Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Р.М. Войтенко
клинико-
ЭКСПЕРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Руководство для клинических психологов и врачей
Санкт-Петербург 2010
Войтенко P.M. Клинико-экспертная психология. Руководство для клинических психологов и врачей. - СПб.: ,2010. - 260 с.
ISBN 5-86581-076-6
В руководстве представлены концептуальные и методологические основы клинико-экспертной психологии, обобщены результаты научной и практической деятельности автора по данной теме.
Издание предназначено для клинических психологов, врачей-экспертов, психологов-экспертов, реабилитологов и организаторов социальной работы.
ВОЙТЕНКО Роман Матвеевич, 35 лет руководил кафедрой социальной психиатрии и клинической психологии Федерального Государственного учреждения Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов, профессор кафедры. Основатель концептуально-методологических представлений и понятий «социальная медицина», «реабилитология», «клинико-экспертная психология». Многолетняя учебная и научная деятельность посвящена проблемам социальной психиатрии, клинической психологии и клинико-экспертной психологии, реабилитологии, вопросам медико-социальной, военной и судебной экспертизы. Автор более 140 научных работ, в том числе ряда монографических изданий в области социальной медицины и реабилитологии. Заслуженный врач Российской Федерации, академик Международной Балтийской педагогической академии, обладатель памятной именной медали и диплома "Выдающиеся европейцы XXI века".
Научный редактор
доцент A.M. Войтенко
Все права автора защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения автора.
ISBN 5-86581-076-6 О P.M. Войтенко, 2010
Содержание
Предисловие автора 4
Глава 1.
КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 12
Глава 2.
ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ 42
Глава 3.
ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ....80 Глава 4.
ЛИЧНОСТЬ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 102
Глава 5.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 125
Глава 6.
ЛИЧНОСТЬ И УСТАНОВОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 143
Глава 7.
ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ 159
Приложение
/. Основные термины и понятия 186
-
Схемы и таблицы 237 -
С кем мы работаем (экспертные этюды) 249 -
Основные работы автора по проблеме 258
3
Моей женеЛ.А. Крицкой и брату A.M. Войтенко, вдохновителям и организаторам содеянного,
посвящаю...
Предисловие автора
Глубокоуважаемый читатель! В жизни каждого человека, особенно если он прожил достаточно долгую жизнь в науке, преподавании или иной сфере созидательной деятельности, наступает этап, который можно четко обозначить как этап подведения итогов - «время разбрасывать камни и время собирать камни» (Экклезиаст).
Настоящая монография для автора является именно таким завершающим этапом деятельности в медицинской (клинической) психологии. Более того автор убежден и пытается доказать, обосновать научную и практическую целесообразность выделения в рамках персонологии еще одного направления деятельности психолога в социальной медицине - клинико-экспертную психологию и патопсихологию.
Чем обусловлено стремление «организовать» такую отрасль познания в психологии? Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, целесообразно вернуться к истокам размышлений на эту тему. Жизнь автора, по ряду причин сложилась таким образом, что на протяжении свыше 45 лет, наряду с клиниче-
4
ской практикой психиатра, научной и преподавательской деятельностью, он постоянно принимал участие во всех видах врачебной экспертизы. С 1962 г. - судебно-психиатрическая экспертиза, с 1971 г. - врачебно-трудовая (медико-социальная экспертиза), с начала 80-х годов - военно-врачебная экспертиза (консультант Центра Психологической диагностики ГУВД, у истоков формирования которого, вместе с A.C. Барыгиным, ему довелось быть).
Понятно, что подобная ориентация профессиональной деятельности неизбежно приводит к необходимости осмысления ее особенностей, к стремлению уточнить ряд понятий, представлений; приводит к попытке сформировать и общие концептуально-методические аспекты подобной, достаточно специфической формы врачебной деятельности.
Таким образом, первая предпосылка названия настоящей монографии сформирована и имеет место быть. Хорошо, все очень мило, но причем здесь психология? А вот это уже совсем другая история...
В определенный период жизни (конец 60-х, начало 70-х г. г. XX века) автора «забросило» в Казахстан, в город Целиноград (ныне Астана) на кафедру психиатрии Целиноградского Медицинского института, в котором, наряду с преподаванием психиатрии и работой в судебно-психиатрической экспертизе, он имел здоровую дилетантскую наглость читать лекции студентам по медицинской психологии, не очень четко понимая,
что это такое. Да, было «...из песни слов не выкинешь». Однако, как ни странно, полуанекдотическая «история с психологией» имеет свое продолжение на протяжении последующей деятельности (до настоящего времени).
В начале 70-х годов, «из дальних странствий возвратясь», по воле случая и первого ректора Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов (тогдашняя абри-виатура - ЛИУВЭК) П.А. Маккавейского, автору пришлось заняться организацией кафедры (курса) врачебно-трудовой (медико-социальной) экспертизы при психических болезнях и вновь столкнуться с проблемой преподавания медицинской психологии, но уже в экспертизе на циклах усовершенствования врачей-экспертов.
Это «столкновение» оказалось настолько тесным и прочным, что существует до настоящего времени.
Более того, подобная интеграция, взаимодействие специалистов врачей-психиатров и медицинских психологов в рамках одной кафедры на протяжении свыше 35 лет оказались достаточно плодотворными. Действительно, если руководишь подобным подразделением, возникает крайняя необходимость глубоко вникнуть в проблемы не только психиатрии, что естественно, но в проблемы психологии, в особенности медицинской.
Поскольку в жизни вообще, и в науке в частности, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», автор считает необходимым подчеркнуть, что его учителями в судебной психиатрии являются профессор И.Ф. Случевский, в военной экспертизе -профессор H.H. Тимофеев, во врачебно-трудовой (медико-социальной) - П.А. Маккавейский.
Еще в конце 70-х годов XX века П.А.Маккавейский, ректор института, оценил значимость и перспективность разработки проблем клинико-экспертной психологии. Вместе с ним в Москве, в МинСобесе РСФСР мы доказывали необходимость и целесообразность введения в учебные планы и программы последипломной подготовки врачей-экспертов основ психологии во врачебно-трудовой экспертизе. Высокие министерские чины нас внимательно слушали, судя по всему, ничего не понимали, однако благосклонно дали «добро». В итоге, помимо учебных планов, программ, курса лекции, в 1971 году увидело свет первое руководство по экспертизе психологии - «Основы психологии в социальном обеспечении» (авторы: P.M. Вой-тенко, Н.Б. Шабалина, 1977), а затем и изданный курс лекций (автор P.M. Войтенко, 1992, 1994). Эти издания уже давно стали раритетами. Смотря в прошлое из сегодняшнего времени, автор отчетливо видит их несовершенство, «рыхлость» концепции в целом, неотчетливость поставленных целей и задач, но эти публикации были первыми.
Постепенно, в соответствии со старым принципом «так долго объяснял, что, наконец, и сам понял», концепция кристаллизовалась, обретая четкие контуры, обрастая блоком понятий, определений, уточнением целеполагания и т.п.
Становлению клинико-экспертной психологии как самостоятельной научно-практической дисциплины способствовал ряд составляющих. Прежде всего, происходила постоянная «шлифовка» концепции и методологии на кафедре в процессе преподавания, научной деятельности сотрудников, коллегиальных обсуждений многих понятий и определений. Автор низко кланяется своим товарищам и ученикам за помощь и искреннюю заинтересованность в становлении клинико-экспертной психологии. Особую благодарность в отработке концепции, приобретении ею стройности и завершенности он выражает своим ученикам и последователям - В.Г. Саковской, А.Н. Бро-вину и СМ. Милютину. Хотя «портрет» сотворил автор, но ... кто носик поправил, кто ушко, кто улыбку сделал более живой - команда.
Однако в становлении клинико-экспертной психологии существенное значение имели и объективные социальные факторы. Постепенно становилось все более ясно, что при отборе кадров в силовые структуры, направлении в «горячие точки», при решении вопросов продвижения по службе, направлении на учебу, увольнении и т.п. возникает необходимость не просто проанализировать психологические особенности человека, но и выявить скрытую патологию психической деятельности (невротические состояния, психопатические черты личности, начало психического заболевания, легкие степени олигофрении, изменений психических процессов и т.д.).
Следовательно, в силовых ведомствах за последние десятилетия отчетливо нарастает потребность именно в клинико-экспертной оценке возможностей свидетельствуемых. Подобная проблема в Санкт-Петербурге успешно решается в Центре Психологической диагностики ГУВД СПб и Ленинградской области, консультантом которого автор является. Более того, экстраполируя ситуацию, постепенный переход армии Российской Федерации на контрактную основу, отчетливо прослеживаются дальнейшие перспективы развития клинико-экспертной психологии в современных Вооруженных Силах.
Наконец, еще одной составляющей клинико-экспертной психологии является дальнейшее развитие судебно-психиатри-ческой экспертизы, которая в последние два десятилетия в подавляющем большинстве экспертных ситуаций из судебно-психиатрической экспертизы превратилась в судебную психолого-психиатрическую с внедрением в привычные рамки именно клинико-экспертной психологии.
Таким образом, подводя некоторые первичные итоги, автор полагает, что хилый птенец, вылупившийся в недрах вра-чебно-трудовой экспертизы, постепенно «встал на крыло», расширил ареал обитания и потребовал своего места под солнцем.
Сложившаяся на рубеже тысячелетий социальная реальность, клинико-психологическая экспертная ситуация в рамках медико-социальной, военной и судебной экспертиз, потребовала серьезного пересмотра многих сложившихся традиционно представлений не только в медицинской психологии, но и в медицине в целом.
Выделение клинико-экспертной психологии и патопсихологии потребовало ответа на общие концептуально-методологические вопросы и на конкретные цели, задачи, методы, объем знаний, границы деятельности клинического психолога-эксперта, взаимодействие с врачами, участие в формировании клинико-экспертного диагноза, роль при вынесении экспертного решения и т.п.
Все вышеизложенное привело к необходимости структурировать достаточно не стандартно эту монографию.
По существу в содержательном плане она распадается на две составляющие - общую часть (концепция, методология, обоснование выделения клинико-экспертной психологии) и конкретные ее разделы (психические процессы, личность, установочное поведение, внутренняя модель болезни, экспертную оценку патопсихологических расстройств).
Поскольку монография ставит задачу выделения клинико-экспертной психологии, понятно, что она ориентирована на широкий круг читателей-психологов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что она рассчитана в первую очередь на клинических психологов-экспертов и врачей различных специальностей, работающих в медико-социальной, военной и судебной экспертизе.