Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА


Р.М. Войтенко
клинико-

ЭКСПЕРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Руководство для клинических психологов и врачей


Санкт-Петербург 2010

Войтенко P.M. Клинико-экспертная психология. Руково­дство для клинических психологов и врачей. - СПб.: ,2010. - 260 с.

ISBN 5-86581-076-6

В руководстве представлены концептуальные и методоло­гические основы клинико-экспертной психологии, обобщены результаты научной и практической деятельности автора по данной теме.

Издание предназначено для клинических психологов, вра­чей-экспертов, психологов-экспертов, реабилитологов и орга­низаторов социальной работы.

ВОЙТЕНКО Роман Матвеевич, 35 лет руководил кафедрой социальной психиатрии и клинической психологии Федерального Го­сударственного учреждения Санкт-Петербургский институт усо­вершенствования врачей-экспертов, профессор кафедры. Основа­тель концептуально-методологических представлений и понятий «социальная медицина», «реабилитология», «клинико-экспертная психология». Многолетняя учебная и научная деятельность посвя­щена проблемам социальной психиатрии, клинической психологии и клинико-экспертной психологии, реабилитологии, вопросам медико-социальной, военной и судебной экспертизы. Автор более 140 науч­ных работ, в том числе ряда монографических изданий в области социальной медицины и реабилитологии. Заслуженный врач Рос­сийской Федерации, академик Международной Балтийской педаго­гической академии, обладатель памятной именной медали и ди­плома "Выдающиеся европейцы XXI века".
Научный редактор

доцент A.M. Войтенко

Все права автора защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения автора.

ISBN 5-86581-076-6 О P.M. Войтенко, 2010

Содержание

Предисловие автора 4

Глава 1.

КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 12

Глава 2.

ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ 42

Глава 3.

ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ....80 Глава 4.

ЛИЧНОСТЬ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 102

Глава 5.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 125

Глава 6.

ЛИЧНОСТЬ И УСТАНОВОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 143

Глава 7.

ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ 159

Приложение

/. Основные термины и понятия 186

  1. Схемы и таблицы 237

  2. С кем мы работаем (экспертные этюды) 249

  3. Основные работы автора по проблеме 258



3



Моей женеЛ.А. Крицкой и брату A.M. Войтенко, вдохновителям и организаторам содеянного,

посвящаю...

Предисловие автора
Глубокоуважаемый читатель! В жизни каждого человека, особенно если он прожил достаточно долгую жизнь в науке, преподавании или иной сфере созидательной деятельности, на­ступает этап, который можно четко обозначить как этап подве­дения итогов - «время разбрасывать камни и время собирать камни» (Экклезиаст).

Настоящая монография для автора является именно таким завершающим этапом деятельности в медицинской (клиниче­ской) психологии. Более того автор убежден и пытается дока­зать, обосновать научную и практическую целесообразность выделения в рамках персонологии еще одного направления деятельности психолога в социальной медицине - клинико-экспертную психологию и патопсихологию.

Чем обусловлено стремление «организовать» такую от­расль познания в психологии? Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, целесообразно вернуться к истокам размышлений на эту тему. Жизнь автора, по ряду причин сложилась таким образом, что на протяжении свыше 45 лет, наряду с клиниче-
4

ской практикой психиатра, научной и преподавательской дея­тельностью, он постоянно принимал участие во всех видах вра­чебной экспертизы. С 1962 г. - судебно-психиатрическая экс­пертиза, с 1971 г. - врачебно-трудовая (медико-социальная экспертиза), с начала 80-х годов - военно-врачебная экспертиза (консультант Центра Психологической диагностики ГУВД, у истоков формирования которого, вместе с A.C. Барыгиным, ему довелось быть).

Понятно, что подобная ориентация профессиональной деятельности неизбежно приводит к необходимости осмысле­ния ее особенностей, к стремлению уточнить ряд понятий, представлений; приводит к попытке сформировать и общие концептуально-методические аспекты подобной, достаточно специфической формы врачебной деятельности.

Таким образом, первая предпосылка названия настоящей монографии сформирована и имеет место быть. Хорошо, все очень мило, но причем здесь психология? А вот это уже совсем другая история...

В определенный период жизни (конец 60-х, начало 70-х г. г. XX века) автора «забросило» в Казахстан, в город Цели­ноград (ныне Астана) на кафедру психиатрии Целиноградского Медицинского института, в котором, наряду с преподаванием психиатрии и работой в судебно-психиатрической экспертизе, он имел здоровую дилетантскую наглость читать лекции сту­дентам по медицинской психологии, не очень четко понимая,


что это такое. Да, было «...из песни слов не выкинешь». Од­нако, как ни странно, полуанекдотическая «история с психоло­гией» имеет свое продолжение на протяжении последующей деятельности (до настоящего времени).

В начале 70-х годов, «из дальних странствий возвратясь», по воле случая и первого ректора Санкт-Петербургского инсти­тута усовершенствования врачей-экспертов (тогдашняя абри-виатура - ЛИУВЭК) П.А. Маккавейского, автору пришлось за­няться организацией кафедры (курса) врачебно-трудовой (ме­дико-социальной) экспертизы при психических болезнях и вновь столкнуться с проблемой преподавания медицинской психологии, но уже в экспертизе на циклах усовершенствова­ния врачей-экспертов.

Это «столкновение» оказалось настолько тесным и проч­ным, что существует до настоящего времени.

Более того, подобная интеграция, взаимодействие специа­листов врачей-психиатров и медицинских психологов в рамках одной кафедры на протяжении свыше 35 лет оказались доста­точно плодотворными. Действительно, если руководишь по­добным подразделением, возникает крайняя необходимость глубоко вникнуть в проблемы не только психиатрии, что есте­ственно, но в проблемы психологии, в особенности медицин­ской.

Поскольку в жизни вообще, и в науке в частности, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», автор считает необхо­димым подчеркнуть, что его учителями в судебной психиатрии являются профессор И.Ф. Случевский, в военной экспертизе -профессор H.H. Тимофеев, во врачебно-трудовой (медико-социальной) - П.А. Маккавейский.

Еще в конце 70-х годов XX века П.А.Маккавейский, рек­тор института, оценил значимость и перспективность разра­ботки проблем клинико-экспертной психологии. Вместе с ним в Москве, в МинСобесе РСФСР мы доказывали необходимость и целесообразность введения в учебные планы и программы последипломной подготовки врачей-экспертов основ психоло­гии во врачебно-трудовой экспертизе. Высокие министерские чины нас внимательно слушали, судя по всему, ничего не по­нимали, однако благосклонно дали «добро». В итоге, помимо учебных планов, программ, курса лекции, в 1971 году увидело свет первое руководство по экспертизе психологии - «Основы психологии в социальном обеспечении» (авторы: P.M. Вой-тенко, Н.Б. Шабалина, 1977), а затем и изданный курс лекций (автор P.M. Войтенко, 1992, 1994). Эти издания уже давно ста­ли раритетами. Смотря в прошлое из сегодняшнего времени, автор отчетливо видит их несовершенство, «рыхлость» кон­цепции в целом, неотчетливость поставленных целей и задач, но эти публикации были первыми.


Постепенно, в соответствии со старым принципом «так долго объяснял, что, наконец, и сам понял», концепция кри­сталлизовалась, обретая четкие контуры, обрастая блоком по­нятий, определений, уточнением целеполагания и т.п.

Становлению клинико-экспертной психологии как само­стоятельной научно-практической дисциплины способствовал ряд составляющих. Прежде всего, происходила постоянная «шлифовка» концепции и методологии на кафедре в процессе преподавания, научной деятельности сотрудников, коллегиаль­ных обсуждений многих понятий и определений. Автор низко кланяется своим товарищам и ученикам за помощь и искрен­нюю заинтересованность в становлении клинико-экспертной психологии. Особую благодарность в отработке концепции, приобретении ею стройности и завершенности он выражает своим ученикам и последователям - В.Г. Саковской, А.Н. Бро-вину и СМ. Милютину. Хотя «портрет» сотворил автор, но ... кто носик поправил, кто ушко, кто улыбку сделал более живой - команда.

Однако в становлении клинико-экспертной психологии существенное значение имели и объективные социальные фак­торы. Постепенно становилось все более ясно, что при отборе кадров в силовые структуры, направлении в «горячие точки», при решении вопросов продвижения по службе, направлении на учебу, увольнении и т.п. возникает необходимость не просто проанализировать психологические особенности человека, но и выявить скрытую патологию психической деятельности (нев­ротические состояния, психопатические черты личности, на­чало психического заболевания, легкие степени олигофрении, изменений психических процессов и т.д.).

Следовательно, в силовых ведомствах за последние деся­тилетия отчетливо нарастает потребность именно в клинико-экспертной оценке возможностей свидетельствуемых. Подоб­ная проблема в Санкт-Петербурге успешно решается в Центре Психологической диагностики ГУВД СПб и Ленинградской области, консультантом которого автор является. Более того, экстраполируя ситуацию, постепенный переход армии Россий­ской Федерации на контрактную основу, отчетливо про­слеживаются дальнейшие перспективы развития клинико-экс­пертной психологии в современных Вооруженных Силах.


Наконец, еще одной составляющей клинико-экспертной психологии является дальнейшее развитие судебно-психиатри-ческой экспертизы, которая в последние два десятилетия в по­давляющем большинстве экспертных ситуаций из судебно-психиатрической экспертизы превратилась в судебную психо­лого-психиатрическую с внедрением в привычные рамки имен­но клинико-экспертной психологии.

Таким образом, подводя некоторые первичные итоги, ав­тор полагает, что хилый птенец, вылупившийся в недрах вра-чебно-трудовой экспертизы, постепенно «встал на крыло», расширил ареал обитания и потребовал своего места под солн­цем.

Сложившаяся на рубеже тысячелетий социальная реаль­ность, клинико-психологическая экспертная ситуация в рамках медико-социальной, военной и судебной экспертиз, потребо­вала серьезного пересмотра многих сложившихся традиционно представлений не только в медицинской психологии, но и в медицине в целом.

Выделение клинико-экспертной психологии и патопсихо­логии потребовало ответа на общие концептуально-методоло­гические вопросы и на конкретные цели, задачи, методы, объем знаний, границы деятельности клинического психолога-экс­перта, взаимодействие с врачами, участие в формировании клинико-экспертного диагноза, роль при вынесении эксперт­ного решения и т.п.

Все вышеизложенное привело к необходимости структу­рировать достаточно не стандартно эту монографию.

По существу в содержательном плане она распадается на две составляющие - общую часть (концепция, методология, обоснование выделения клинико-экспертной психологии) и конкретные ее разделы (психические процессы, личность, ус­тановочное поведение, внутренняя модель болезни, экспертную оценку патопсихологических расстройств).

Поскольку монография ставит задачу выделения клинико-экспертной психологии, понятно, что она ориентирована на широкий круг читателей-психологов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что она рассчитана в первую очередь на клиниче­ских психологов-экспертов и врачей различных специально­стей, работающих в медико-социальной, военной и судебной экспертизе.