Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немалую роль играет использование на уроке знакомых детям (а по­тому более действенных) примеров, образов, метафор — из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Это помогает сократить дистанцию в общении и сделать урок более эффективным.

Сделать урок интересным помогут и небольшие, но привлекательные для детей традиции или ритуалы, которые настраивали бы школьников на позитивный лад, снимали психологическое напряжение, позволяли легко включиться в урок.

Что нужно учителю для того, чтобы все это получилось? Организатор­ские навыки? Конечно же, они необходимы. Знание особенностей орга­низации различных форм деятельности? И это тоже важно. Мастерство? Да. Но прежде всего нужно, чтобы те формы деятельности, в которые учитель старается вовлечь своих учеников, были интересны самому учи­телю. На первый взгляд, это замечание может показаться неуместным: учитель находится на работе и разговор о привлекательности для него тех или иных форм этой работы не должен вроде бы стоять на повестке дня. Работа есть работа... Но давайте не будем торопиться с выводами.

Все мы знаем об эффекте эмоционального заражения. Увлеченный учитель может заинтересовать тем или иным занятием даже тех детей, которым оно изначально кажется скучным. А тот, у кого такого инте­реса нет, вряд ли сможет это сделать. Учитель, не склонный к дискус­сиям и считающий, что есть только две точки зрения (его собственная и неправильная), вряд ли сможет организовать на уроке дискуссию по важным социальным или нравственным проблемам. Есть большой риск, что его усилия сведутся к манипулированию мнениями детей, чтобы непременно подвести их к "правильному" выводу. Без искрен­него желания и интереса разве что Сизиф может увлечь за собой поток падающих камней. Увлечь же детей, повести их за собой может только заинтересованный и увлеченный учитель.

А потому очень важно:

  1. учителю — получать искреннее удовольствие от своего предмета, демонстрировать своим примером, что математика, история или физика чрезвычайно интересны, увлекать своим интересом детей, помнить, что энтузиазм заразителен, а детям нравится находиться рядом с энту­зиастами, это заряжает их энергией, поднимает настроение и помогает увереннее смотреть в будущее;

  2. администрации школы — стараться поддерживать этот энтузиазм, привносить в работу учителя нотки столь редкого сегодня оптимизма, вселять в него уверенность в собственных силах, помнить, что слово «энтузиаст» происходит от греческого «исполненный божества».



2.С самых первых минут

Этому небольшому по времени, но огромному по значимости этапу урока часто уделяется мало внимания. Многие учителя, не успев войти в класс, приступают к проверке домашнего задания. А оргмомент, ко­торый занимает всего-то 2—3 минуты учебного времени, часто может решить исход всего урока.

Приветствие. Многие педагоги это делают мастерски. Они находят такие способы приветствия, что дети каждый раз с нетерпением ждут прихода такого учителя в класс. Например, некоторые педагоги исполь­зуют свои сиюминутные ощущения, эмоции для приветствия: «Я вас оптимистично приветствую!» (надеясь, например, на положительные результаты предстоящей самостоятельной работы), или «Я вас удивленно приветствую!» (войдя в класс, который обычно со звонком только на­чинает готовиться к уроку, а в этот раз, ожидающий учителя «в полной боевой готовности»), или «Я вас расстроенно приветствую!» (намекая на не очень хорошие результаты проверочной работы) и т.д. А кто-то даже придумывает двустишия, вроде: «Я очень рада видеть вас, «Углы» проверим еще раз!» (математик), или «Отцы и дети» на уроке, сегодня все у нас в работе», «Север, запад, юг, восток — этому мы посвятим урок»», «Три агрегатных состоянья изучим мы без колебанья!» и т.д.

Кто отсутствует?Хорошо, когда педагог не относится к процессу определения отсутствующих на уроке детей формально. Здесь важно не просто сделать отметку в журнале, а проявить участие. Например: «Кто-нибудь знает причину отсутствия Вани?», «Он болен?», «С ним кто-нибудь связывался?», «Передавайте ему мои пожелания выздоров­ления» и т.п. Это дает возможность ученикам понять, что педагогу «не все равно», и когда кого-то из них не будет в школе, то их отсутствие тоже заметят и проявят участие. А это просто приятно.

Оценка состояния кабинета. Ребят нужно приучать к чистоте, к тому, что работать и отдыхать приято в чистом и уютном месте. В этом во­просе у учителя должна быть четкая позиция — начинать урок в чистом кабинете. Пусть на это поначалу придется потратить некоторое время (попросить ребят убрать разбросанные вещи, привели в порядок свои рабочие места), зато потом это войдет в привычку и станет само собой разумеющейся обыденностью. А превращение хорошего поведения в привычку — очень неплохой результат воспитания.


Настрой. Детям очень важно переключиться, настроиться на другой предмет, другую форму подачи материала, другого учителя, наконец. А если до этого еще был и урок физкультуры или контрольная работа, то сконцентрироваться на уроке ребятам бывает очень непросто. Либо уровень возбуждения у детей «зашкаливает», либо мысли все еще о том, правильно или нет написали работу. И вот здесь-то учителю важно иметь в своем методическом арсенале несколько приемов настроя учеников на урок. Приведем несколько примеров.

Один учитель, например, часто начинал свои уроки с игры, кото­рую он назвал «Счастливчик». Любым случайным способом в классе выбирался ученик, который на время урока объявлялся «счастливчи­ком». Из предлагающихся вариантов проверки домашнего задания этот «счастливчик» имел право выбрать любое. А если он, например, получал на уроке отметку, которая его не устраивала, то мог отказаться от нее. Такая игра позволяла ребенку без боязни попробовать выполнить любое сложное для него задание, которого он раньше старался избегать, ведь в этот счастливый день он ничем не рисковал. И самое главное — такая игра в начале урока настраивала детей на позитивный лад, снимала пси­хологическое напряжение, позволяла легко включиться в деятельность.

Если вы, к примеру, учитель иностранного языка, то можно спросить (на этом самом языке, разумеется) у ребят, какой, например, урок был у них до этого или что они делали на перемене и т.д. Ученики будут думать, как сформулировать мысль на языке и постепенно смогут пере­ключиться на ваш предмет. А вы в очередной раз проявите свое участие и заинтересованность. Рано или поздно это даст свои плоды и в плане воспитания: дети скоро сами начнут интересоваться у вас, почему вы, например, расстроены или как вы провели выходные. Это полезное качество воспитанного человека, и в жизни не будет лишним.

Хорошим способом, помогающим ребенку включиться в предстоящий урок, сконцентрировать свое внимание, настроиться на динамичную работу, является проведение в начале урока маленьких упражнений на внимание. Продолжительность таких игр — 1—2 минуты, не более.

3. Предотвращение усталости и концентрация внимания

Интересный урок — это урок, на котором дети не устают, а их внима­ние к тому, что на уроке происходит, держится довольно долго. Добиться этого — особое искусство педагога, ведь хорошо известно, что с каждым новым поколением у детей снижается способность концентрироваться. Как предотвращать детскую усталость? Об этом и поговорим.


Итак, что же можно сделать особенного для предотвращения детской усталости?

Особое чувство. В первую очередь, научиться «чувствовать класс». Да, именно научиться (самому!), потому что научить этому невозможно. Это особое педагогическое чувство приходит только с опытом работы. А для этого нужно постоянно практиковать свою наблюдательность, стараться распознавать, кто из детей устал, у кого снижена концентра­ция внимания, кто проявляет излишнюю возбудимость. И самое глав­ное — фиксировать, после чего это происходит, какой материал, какая форма работы, какой темп и тембр голоса учителя проводят к таким негативным последствиям?

Особые приемы. Научившись это распознавать, можно пробовать использовать различные профилактические приемы:

  • изменять тембр, темп, ритм речи, делать смысловые паузы;

  • менять позу или место нахождения в кабинете;

  • менять виды деятельности детей, используя, например, групповую работу, игры или дискуссии;

  • переключать внимание детей шутками или, напротив, предельной серьёзностью;

  • задавать неожиданные вопросы по ходу объяснения нового ма­териала: это держит ребят в тонусе.

Особые места. Неплохой способ профилактики усталости — ставить в кабинете 1—2 парты, за которыми можно было бы работать стоя, и разрешать желающим время от времени занимать эти особенные места. Это хорошая возможность для некоторых детей переключиться и снять напряжение.

Особые ученики. В любом классе есть дети, которые устают больше других.

Бывает, что кто-то из детей ведет себя на уроке не так, как обычно: выглядит «вялым», грустным, подпирает голову руками, не может усидеть на месте... В таких ситуациях учителю важно проявить участие: поин­тересоваться, всё ли в порядке, и в случае необходимости — проявить заботу и оказать помощь. Причиной такого необычного поведения ребенка может быть самое обычное недосыпание. Но ситуация может быть и более серьезной, если речь идет о начальной стадии какого-либо заболевания. О подобных ситуациях, возникающих на уроке, должен быть извещен классный руководитель. И если окажется, что это не единичный случай, а тенденция, тогда требуется связь с семьей ребенка или врачом.

Есть дети, которые устают на уроке по причине своей неусидчивости, гиперактивности или низкой учебной мотивации. Кроме того, что такие ребята сами легко отвлекаются от урока, они еще и склонны отвлекать внимание остальных. Разумеется, они нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Самое простое, что можно здесь сделать,— направить их неуемную энергию в позитивное русло. Например: попросить раздать тетради с контрольными, расставить микроскопы, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски.