Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1333

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. Организация детской деятельности по художественной
обработке материалов и изобразительному искусству
9.1. Рисование в организованной и самостоятельной детской
деятельности в ДОО
Самостоятельная изобразительная деятельность - это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.
Основные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельной изобразительной деятельности, следующие:
- целенаправленное обучение на занятиях изобразительной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;
- обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;
· тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:
- творческие задания, способствующие развитию детских замыслов
(например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);

- поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);
- приемы, направленные на самообучение детей (например: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисовать его» и т. п.);
- анализ детьми самостоятельной деятельности.
Основная задача воспитателей - содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей.
Все материалы, используемые для изобразительной деятельности, вносятся в зону по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.
Оборудование зоны по изобразительной деятельности.
Средняя группа
1. Листы бумаги разного размера.
2. Цветные карандаши (12 цветов) - 4-5 коробок.
3. Пластилин - 3-4 набора.
4. Доски для лепки - 3-5 штук.
5. Коробка с природным материалом.
Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.


На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения
(Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится?).
На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их
«сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.
На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки.
Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры
(предложить, но не настаивать). Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.

Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.
Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства.
Выполнение всех педагогических условий организации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление художественных интересов и способностей дошкольников.
9.2. Лепка в организованной и самостоятельной детской
деятельности в ДОО
Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных.
И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка.
Лепка - вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска.
Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.
Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности.
Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов

создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.
По Федеральному государственному образовательному стандарту
(ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно- воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.
Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении
(ДОУ) заключается в:
- расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
- развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
- стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
- практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
- воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;

- формировании эстетических представлений - ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.
Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.
Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:
- отдельные занятия (по сетке НОД в каждой возрастной дошкольной группе);
- вид деятельности в рамках занятий по другим образовательным областям (так, в старшей группе на занятии по ознакомлению с окружающей средой на тему «Гжель» дети лепят из пластилина чашки, которые украшают знаменитым узором, используя для этого декоративную лепку);
- проект (углублённое изучение какой-либо темы может подытоживаться поделкой из пластичного материала, например, рассматривая тему «Домашние животные», воспитанники средней или старшей группы получают задание на дом - создать свою ферму);
- занятия по интересам, специализирующиеся на освоении приёмов лепки (основная задача такой формы работы состоит в расширении у детей набора техник и видов создания объёмных образов, а также в накоплении опыта обращения с разными материалами для лепки).
Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок

практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.
Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:
- в первой младшей группе педагог готовит необходимые материалы, ручками малыша помогает скатывать «шарики», «раскатывать» колбаски, делать «блинчики», а также отщипывать нужное количество пластилина;
- во второй младшей группе взрослый при помощи детей готовит материалы, при необходимости пальчиками малыша показывает приём прощипывания и оттягивания для создания фигурок неправильной формы;
- в средней группе педагог контролирует процесс подготовки воспитанниками материалов для лепки, оказывает помощь при выполнении рельефных деталей (например, валика на диване, ободка на чашке и пр.);
- в старших группах роль воспитателя сводится к оказанию необходимой индивидуальной помощи, а также приданию сюжету рассказа по мотивам поделки определённой связности и законченности.
9.3. Аппликация в организованной и самостоятельной детской
деятельности в ДОО
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое
расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.
Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета).
Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.
Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.
Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.


Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.
Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
- Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
- Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
-Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

- Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
- Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах
Приобщение к аппликации начинается с младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях