Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
насильственное поведение наиболее характерно для лиц с патопсихологическими отклонениями и обусловливается наличием у индивида патологических и девиантных черт.

Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье. Например, в числе мужей, избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в три разаьбольше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях. С другой стороны, настоятельная потребность в самоутверждении в мужской роли обычно наблюдается у тех насильников, которые в детстве подавлялись матерью, находились под ее жестким контролем. Ощущение такого материнского доминирования сохраняется в сфере бессознательного и бывает настолько травматичным, что детерминирует совершение тяжких посягательств на женщин, глубинным смыслом которых является разрыв психологических связей с матерью.

Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестоких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей, тогда как только один из четырехсот в ряду тех, кто не подвергался плохому обращению в детстве, в дальнейшем ведет себя агрессивно.

В контексте данного подхода следует отметить внутри семейную цикличность насилия.

Проведенный Н. Ф. Бердникович анализ теорий, объясняющих природу пренебрежительного отношения и насилия в семье, позволил выделить три более частных подхода к данной проблеме:

  • ситуационная модель;

  • теория социальных изменений;

  • модель символического взаимодействия.

Ситуационная модель исходит из того факта, что вероятность возникновения агрессии определяется продолжительностью и интенсивностью воздействия определенных ситуационных и структурных переменных. В контексте вышеуказанных факторов и причин они также включают наличие трудностей общения (например, с маленьким ребенком или пожилыми людьми), факторы, связанные с личностью опекуна (жизненный кризис, синдром горения и пр.).

Объясняя причины насилия, большое значение придается влиянию внутренних и особенно внешних факторов стресса. В одном из зарубежных исследований было отмечено, что две трети тех, кто ухаживал за пожилыми родственниками, отмечали истощение, усталость, повышенную раздражительность и гнев. Среди наиболее стрессовых внешних факторов были возраст, уровень дохода, безработица и жизненный кризис, в то время как религия, место жительства и раса были менее затронуты.


В основе теории социальных изменений (некоторые авторы предлагают использовать выражение «насилие, порожденное насилием», чтобы ссылаться на этот подход) заключается в том, что процесс социального взаимодействия является последовательным изменением стимулов и наказаний, когда люди пытаются увеличить долю своих наград и сократить количество штрафов за них. Поскольку члены семьи с ограниченными возможностями (маленькие дети, инвалиды и пожилые люди) более беспомощны, зависимы и уязвимы по сравнению с другими членами семьи, у них, следовательно, будет меньше альтернатив при выборе последующей модели взаимодействия, которая позволяет агрессору продемонстрировать насильственное поведение, поскольку вероятность «получения сдачи» невысока.

Концепция модели символического взаимодействия основана на утверждении, что общение между людьми является непрерывным процессом обмена информацией, в ходе которого каждая предыдущая реплика определяет последующую, так что для понимания содержания сказанного необходимо установить единый шаблон для декодирования символического значения слов и ролей. Если такое «соглашение» не достигнуто, могут возникнуть несогласованности в понимании и, как следствие, увеличение вероятности конфликтов и возникновение напряженности и агрессивности в отношениях. Исходя из этого, причиной насилия в отношении родственника может быть отсутствие различий между тем, как он / она воспринимался в прошлом и его (ее) образом в настоящем.

Наиболее распространенными в мировой практике институциональными формами работы с случаями насилия в семье являются кризисные центры, приюты, горячие линии, пансионаты для престарелых, социальные услуги для семей и детей, психологические и медико-социальные центры, а также временные (приемные ) или постоянные приемные семьи. Ниже приведены организационные формы и некоторых технологий работы со случаями семейного насилия.

Кризисные центры. Деятельность кризисных центров - оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и иной помощи жертвам насилия, часто в условиях кризиса и опасных для физического и психического здоровья.

Кроме того, клиент может получить лично или по телефону подробную информацию о месте и способе работы необходимых специалистов и других необходимых данных.

Основной формой работы кризисного центра является постоянное консультирование. Жертвы имеют возможность напрямую общаться со специалистами: психологи, врачи, учителя, юристы и пр. В ряде кризисных центров проводятся групповые занятия, в том числе группы самопомощи.



Если телефонный номер доверия, действующего непосредственно в кризисном центре, не известен жертве домашнего насилия, тогда полиция или городская горячая линия могут узнать номер телефона ближайшего приюта или консультанта по кризисным ситуациям.

Принимаются звонки, как правило, высококвалифицированными специалистами, которые на первом этапе могут определять состояние жертвы насилия, оказывать ей основную поддержку, адекватно оценить ситуацию, чтобы планировать дальнейший действия (абонент может находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или быть психически нездоровым, что предполагает направление в соответствующее медицинское учреждение) или убедить жертву обратиться за помощью в кризисный центр.

В мировой практике распространена форма помощи как «шелтер» (из английского приюта - надежное убежище), представляет собой множество крупных центров со специальным убежищем для жертв насилия в семье (в большинстве случаев для женщин и / или детей). Например, в США, Германии, Голландии деятельность приютов является одной из независимых специализированных программ помощи жертвам насилия. Как правило, это далеко от центра города небольшие уютные здания, адрес которых хранится в секрете. Режим здесь свободен, некоторые женщины даже продолжают работать во время своего пребывания в приюте. Все построено на принципах самообслуживания; женщинам предоставляется бесплатная еда и медицинская помощь.

Средняя занятость приютов составляет 30-50 человек, а продолжительность пребывания в них составляет от 2 до 5 недель. Одной из основных задач персонала служб является психологическая реабилитация и юридическая помощь; они подробно разъясняют права женщин и детей, а в случаях неизбежного развода они обеспечивают практическую, в том числе юридическую, помощь.

Услуги, предоставляемые в обстановке доверия и понимания риска, который несет жертва, говоря правду, обязательно предполагают размещение жилого пространства, а также для приема и консультирования, что дает уверенность в том, что они серьезно относятся к проблеме. Приюты оборудованы плакатами, стендами, в них есть библиотеки и игровые комнаты для детей. Медсестра будет заботиться о детях, если женщине требуется время для работы по дому, посещение специалиста или учебной группы.

Приюты для женщин — жертв насилия и их детей.
Если женщина соглашается покинуть дом и поселиться в приюте, который может находиться в кризисном центре или где-либо еще, важно убедиться, что она полностью безопасна и минимизировать возможность утечки информации, поскольку обидчик часто делает все, чтобы найти жертву.

Поэтому женщину и ее детей сначала забирают в полицию, а затем тайно перевозят в приют.

Укрытие - временное убежище, где женщина имеет возможность укрыться от преследований ее мужа, получить первую медицинскую помощь и пройти дальнейшее лечение. Она получает финансовую поддержку, консультационные услуги, психологическую поддержку. В обстановке внимания, понимания и ухода она может оправиться, пересмотреть свою жизнь и с помощью специалиста принять решение о своем будущем.

Одним из наиболее широко используемых методов реабилитационных программ в приютах является групповая терапия, которая проводится одновременно с самой женщиной и ее детьми. Эта деятельность, направленная, с одной стороны, на преодоление чувства одиночества и отчуждения жертвы, а с другой - на укрепление отношений между матерью и детьми, позволяет обеспечить естественную взаимную поддержку. Программа групповой терапии разработана для каждого индивидуально с учетом конкретной семейной ситуации. Занятия проводятся два раза в неделю в течение часа: 45 минут - это дискуссия и 15 минут зарезервированы для игровых занятий, предлагаемых детьми для самих себя. Существует также практика кризисного вмешательства в отделения неотложной помощи в больницах, поскольку именно сюда жертвы обращаются. В то время как врач оказывает первую помощь, социальный работник определяет причину инцидента, объясняет возможные последствия и предлагает дальнейшую помощь в изменении ситуации.

В случае необходимости (если женщина решает подать в суд), полицейских вызывают в больницу.

Для изучения (диагностики) ситуации разработан специальный протокол в помощь социальным работникам, практикующим при больницах (хотя он может быть использован и любым другим специалистом). Протокол содержит графы, позволяющие фиксировать замечания и наблюдения терапевта, медсестры и социального работника. Благодаря ему появляется возможность оказать наиболее адекватную медицинскую помощь. Кроме того, протокол документально подтверждает (в нем имеются фотографии) случай насилия и может быть использован, если жертва позднее решит обратиться в суд.


В протоколе перечислены справочные службы и приюты, где женщина может подать заявку в случае необходимости.

Деятельность социального работника в больницах, безусловно, важна, и все же трудности часто возникают из-за «вторичного характера» его позиции по отношению к медицинскому персоналу. Поэтому важно определить функции и статус каждого из сотрудников и утвердить их соответствующим решением. Поскольку проблема насилия в семье и пренебрежения связана с пересечением сфер деятельности специалистов разных профессий (у социального работника само по себе нет четко определенного статуса в отношении потерпевшего, недостаточного для обеспечения защиты жертвы насилие и все ресурсы, необходимые для оказания помощи). Естественно, что междисциплинарный подход стал одним из основных и наиболее часто используемых в таких случаях.

Обычно междисциплинарная (межпрофессиональная) команда состоит из терапевта, медсестры, социального работника, консультанта-психиатра, психолога, адвоката, сотрудника полиции и координатора (менеджера). Координатор отвечает за обеспечение скоординированной работы всех членов команды, коллективное обсуждение ситуации в семье, достоверность имеющейся информации, коллективную оценку имеющихся ресурсов, а также определение стратегии управления случаями и функциональные обязанности каждого специалиста. Последний аспект деятельности команды - одна из самых серьезных проблем, поскольку очень сложно провести разделительную линию между перекрывающимися сферами деятельности.

Независимо от типа социального института и технологий, используемых для решения этого дела, психосоциальный подход наиболее распространен в прямой коррекционной и реабилитационной работе с клиентом (семьей). Такой подход позволяет повысить эффективность работы, поскольку предполагает не только использование доступных социальных ресурсов, но и активацию личных ресурсов клиента (семьи) и применение методов психологического воздействия на агрессора, жертву и семью в целом. Соответственно, коррекционная и реабилитационная деятельность может осуществляться в различных формах: индивидуальное консультирование, деятельность с диадой (супружеской или детородной), со всей семьей, а также с отдельными группами (насильники, жертвы и их родители).

Задания для самоконтроля

(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)