состояния инвалидности позволяет сделать вывод, что:
-
с экономической точки зрения — это ограниченность и зависимость, вытекающая из слабой трудоспособности или из нетрудоспособности; -
с медицинской точки зрения — это длительное состояние организма, ограничивающее или блокирующее выполнение им обычных функций; -
с правовой точки зрения — это статус, дающий право на компенсационные выплаты, другие меры социальной поддержки, регламентируемые нормами национального или регионального законодательства; -
с профессиональной точки зрения — это состояние затрудненной, ограниченной возможности трудоустройства или состояние полной нетрудоспособности; -
с психологической точки зрения — это, с одной стороны, поведенческий синдром, с другой стороны — состояние эмоционального стресса; -
с социологической точки зрения — это утрата прежних социальных ролей, невозможность участвовать в реализации стандартной для данного общества совокупности социальных ролей, а также это стигматизация, наклеивание ярлыка, предписывающего инвалиду определенное ограниченное социальное функционирование.
В настоящее время признаются следующие маркеры инвалидности:
-
биологические (организменные дефекты вследствие заболеваний, травм или их последствий, стойкие функциональные нарушения); -
социальные (нарушение взаимодействия отдельного человека и общества, особые социальные потребности, ограничение свободы выбора, особый социальный статус, потребность в социальной защите); -
психологические (особые коллективные личностные установки, особое поведение в социальной среде, особые взаимоотношения внутри популяции и с иными социальными группами населения); -
экономические (ограничение свободы экономического поведения, экономическая зависимость); -
физические (барьеры доступности). Все эти маркеры, или факторы, формируют социальную специфичность состояния индивида, препятствующую нормальному для данной среды (т. е. социально признанному набору моделей) функционированию.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
-
по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; -
по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания; -
по общему состоянию: инвалиды мобильных, маломобильных и неподвижных групп; -
по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травмили дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья состойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.
Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:
-
способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и применять навыки личной гигиены; -
способность к передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности; -
способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы; -
способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве; -
способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации; -
способность контроля над своим поведением — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.
Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обучению — это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся:
дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (парциональной) потерей слуха или зрения;
неслышащие (глухие), слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями;
с нарушениями опорнодвигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);
с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);
с комплексными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи);
аутичные (имеющие болезненное расстройство общения и избегающие общения с окружающими людьми).
Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.
В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин.
В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы форм инвалидности:
1) наследственно обусловленные формы;
2) формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;
3) формы, приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Приобретенные формы инвалидности делятся:
-
на инвалидность вследствие общего заболевания. -
инвалидность, приобретенную в процессе трудовой деятельности (вследствие трудового увечья или профессионального заболевания); • инвалидность вследствие военной травмы; -
инвалидность, связанную с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (радиационные воздействия, землетрясения и иные катастрофы).
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу различных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.