Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1108

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другими наиболее яркими страницами внешнеполитической истории этого времени стали: русское завоевание Средней Азии – Бухарского эмирата, Кокандского (Ферганская долина) и Хивинского ханств, туркменских племен.

В этот период происходит укрепление позиций России на Дальнем Востоке. В результате договоров с Китаем произошло разграничение русскокитайской границы по реке Амур, расширялось русское присутствие в Приамурье и Приморье, основались города Владивосток и Хабаровск.

Что касается русско-японских отношений, то здесь долгое время камнем преткновения был Южный Сахалин. Но в 1875 г. удалось найти соглашение – состоялся обмен территорий: весь Сахалин отходил к России, Курильские острова – к Японии.

Особая тема внешней политики Александра II – Русская Америка. В марте 1867 г. в Вашингтоне был подписан договор о продаже Аляски за сравнительно небольшую сумму – 7 млн 200 тыс. долл.

Итак, при Александре II произошло включение всех окраинных пространств Евразийской степи в единое государство. Такого огромного и мощного государства в Евразии не было со времен Монгольской империи.

Продолжая миролюбивую внешнюю политику своего отца, Александр III действовал более осторожно и взвешенно, не давая втянуть свою страну ни в один из намечавшихся в Европе конфликтов, за что получил прозвище «Миротворец».

В первую половину царствования Александр III не стремился к активному участию в европейских делах, обеспечивая «свободу рук» в других регионах, прежде всего – в Азии. В 1881 г. он возобновил «Союз трех императоров», направленный на поддержание status quo в Европе (продлен в 1884 г.). Между Россией и Германией был заключен так называемый «Договор перестраховки» (1887) о благожелательном нейтралитете и невмешательстве в политику Германии в Европе.

Однако вторая половина царствования Александра III (начиная с 1887 г.) стала временем активного вмешательства в европейские дела. В 1887 г. едва не вспыхнула новая война между Германией и Францией. Личное послание Александра III Вильгельму I позволило избежать войны. Со стороны России это объяснялось стремлением восстановить европейское равновесие, нарушенное заключением Тройственного союза в 1879 г. (Германия, Австро-Венгрия и Италия), который в равной степени угрожал как России, так и Франции, между которыми в 1893 г. был заключен военный союз. Этот договор стал первым шагом к оформлению Антанты (англо-франко-русского военного союза).


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ



  1. В 30–40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, основными центрами которого стали Петербург, Москва, Тула, Харьков, Владимир. Промышленный переворот завершился к началу 80-х гг.

  2. В первой половине XIX в. четко обозначились три основных направления российского общественного движения: консервативное (охранительное), стремящееся сохранить существующие порядки; либеральное, выступающее за реформы и просвещение; революционное, которое проповедовало изменение общественного строя путем революции.

  3. «Великие реформы» Александра II затронули все сферы жизни общества, открыли путь развитию капитализма в экономике, был сделан важный шаг к равенству всех сословий, положено начало становлению правового государства.

  4. Россия в XIX в. серьезно расширила свою территорию, прежде всего на юге (Средняя Азия) и Дальнем Востоке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



  1. Дайте характеристику экономическому развитию России в XIX в.

  2. Какие реформы были проведены в правление Александра I?

  3. Охарактеризуйте правление Николая I.

  4. Охарактеризуйте реформы Александра II и их результаты.

  5. Охарактеризуйте контрреформы Александра III и их итоги.

  6. Охарактеризуйте общественное движение в XIX в.

  7. Какие направления внешней политики России вы можете выделить в XIX в.?



История

ЗАДАНИЯ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Выполните тестовые задания.



  1. К преобразованиям Александра I относится …

а) восстановление коллегий

б) отмена крепостного права

в) учреждение министерств

г) «чугунный устав»



  1. Создателем теории общинного социализма был …

а) А. Герцен

б) Б. Чичерин

в) С. Трубецкой

г) Г. Плеханов



  1. «Просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале… Вся Россия 30 лет была на смотру у державного фельдфебеля»



В приведенном выше отрывке из воспоминаний речь идет об императоре … а) Петре I

б) Павле I

в) Александре I

г) Николае I



  1. Реформы П. Киселева касались … крестьян

а) помещичьих

б) государственных

в) временнообязанных

г) посессионных



  1. Причиной Крымской войны является …

а) стремление России усилить свое влияние на Балканах

б) борьба европейских государств за австрийское наследство

в) рост национально-освободительного движения в Польше



г) стремление Турции захватить Крым



  1. К периоду «Великих реформ» относится …

а) созыв Государственной думы

б) учреждение Государственного совета

в) введение всеобщей воинской повинности

г) запрещение цензуры

  1. В период 1860–70-х гг. произошло …

а) введение сословного суда

б) учреждение губерний

в) учреждение земств

г) введение рекрутских наборов



  1. К последствиям реформ 1860–70-х гг. относится …

а) ограничение самодержавия

б) укрепление сословного строя

в) разрушение общины

г) развитие рынка вольнонаемного труда



  1. Событием внешней политики России второй половины XIX в. явилось присоединение …

а) Польши

б) Кавказа

в) Грузии

г) Приамурья

Задание 2

Расположите события в хронологической последовательности.

А – Крымская война

Б – открытие первой железной дороги

В – аракчеевщина

Г – Отечественная война

Ответ: ______________________

Задание 3

Прочтите текст.

«"Русская правда" не писалась уже так ловко, как прежде. От меня требовали ею поспешить, и я за нее принимался, но работа уже не шла, и я ничего не написал в течение целого года, а только прежде написанное кое-где переправлял…»

Определите, кто является автором текста. Как называлась организация, в которой состоял автор? Укажите годы деятельности этой организации.

Ответ: _______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 4

Укажите, какие три события относятся к царствованию Александра III.

А – ограничение юрисдикции суда присяжных

Б – аграрная реформа П. Столыпина

В – деятельность I Государственной думы

Г – Морозовская стачка

Д – манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

Е – «циркуляр о кухаркиных детях»

Ответ: ______________________

Задание 5

Сравните внешнюю политику России в первой и во второй половине XIX в. Что было в них общим (не менее двух позиций), а что – различным (не менее трех различий)? Запишите ответы, заполняя формы в таблице.



Общее

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________



Различия

Первая половина XIX в.

Вторая половина XIX в.



  1. ___________________________

  2. ___________________________

  3. ___________________________





  1. ___________________________

  2. ___________________________

  3. ___________________________




Занятие 7. МИР, РОССИЯ И СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Занятие 7




МИР, РОССИЯ И СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

1. Место ХХ века в мировой истории 2. Европа и США в первой половине XX в.

  1. Россия в начале XX в.

  2. СССР в конце 1920–1940-х гг.

  3. Страны Азии и Африки между двумя войнами

  4. Международные отношения в первой половине XX в.



ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

  • историческую специфику мировых процессов в ХХ в.;

  • исторические особенности развития западных стран в первой половине ХХ в.;

  • основные события и особенности российской истории в начале XX в.;

  • особенности исторического перехода от России монархической к России советской;

  • основные события и особенности развития СССР в конце 1920–

1940-х гг.

  • специфику развития стран Азии и Африки в первой половине XX в.

  • особенности развития международных отношений в первой половине XX в.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



  • монополистический капитализм

  • Великая депрессия

  • «Новый курс»

  • Манифест 17 октября

  • Государственная дума

  • РСДРП

  • Временное правительство

  • двоевластие

  • Совет народных комиссаров

  • Учредительное собрание

  • Брестский мир

  • военный коммунизм

  • нэп

  • индустриализация

  • коллективизация

  • Великая Отечественная война

ТЕОРИЯ

1. Место ХХ век в мировой истории

XX век – уникальный этап в истории человеческой цивилизации. С одной стороны, многое в нем остается продолжением старых традиций, а с другой – его отличают иной тип закономерностей и иной ритм общественных процессов. И если вся предшествующая история человечества представляет собой историю развития отдельных стран и регионов, то история XX столетия – это глобальная история.

В социально-экономическом развитии был совершен скачок от индустриального общества в начале столетия к постиндустриальному (информационному) в конце века. Начало XX в. – время завершения создания колониальной системы и колониальных империй, конец столетия ознаменован их крушением. XX столетие – это глобальное противостояние различных политических идеологий, это две мировые войны, это постоянные военные перевороты и гражданские войны.

К концу XX столетия возрастают целостность и взаимосвязи современного мира, а именно интернационализация жизни различных народов