Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1099

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. О. Ключевский

в) Н. Я. Данилевский

г) Н. М. Карамзин



  1. Функция исторической науки, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, – ...

а) научно-познавательная функция

б) воспитательная функция

в) функция социальной памяти

г) политическая функция



  1. Формация – это …

а) ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой

б) определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства

в) целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство

г) высокий уровень развития культуры общества

  1. Муза истории – …

а) Каллиопа

б) Клио

в) Полигимния

г) Урания



  1. Значительное влияние на историю России тюркского фактора отмечали представители …

а) западничества

б) евразийства

в) славянофильства

г) марксизма



  1. Понятие «культурно-исторический тип» используют представители …

а) божественной теории

б) формационного подхода

в) цивилизационного подхода

г) стадиальной теории



  1. Судебник 1550 г. – это … исторический источник

а) вещественный

б) письменный

в) устный

г) графический

Задание 2

Укажите соответствие между функцией истории и ее определением.

А – прогностическая функция

Б – мировоззренческая функция

В – воспитательная функция

Г – функция социальной памяти



  1. Выступает связующим звеном между прошлым и настоящим

  2. Формирует гражданские качества человека, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества

  3. Дает возможность предвидеть будущее развитие общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего

  4. Формирует взгляды на мир, общество, законы его развития



Ответ: _____________________

Задание 3

Заполните таблицу.






Подходы к изучению истории






Представители

Сущность подхода

Типы обществ (примеры)

Формационный подход







Цивилизационный подход








Задание 4

Отнесите конкретные исторические источники к определенным видам.

А – магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева Б – Манифест об отмене крепостного права 1861 г.

В – «Сказание о граде Китеже»

Г – иконы



  1. Письменные источники

  2. Устные источники

  3. Вещественные источники

  4. Фонические источники



Ответ: _____________________

Задание 5

Заполните таблицу

«Выдающиеся деятели исторической науки».

Имя

Годы жизни

Главные научные труды

Основные идеи и открытия,

вклад в развитие исторической науки

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







Задание 5

Выделите в Российской цивилизации исторические черты Запада и Востока. Заполните таблицу.









Российская цивилизация








Черты Запада

Черты Востока




Экономическая сфера








Российская цивилизация








Черты Запада

Черты Востока




Политическая сфера








Культурная сфера









Занятие 2. ДРЕВНИЙ МИР

Занятие 2

ДРЕВНИЙ МИР

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ



  1. Первобытное общество

  2. Древний Восток

  3. Античная цивилизация

  4. Народы и древнейшие государства на территории России

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

  • когда появился на Земле человек;

  • периоды древней истории;

  • время и место появления первых государств;

  • историческую специфику восточной деспотии;

  • историческую специфику Древней Греции;

  • историческую специфику античного Рима;

  • исторический ход и этапы заселения территории России.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



  • каменный век

  • бронзовый век

  • железный век

  • homo habilis

  • homo sapiens

  • неолитическая революция

  • восточная деспотия

  • законы Хаммурапи

  • античность

  • полис

  • метеки

  • патриции

  • плебеи

  • Сенат

  • праславяне

  • Боспорское государство

  • Скифское царство

  • Тюркский каганат

  • Булгария

ТЕОРИЯ

1. Первобытное общество

Принято считать, что человек начал выделяться из животного мира примерно 3 млн лет тому назад, в то время как история цивилизаций насчитывает всего пять тысяч лет. Следовательно, в течение длительного исторического периода происходил процесс перехода от первобытности к цивилизации.

Как правило, древнейшая история делится на три продолжительных периода: каменный век (3 млн лет тому назад – конец III тыс. до н. э.), брон-

зовый век (конец III тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.) и железный век (с I тыс. до н. э.). В свою очередь, каменный век как самый продолжительный период, подразделяется на подпериоды: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), поздний каменный век (неолит).

Период палеолита обычно подразделяют на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

В эпоху раннего палеолита, примерно 3 млн лет тому назад появились древнейшие предки современного человека. Они мало чем отличались от человекообразных обезьян: имели длинные руки, выступающие надбровные дуги, были покрыты шерстью и сильно сутулились. Однако в отличие от животных они умели производить орудия труда. Этот тип человекообезьяны получил название homo habilis – человек умелый. Условия жизни диктовали древнейшему человеку коллективный образ жизни. Люди объединялись в небольшие группы людей по 20–30 человек. Такие коллективы получили название человеческого стада.


Примерно 2 млн лет тому назад люди научились строить примитивное жилье в виде навесов и загородок. 1,6 – 1,5 млн лет тому назад наряду с собирательством большую роль начинает играть охота. Первобытные люди охотились на мелких млекопитающих и грызунов, собирали плоды и ягоды.

Приблизительно 100 тыс. лет назад, в эпоху среднего палеолита, большую часть Европы и Азии сковал ледник. Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в новых условиях. Главным его занятием стала загонная охота на крупных животных – мамонтов, бизонов или носорогов. Люди научились добывать огонь. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт, привела к появлению членораздельной речи. Первые искусственные захоронения свидетельствуют о том, что в эпоху среднего палеолита у людей начали формироваться примитивные религиозные представления.

Изменение условий жизни человека привели к изменению его физического облика. 35–40 тыс. лет назад появился человек современного типа –

homo sapiens – человек разумный. В этот период происходит заселение Африки и Австралии, формируются основные расы – европеоидная, монголоидная и негроидная.

Период позднего палеолита, 35–10 тыс. лет тому назад, в развитии человечества называют также «костяным веком», так как значительного развития достигает обработка костей и рогов животных. Человек стал больше внимания уделять собирательству, начал осваивать рыболовство. В этот период появились первые долговременные поселения.

На смену первобытному стаду пришла родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, и эту первую ступень родового строя принято называть матриархатом, так как в это время женщина играла ведущую роль в хозяйстве. От позднего палеолита сохранились и дошли до нас первые произведения искусства – наскальная живопись, которая служила магическим целям.

Мезолит – среднекаменный век – охватывает временной промежуток от 10 до 8 тыс. лет тому назад. Подлинный переворот в жизни людей произошел с изобретением новых охотничьих орудий – лука и стрел. Это дало возможность охотиться на мелких зверей и птиц. Охота стала более продуктивной и отпала необходимость охотиться коллективно. Началось одомашнивание животных. Первым прирученным животным стала собака. К
концу мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.





Н овый каменный век – неолит (7–5 тыс. лет тому назад) – характеризуется неолитической революцией. Это переход от присваивающего

хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) периода палеолита

и мезолита к производящему – земледелию и скотоводству.



Родоплеменной строй переходит к следующей стадии своего развития. Мужчина встал во главе рода и закрепил свое господствующее положение отцовским правом – патриархатом. Создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

Начало бронзового века относится к III тыс. до н. э. За тысячелетие производство металлов распространилось практически по всем территориям, заселенным людьми. В этот исторический период происходит первое разделение труда – скотоводство отделяется от земледелия. В период бронзы начинают складываться языковые семьи – большие культурные общности. К концу бронзового века можно говорить о разложении родового строя, что было связано с появлением имущественного неравенства и частной собственности.

В I тыс. до н. э. появляются первые железные орудия труда. Обработка железа требовала значительного опыта и навыков. Ремесленник перестал заниматься земледелием и стал изготавливать предметы не только на заказ, но и для обмена, что породило второе разделение труда – отделение ремесла от земледелия и появление простого товарного производства.

Происходят изменения и в общественных отношениях. Пленных перестали убивать, их стали превращать в рабов. Так зарождается эксплуатация. Родовые узы начинают слабеть. На смену родовой общине приходит соседская (территориальная), в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Племена, имеющие тесные хозяйственные связи, объединяются в союзы племен, за которыми закрепляется определенная территория. На смену родоплеменной организации приходит государство.

2. Древний Восток

Общая характеристика

Первые государства – Египет, Вавилон, Индия и Китай возникли примерно в сходных климатических условиях. Все они появились в долинах рек, где среднегодовая температура составляет около +20°С, что благоприятствовало развитию земледелия. Реки играли огромную роль в жизни этих государств. Они создавали возможности для орошения почвы, способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Поэтому эти первые очаги цивилизации называют речными цивилизациями.