Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А есть те, кто устает из-за того, что материал урока оказывается для них слишком простым. Речь, конечно, о способных учениках, опережающих в учебе остальных. Хорошо, когда учитель имеет возможность готовить дополнительный материал для таких детей, но не у всех педагогов хватает на это времени. Что же делать? Можно, например:

  • организовать группу отстающих, которые хотели бы повысить уровень своих знаний и предложить наиболее одаренным ученикам проводить занятия для них;

  • организовать среди таких детей клуб по интересам, где способные ребята изучали бы темы, которых нет в программе;

  • подготовить презентацию по новой теме и рассказать новый материал другим ребятам;

  • время от времени просить таких школьников принимать участие в составлении проверочных заданий для всего класса;

  • предложить им помогать готовить рефераты ученикам более младших классов;

  • дать им возможность провести консультации перед контрольной работой и т.п.

  • находить для таких ребят интересные сайты, которые могли бы оказаться полезными для углубленного изучения предмета.

При желании для таких учеников можно придумать и особенные роли, которые они могут реализовывать на постоянной основе.

Особые роли. Например, способным ученикам, которым недостаточно того материала, который учитель дает классу, можно предложить взять на себя одну из следующих ролей.

Ассистент — это способный ученик, который может помогать учи­телю вести урок, выполняя отдельные временные поручения, которые касаются организации отдельных этапов урока.

Лаборант — школьник, помогающий учителю во время практических занятий, особенно на таких предметах, как физика или химия.

Дизайн-группа. Это, по сути, актив учебного кабинета. Состоящие в нем ребята могут предлагать и реализовывать свои идеи по поводу оформления кабинета, изготовления учебных пособий, создания смен­ных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т.п. Добытчик знаний — может подбирать дополнительные материалы к уроку из интернета, создавать тематические презентации или видеоролики.


Экскурсовод, игровед и т.д.

4.Опора на мир детства

Мир детства не совсем похож на наш мир — мир взрослых и серь­езных людей. Это другая психология, другое мировосприятие, другие приоритеты. Мы всё это, конечно, знаем. Но, к сожалению, это знание не всегда приводит к соответствующему поведению, и мы не так уж часто обращаемся на своих уроках к особенностям именно детского мировосприятия. А это можно и нужно исправлять.

Обращаемся к детской фантазии. Мир детства — это мир мечтаний, буйства воображения и фантазий. Дети любят фантазировать. Так да­вайте воспользуемся этим! Совсем несложно создать вокруг какой-то учебной задачи небольшой воображаемый мирок и дать волю детской фантазии. А раз мир грез столь привлекателен для ребенка, есть большая вероятность того, что он сделает привлекательным и урок.

Например, «Разделитесь на три группы и представьте, что каждая из групп — это министерство финансов России конца 19 века. Ваше ведомство возглавляют соответственно Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте. Что бы сделало ваше ведомство для того, чтобы обеспе­чить нашей стране экономический рост? Предложите ряд реформ для экономики России».

Другой пример с урока истории: «Представьте, что вы призрак, ко­торый вызывают на сеансе спиритизма русские императоры. Являясь к ним, какой совет вы бы им дали, от каких поступков посоветовали воздержаться, например, Петру I или Екатерине II?». Используя этот нехитрый прием, учитель не только сможет внести в свой урок немного разнообразия, но и даст возможность детям оценить поступки импе­раторов с точки зрения их социальной значимости, нравственности, гуманности.

Или воображаемая ситуация из мира будущего, созданная на уроке экономической географии. «Сейчас 2100 год. На планете Земля создано мировое правительство для решения глобальных проблем. Представьте, что вы вошли в это правительство от России. Предложите 5 первооче­редных мер для предотвращения голода в беднейших странах».

Следующий необычный «воображариум» создан на уроке географии по мотивам популярного среди подростков мультсериала «Наруто». «Чтобы стать Хокаге, Наруто должен спасти мир от глобального потепления. Постоянно самосовершенствуясь, он овладел новыми дзюцу (суперспо­собностями): «Стихией небесного ветра» (усовершенствованная версия «Стихии ветра»), позволяющей разгонять облака; «Зеркалом», позволя­ющим менять отражательную способность предметов; «Извлечением», позволяющим выделять вещество из смесей, сплавов, растворов и т.п.; «Стихией дождя», позволяющей вызывать дождь; «Суперпрочностью», позволяющей придавать органическим поверхностям особенную проч­ность; «Силой льда», позволяющей замораживать вещество; «Космиче­ской энергией», позволяющей уменьшать время зарядки электронных устройств.

Разделитесь на группы, выберите себе три суперспособности и после обсуждения докажите, каким образом выбранные вами дзюцу помогут Наруто предотвратить глобальное потепление».

Как видим, многие воображаемые ситуации могут плавно трансфор­мироваться в учебные игры.

Используем знакомые детям образы. Хороший способ, помогающий заинтересовать ребят уроком,—использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры: из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Смешарики? Фик- сики? Наруто? Гарри Поттер? Властелин колец? Вплетая эти образы в наши уроки (тексты, задачки, иллюстративный материал, презентации и т.п.), мы делаем их чуточку привлекательнее. А чтобы этот процесс был гармоничным, конечно, нужно стараться больше узнавать своих учеников — что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях? Неформальное общение с детьми об их интересах и увлечениях всегда поможет учителю быть в курсе дела и не попасть в просак.

Опираемся на личный опыт ребенка. Важно также обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или спотк­нувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание — сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? ... Прекрасно! ... Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.

Акцентируем внимание на увлечениях детей. Время от времени (и как бы между делом) нужно стараться акцентировать внимание на инди­видуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Вот простой пример: «Арина, ты увлекаешься фигурным катанием. Ребята, помните, мы все вместе смотрели ее выступление? Скажите, почему коньки Арины так здорово скользят по льду, но вряд ли у кто-то из нас (даже у Арины!!!) полу­чится столь же эффектно выполнить «бильман» (Арина, я правильно это называю?) на полу из гладкого стекла?» Этот прием имеет простое психологическое объяснение — когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.

5.Привлекательные традиции

Заводите на вашем уроке маленькие, но привлекательные для детей традиции. Это тоже сделает урок интереснее, привнесет в него что-то новое, придаст ему оригинальности.

Выше мы уже описывали одну из таких традиций — миниигру «Счаст­ливчик». Познакомимся с другими любопытными традициями, созда­ваемыми учителями на своих уроках.

«Урок наоборот». В конце каждого учебного года можно проводить «Урок наоборот». Учитель говорит детям о том, что сегодня тот самый день, когда каждый из них может задать ему любой вопрос. Это может быть вопрос по изученным или неизученным темам, личный вопрос, философский вопрос. Конечно, проводя такой урок, учитель должен быть уверен в том, что у него с классом установлены доверительные и ува­жительные взаимоотношения и риск получить от ребят некорректные вопросы минимален. Только в этом случае можно попробовать. Итак, учитель заранее готовит небольшие одинаковые листочки, которые раздает детям. На них желающие пишут свой вопрос учителю, свора­чивают эти листочки и опускают их, например, в шляпу. Вопрос может быть как анонимным, так и подписанным. Педагог вынимает из шляпы записку, читает вопрос и отвечает на него экспромтом. Чтобы успеть ответить на все вопросы, время ответа на каждый может быть не более одной минуты. «Урок наоборот» может стать поводом для учителя не только вернуться к тем или иным учебным темам, но и поразмышлять вместе с детьми над сложными жизненными проблемами, которые на­верняка будут отражены в детских вопросах. Не на все вопросы учитель, разумеется, сможет ответить — и здесь нужно честно сказать об этом, объяснить, почему это в данный момент невозможно. Честность, от­крытость, готовность к диалогу — важные условия успеха такого урока.

«Новогоднее поздравление». Перед новогодними каникулами учитель может устроить небольшое тематическое («физическое», «химическое», «историческое» и т.п.) поздравление своим ученикам. Для этого нужно приготовить интересные цитаты, принадлежащие тем людям, о кото­рых шла речь на уроках в этом году,— известным физикам, химикам, историческим деятелям, литературным персонажам. Важно, чтобы эти цитаты были со смыслом, заставляли задуматься, придавали детям уве­ренности в своих силах, просто поднимали настроение. Затем написать их на красивой бумаге, свернуть, перевязать и вручить школьникам. Можно предложить ребятам самим вытянуть то или иное поздравление.


«Союз спасения». У многих учителей традицией становится создание на своих уроках своеобразных шефских пар «отличник — неуспеваю­щий». Это делается с целью немного подтянуть отстающих учеников. Мы предлагаем усовершенствовать эту традицию, придав ей немного большую привлекательность. Итак, отличник и слабо успевающий ученик садятся за одну парту. На уроке первый тихонечко (чтобы не отвлекать других детей) помогает второму усвоить новый материал, ответить на вопросы, который задает учитель, и все такое. Но что получает от этой работы отличник? Благодарность учителя? Дополнительную хорошую отметку, которых у него и так предостаточно? Чувство глубокого удов­летворения? А что при этом чувствует другой участник шефской пары? Не ощущает ли он себя иждивенцем? Или ему все равно? Попробуем внести немного справедливости в их взаимоотношения. Помощь со стороны отличников должна компенсироваться неуспевающими уче­никами взаимной помощью — в том, что, возможно, отличник делать не умеет, но хочет научиться. Например, ему можно помочь с настройкой его собственных гаджетов, помочь освоить новую компьютерную игру, а потом и сыграть в нее вдвоем, его можно научить ездить на велосипеде или ловить рыбу. Есть много чего полезного и не всегда плохого, что умеют делать слабоуспевающие ученики. Почему бы не помочь в этом и хорошо успевающим?