ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1099
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) Н. Г. Чернышевский
б) В. О. Ключевский
в) Н. Я. Данилевский
г) Н. М. Карамзин
-
Функция исторической науки, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, – ...
а) научно-познавательная функция
б) воспитательная функция
в) функция социальной памяти
г) политическая функция
-
Формация – это …
а) ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой
б) определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства
в) целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство
г) высокий уровень развития культуры общества
-
Муза истории – …
а) Каллиопа
б) Клио
в) Полигимния
г) Урания
-
Значительное влияние на историю России тюркского фактора отмечали представители …
а) западничества
б) евразийства
в) славянофильства
г) марксизма
-
Понятие «культурно-исторический тип» используют представители …
а) божественной теории
б) формационного подхода
в) цивилизационного подхода
г) стадиальной теории
-
Судебник 1550 г. – это … исторический источник
а) вещественный
б) письменный
в) устный
г) графический
Задание 2
Укажите соответствие между функцией истории и ее определением.
А – прогностическая функция
Б – мировоззренческая функция
В – воспитательная функция
Г – функция социальной памяти
-
Выступает связующим звеном между прошлым и настоящим -
Формирует гражданские качества человека, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества -
Дает возможность предвидеть будущее развитие общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего -
Формирует взгляды на мир, общество, законы его развития
Ответ: _____________________
Задание 3
Заполните таблицу.
| Подходы к изучению истории | | |
| Представители | Сущность подхода | Типы обществ (примеры) |
Формационный подход | | | |
Цивилизационный подход | | | |
Задание 4
Отнесите конкретные исторические источники к определенным видам.
А – магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева Б – Манифест об отмене крепостного права 1861 г.
В – «Сказание о граде Китеже»
Г – иконы
-
Письменные источники -
Устные источники -
Вещественные источники -
Фонические источники
Ответ: _____________________
Задание 5
Заполните таблицу
«Выдающиеся деятели исторической науки».
Имя | Годы жизни | Главные научные труды | Основные идеи и открытия, вклад в развитие исторической науки |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7. | | | |
8. | | | |
9. | | | |
10. | | | |
Задание 5
Выделите в Российской цивилизации исторические черты Запада и Востока. Заполните таблицу.
| | Российская цивилизация | | |||
| | Черты Запада | Черты Востока | |||
| Экономическая сфера | | | |||
| Российская цивилизация | | | |||
| Черты Запада | Черты Востока | | |||
Политическая сфера | | | | |||
Культурная сфера | | | |
Занятие 2. ДРЕВНИЙ МИР
Занятие 2
ДРЕВНИЙ МИР
СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ
-
Первобытное общество -
Древний Восток -
Античная цивилизация -
Народы и древнейшие государства на территории России
ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ
Знать:
-
когда появился на Земле человек; -
периоды древней истории; -
время и место появления первых государств; -
историческую специфику восточной деспотии; -
историческую специфику Древней Греции; -
историческую специфику античного Рима; -
исторический ход и этапы заселения территории России.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
-
каменный век -
бронзовый век -
железный век -
homo habilis -
homo sapiens -
неолитическая революция -
восточная деспотия -
законы Хаммурапи -
античность -
полис -
метеки -
патриции -
плебеи -
Сенат -
праславяне -
Боспорское государство -
Скифское царство -
Тюркский каганат -
Булгария
ТЕОРИЯ
1. Первобытное общество
Принято считать, что человек начал выделяться из животного мира примерно 3 млн лет тому назад, в то время как история цивилизаций насчитывает всего пять тысяч лет. Следовательно, в течение длительного исторического периода происходил процесс перехода от первобытности к цивилизации.
Как правило, древнейшая история делится на три продолжительных периода: каменный век (3 млн лет тому назад – конец III тыс. до н. э.), брон-
зовый век (конец III тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.) и железный век (с I тыс. до н. э.). В свою очередь, каменный век как самый продолжительный период, подразделяется на подпериоды: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), поздний каменный век (неолит).
Период палеолита обычно подразделяют на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).
В эпоху раннего палеолита, примерно 3 млн лет тому назад появились древнейшие предки современного человека. Они мало чем отличались от человекообразных обезьян: имели длинные руки, выступающие надбровные дуги, были покрыты шерстью и сильно сутулились. Однако в отличие от животных они умели производить орудия труда. Этот тип человекообезьяны получил название homo habilis – человек умелый. Условия жизни диктовали древнейшему человеку коллективный образ жизни. Люди объединялись в небольшие группы людей по 20–30 человек. Такие коллективы получили название человеческого стада.
Примерно 2 млн лет тому назад люди научились строить примитивное жилье в виде навесов и загородок. 1,6 – 1,5 млн лет тому назад наряду с собирательством большую роль начинает играть охота. Первобытные люди охотились на мелких млекопитающих и грызунов, собирали плоды и ягоды.
Приблизительно 100 тыс. лет назад, в эпоху среднего палеолита, большую часть Европы и Азии сковал ледник. Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в новых условиях. Главным его занятием стала загонная охота на крупных животных – мамонтов, бизонов или носорогов. Люди научились добывать огонь. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт, привела к появлению членораздельной речи. Первые искусственные захоронения свидетельствуют о том, что в эпоху среднего палеолита у людей начали формироваться примитивные религиозные представления.
Изменение условий жизни человека привели к изменению его физического облика. 35–40 тыс. лет назад появился человек современного типа –
homo sapiens – человек разумный. В этот период происходит заселение Африки и Австралии, формируются основные расы – европеоидная, монголоидная и негроидная.
Период позднего палеолита, 35–10 тыс. лет тому назад, в развитии человечества называют также «костяным веком», так как значительного развития достигает обработка костей и рогов животных. Человек стал больше внимания уделять собирательству, начал осваивать рыболовство. В этот период появились первые долговременные поселения.
На смену первобытному стаду пришла родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, и эту первую ступень родового строя принято называть матриархатом, так как в это время женщина играла ведущую роль в хозяйстве. От позднего палеолита сохранились и дошли до нас первые произведения искусства – наскальная живопись, которая служила магическим целям.
Мезолит – среднекаменный век – охватывает временной промежуток от 10 до 8 тыс. лет тому назад. Подлинный переворот в жизни людей произошел с изобретением новых охотничьих орудий – лука и стрел. Это дало возможность охотиться на мелких зверей и птиц. Охота стала более продуктивной и отпала необходимость охотиться коллективно. Началось одомашнивание животных. Первым прирученным животным стала собака. К
концу мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.
Н овый каменный век – неолит (7–5 тыс. лет тому назад) – характеризуется неолитической революцией. Это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) периода палеолита и мезолита к производящему – земледелию и скотоводству. |
Родоплеменной строй переходит к следующей стадии своего развития. Мужчина встал во главе рода и закрепил свое господствующее положение отцовским правом – патриархатом. Создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.
Начало бронзового века относится к III тыс. до н. э. За тысячелетие производство металлов распространилось практически по всем территориям, заселенным людьми. В этот исторический период происходит первое разделение труда – скотоводство отделяется от земледелия. В период бронзы начинают складываться языковые семьи – большие культурные общности. К концу бронзового века можно говорить о разложении родового строя, что было связано с появлением имущественного неравенства и частной собственности.
В I тыс. до н. э. появляются первые железные орудия труда. Обработка железа требовала значительного опыта и навыков. Ремесленник перестал заниматься земледелием и стал изготавливать предметы не только на заказ, но и для обмена, что породило второе разделение труда – отделение ремесла от земледелия и появление простого товарного производства.
Происходят изменения и в общественных отношениях. Пленных перестали убивать, их стали превращать в рабов. Так зарождается эксплуатация. Родовые узы начинают слабеть. На смену родовой общине приходит соседская (территориальная), в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.
Племена, имеющие тесные хозяйственные связи, объединяются в союзы племен, за которыми закрепляется определенная территория. На смену родоплеменной организации приходит государство.
2. Древний Восток
Общая характеристика
Первые государства – Египет, Вавилон, Индия и Китай возникли примерно в сходных климатических условиях. Все они появились в долинах рек, где среднегодовая температура составляет около +20°С, что благоприятствовало развитию земледелия. Реки играли огромную роль в жизни этих государств. Они создавали возможности для орошения почвы, способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Поэтому эти первые очаги цивилизации называют речными цивилизациями.