Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1097

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1802–1811 гг. прошла реформа государственного управления. Петровские коллегии заменялись на 8 министерств, учреждался Комитет министров, Сенат был объявлен высшим административным, судебным и контролирующим органом империи, роль совещательного органа при императоре стал играть Государственный совет. При Госсовете создавалась Собственная Его Императорского величества канцелярия во главе с госсекретарем. Реформа привела к усилению централизации в управлении и укреплению самодержавия. Было положено начало бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получавшей жалованье за свою службу.

Наиболее радикальный проект реформы был предложен М. Сперанским, который выдвинул идею создания выборной Государственной думы. Этот проект вызвал возмущение консервативно настроенного дворянства, Сперанский был удален от дел и отправлен в ссылку.

Большое внимание было уделено реформе просвещения. В основу школьной реформы были положены принципы бессословности образования, бесплатного обучения на ранних ступенях, преемственности учебных программ. Было открыто пять новых университетов и издан Университетский устав, по которому университеты получили большую автономию.

После войны 1812 г. внутренняя политика Александра I кардинальным образом изменилась. Она получила название аракчеевщина (по фамилии ближайшего советника царя Аракчеева) и характеризовалась полицейским деспотизмом, насаждением палочной дисциплины в армии, притеснением общественной мысли, печати, литературы. Наиболее одиозной мерой стало введение военных поселений, инициатором которых стал А. А. Аракчеев. Цель реформы – сокращение расходов на армию. Государственные крестьяне, проживающие в районах Северо-Запада и Юга, становились еще и солдатами и обязаны были совмещать военную службу с хозяйственными работами.

Итогами внутренней политики Александра I стали всеобщее недовольство правящим режимом и дальнейшее отставание России от европейских стран.

Правление Николая I (1825–1855)

Правление Николая I считается одним из самых консервативных периодов русской истории. Основной целью деятельности царя стало укрепление и расширение самодержавной власти.

Николай I единолично и собственноручно решал не только важные, но и незначительные государственные вопросы. Были ограничены совещательные функции Государственного совета. Ключевую роль в управлении государством стала играть Собственная Его Императорского величества канцелярия, которая была расширена до 6 отделений. Фактически она подменяла собой Кабинет министров.


Специально для подготовки единого Свода законов страны было создано II отделение Канцелярии, которое возглавил М. Сперанский, возвращенный из ссылки. Результатом этой работы явилось издание 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи».

При Николае I значительно увеличился бюрократический аппарат. Бюрократизация страны, с одной стороны, усилила ее управляемость, а с другой – привела к волоките и взяточничеству, что вело к серьезным провалам в сфере государственного управления.

Особое внимание Николай I уделял борьбе с революционной «крамолой». В 1826 г. было создано III отделение канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом, которое занималось политическим сыском и имело свои филиалы во всех губерниях.

Под жесткий контроль была поставлена печать. Новый цензурный Устав 1826 г., прозванный «чугунным», распространил цензуру на всю печатную продукцию.

Наиболее острым для России оставался крестьянский вопрос. За время царствования Николая I было издано около 100 указов. Была проведена реформа управления государственными крестьянами (1837–1841) под руководством П. Д. Киселева, которая улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян. В 1841 г. был принят закон, по которому запрещалось продавать крепостных без земли и с разделом семьи. В 1842 г. вышел указ «об обязанных крестьянах», по которому крепостной мог получить личную свободу от помещика и землю в пользование на условиях сохранения феодальных повинностей. Тогда же помещикам дано было разрешение освобождать крестьян без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу, если их поместье выставлялось на продажу за долги. Однако это были всего лишь «полумеры», которые не сняли остроту крестьянского вопроса, хотя и улучшили положение отдельных категорий крестьян. Николай I так и не решился пойти на отмену крепостного права.

Значительное внимание было уделено и просвещению. Школьный Устав 1828 г. закрепил замкнутую сословную систему обучения. Начальное и среднее образование было разделено на три категории. Для низших сословий – одноклассные и двухклассные приходские училища. Для детей купцов, ремесленников и мещан предназначались уездные трехклассные училища. Семиклассные гимназии готовили детей дворян, чиновников и купцов I гильдии в Университет. В 1835 г. был принят новый Университетский устав, который значительно ограничил автономию университетов.

В целом в правление Николая I укрепились самодержавие, централизация и бюрократизация в управленческой сфере, было создано полицейское государство.



Общественное движение в первой половине XIX в.

Революционное движение в XIX в. стало новым явлением российской истории и впервые приобрело организованные формы.



П ервыми революционерами в России стали декабристы. Идейную основу их деятельности составляла либеральная идеология. В декабристские организации входили высшее дворянство и офицерский корпус.



Идейную основу деятельности декабристов составляла либеральная идеология. Идеи великих французских просветителей Вольтера, Руссо, Монтескье были широко распространены в среде передового русского дворянства. Большую известность получили и труды русских «бунтарей», критикующих абсолютизм и крепостничество – А. Н. Радищева, Н. И. Новикова.

Организационное оформление движение декабристов получило в 1821 г., когда были созданы Северное общество (1821–1825) в Петербурге и Южное общество (1821–1825) на Украине. Цели Северного общества были изложены в Конституции Н. Муравьева, Южного – в «Русской правде» Пестеля. Объединяло две программы стремление уничтожить крепостное право и установить гражданские свободы. Но «Русская правда» была радикальнее Конституции, так как требовала установления республики, а не конституционной монархии. Общими были и методы: вооруженное восстание, которое намечалось на 1826 г. Но смерть Александра I и последовавший за этим династический кризис ускорили события. Восстание назначили на 14 декабря 1825 г. – день присяги новому царю.

14 декабря к памятнику Петру I на Сенатскую площадь вышли Московский полк, гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – около 3 тыс. человек. Солдаты не знали об истинных намерениях офицеров. Им сказали, что Николай хочет узурпировать трон, а законного наследника Константина якобы арестовали по дороге из Варшавы. Верные императору войска оцепили восставших, имея четырехкратное превосходство. Мирные переговоры не удались. И Николай отдал приказ пустить в ход артиллерию. Восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило около 300 человек.


29 декабря 1825 г. восстание продолжилось в Черниговском полку недалеко от Киева, когда уже было известно о разгроме восставших в Петербурге. Во главе встал С.И. Муравьев–Апостол. Мятежный полк двигался по Украине в надежде на присоединение к нему других войск, но он был встречен правительственными войсками и разгромлен.

Первое в России революционное выступление против правительства было подавлено, а над его участниками была учинена жестокая расправа.

Движение декабристов оказало огромное влияние на дальнейшее политическое развитие русского общества.

К 30-м гг. XIX в. четко обозначились три основных направления российского общественного движения: 1) консервативное (охранительное), стремящееся сохранить существующие порядки; 2) либеральное, выступающее за реформы и просвещение; 3) революционное, которое проповедовало изменение общественного строя путем революции.

После восстания декабристов правительство осознало необходимость создания своей идеологии, в основу которой должен был лечь принцип неприкосновенности самодержавного государственного строя. Этой идеологией стала «теория официальной народности» графа Уварова.

На рубеже 30–40-х гг. XIX в. в либеральном движении выделилось два идейных течения – славянофильство и западничество.

Идеологами славянофильства стали А. Хомяков, К. и И. Аксаковы, И. и П. Кириевские, Ю. Самарин, И. Беляев. Они говорили об особом пути развития России, противопоставляя ее Западной Европе. Понимая необходимость политических реформ, славянофилы выступали за отмену крепостного права и считали, что власть царя должна быть ограничена Земским собором.

Резкой критике идеи славянофилов подверглись в трудах Т. Грановского, С. Соловьева, Б. Боткина, И. Панаева, В. Корша и К. Кавелина – представителей западничества. В отличие от славянофилов западники считали, что Россия и Европа развиваются одним путем. Они пропагандировали умеренную программу буржуазных реформ, инициатором которых должно было стать правительство.

Идейной основой революционеров стал утопический социализм. И хотя каждый идеолог понимал его по-своему, всех их объединяли идеи общественного равенства, гражданских свобод и ликвидации самодержавия и крепостничества. Наиболее крупными представителями революционного направления были В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

3. Россия во второй половине XIX в.

Правление Александра II (1855–1881)

Царствование Александра II вошло в историю России как «эпоха великих реформ».


19 февраля 1861 г. был издан Манифест об отмене крепостного права и ряд Положений, раскрывающих условия освобождения крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными, земля передавалась во владение крестьянской общине. Крестьяне должны были выкупить землю. Для этих целей государство предоставляло им ссуду на 49 лет под 6 % годовых в размере 80 % от стоимости надела. 20 % крестьянин платил сам. До их выплаты он переходил в разряд временнообязанного и платил помещику оброк или отрабатывал барщину.

За проведением реформы следили мировые посредники из дворян.

Р азмеры наделов, оброка и барщины определялись соглашением между крестьянином и помещиком – Уставной грамотой.





В 1864 г. была проведена земская реформа, в ходе которой учреждались всесословные органы местного самоуправления – земства, избираемые населением. Компетенция земских органов включала вопросы местного хозяйства, учреждения смет, распределение земских налогов и государственных податей, устройство учебных и благотворительных заведений. По принципу земской реформы в 1870 г. была проведена и городская реформа.

В 1864 г. было объявлено о судебной реформе. Вводились новые принципы судопроизводства: бессословность суда, гласность и состязательность процесса, независимость судей от администрации, суд присяжных. Упрощалась структура судов. Они делились на мировые (решали незначительные уголовные и гражданские дела единолично мировым судьей), общие (рассматривали административные и уголовные дела с судом присяжных) и военные. Сенат объявлялся высшей судебной инстанцией, а прокуратура – органом судебного надзора.

Значительное внимание было уделено военной реформе. Вводилась всеобщая воинская повинность, произведено перевооружение армии. Началось строительство железнодорожных путей и шоссейных дорог стратегического назначения. Произведена реформа военно-учебных заведений с целью лучшей подготовки офицеров.

Реформирование коснулось и сферы образования. Было установлено три ступени обучения: начальные школы, гимназии и университеты, которым была возвращена их автономия.

Новый цензурный Устав 1865 г. отменил предварительную цензуру и смягчил наказание за уже опубликованные материалы.

Реформы затронули все сферы жизни общества