Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как уже отмечалось ранее, ИПР реализуется самим реабилитантом через включение ряда личностных механизмов, то в реабилитационной составляющей социальной медицины уже четко прослеживаются цели и задачи клинического психолога, его роль и место в формировании и реализации реабилитационного процесса.
Понятно, что поскольку в социальной медицине выделяется реабилитационная составляющая и психологический аспект реабилитации и подчеркивается, что ИПР реализуется через личностные механизмы, цели и задачи деятельности клинического психолога могут быть сформулированы достаточно определенно, а его роль в реализации ИПР трудно переоценить. К ним относят следующие этапы его деятельности:
-
Анализ личности реабилитанта и созданной им внутренней модели болезни (дефекта) - для оценки реабилитационного потенциала. -
Оценка реабилитационного потенциала (РП) личности по трем составляющим РП:
-
эмоционально-волевой РП; -
интеллектуальный РП; -
мотивационный РП.
-
Интеграция полученных данных с выводом, насколько высок РП личности в целом и насколько успешно на личностном уровне реабилитантом может быть проделана работа по Реализации ИПР.
Если клинический психолог приходит к выводу, что РП личности достаточен и личность ориентирована на достижение
реабилитационной цели, формируется конкретный психологический аспект реабилитации, который включает коррекцию наиболее проблемных социально-психологических ситуаций, которые могут помешать реализации ИПР. К таким проблемным ситуациям, затрудняющим или ведущим к отказу от ИПР, обычно относят:
-
необходимость формирования оптимального психологического контакта с реабилитантом на всем протяжении реализации ИПР; -
коррекция состояния фрустрации (обострения заболевания, личные или служебные проблемы и т.п.), которое может помешать реализации ИПР; -
коррекция мотивационной сферы - ориентация на реализацию процесса реабилитации, ее этапов, средств и т.п.; -
коррекция внутренней модели болезни - на возможность достижения реабилитационной цели; -
коррекция социально-психологических отношений реа-билитанта в малых социальных группах (семья, учебная и рабочая группы, группа по интересам и т.д.), ориентированная на решение реабилитационных целей; -
коррекция профориентации - учет состояния психических процессов, особенности рынка труда, интеллектуальные, эмоционально-волевые возможности и мотивация реабили-танта.
Таким образом, в отличие от HTM и ургентной, в социальной медицине, в частности в ее реабилитационной составляющей, цели и задачи клинического психолога отчетливо прослеживаются, определяются и для него имеется достаточно широкое поле деятельности, помогающие решать многие социально-психологические проблемы реабилитанта.
Более подробно место, роль, цели и задачи клинического психолога, участвующего в реабилитационном процессе, в настоящем разделе руководства не освещаются, поскольку они достаточно подробно изложены в других публикациях, посвященных основам реабилитологии.
Поскольку руководство прежде всего ориентировано на освещение проблем клинико-экспертной психологии и патопсихологии, то в подробном изложении значимости клинического психолога в реабилитационной составляющей социальной медицины нет необходимости.
***
В начале главы, посвященной основным направлениям социальной медицины, указывались два ее аспекта - реабилитационный и направление, связанное с социальной защитой человека, имеющего болезнь или дефект. Этот аспект социальной медицины был обозначен как врачебно-экспертный (военная, судебная, медико-социальная экспертиза). Поэтому, прежде чем переходить к роли и месту клинического психолога в экс-
2ь
пертной практике, следует обосновать, чем обусловлено выделение экспертной составляющей социальной медицины.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что все виды врачебной экспертизы являются особым видом медицинской деятельности, следовательно, и клинический психолог, работающий в этой сфере, имеет свои цели и задачи, что позволяет наряду с достаточно нечеткими и «размытыми» понятиями медицинской психологии выделить клинико-экспертную психологию и патопсихологию.
Что же необходимо отнести к обоснованию врачебной экспертизы как особого вида медицинской деятельности?
Первое, на что следует обратить внимание, выделяя врачебную экспертизу как специфическую форму деятельности, это особые установки свидетельствуемого (не больного!) в ситуации «экспертиза». Свидетельствуемый (подэкспертный) ориентирован не на лечение, уточнение диагноза, оказание медицинской помощи и т.п., а на решение его социальной проблемы, которая проецируется через экспертное решение. При этом экспертное решение комиссии обладает для свидетельствуемого очень высокой степенью социальной значимости.
Для всех видов врачебной экспертизы характерны и особые установки экспертов, которые сопряжены не только с необходимостью освидетельствования, но и с обязательными дополнительными исследованиями (лабораторные данные, ЭПО и т.п.), а также с наличием документации, верифицированной документации о прежних госпитализациях, методах лечения, наличием амбулаторных карт и т.п. Образно говоря, во врачебной экспертизе вместо типовой системы «врач (клинический психолог) - больной», действует система «свидетельствуемый -документ - «прибор» - психолог-эксперт - комиссия».
Помимо этого к особым установкам экспертов относят и их постоянную настороженность на возможность установочного поведения (симуляция, аггравация, метасимуляция, суперсимуляция, «поиск симптомов», дисгравация, диссимуляция) свидетельствуемого.
К особенностям врачебной экспертизы следует отнести и т.н. «однократность контакта», поскольку подавляющее число экспертиз (судебных, МСЭ, военных) проводится амбу-латорно. Напротив, для реабилитационной составляющей социальной медицины характерны постоянные, хотя и периодически происходящие, контакты, т.н. «реабилитационное сопровождение».
Экспертная ситуация есть особая и с психологической точки зрения, поскольку она проходит в системе «Я (свидетельствуемый) - группа специалистов».
Наконец, особенностью любой врачебной экспертизы является необходимость не просто поставить (уточнить) диагноз, но сформулировать т.н. клинико-экспертный диагноз с указанием нозологии, осложняющей составляющей, патопластиче-ского фона (если таковой имеется), а также с уточнением основных дезадаптирующих синдромов, их степени выраженности и стойкости. Помимо этого иногда возникает необходимость отметить тип и темп течения заболевания, что может иметь существенную клинико-экспертную значимость.
Понятно, что формирование развернутого функционального клинико-экспертного диагноза имеет мало общего со статистическим диагнозом по МКБ. Вместе с тем следует подчеркнуть, что такой диагноз совершенно необходим, поскольку он является медико-биологической основой вынесения важнейшей, наиболее социально значимой части любой экспертизы - экспертного решения (инвалид - не инвалид; годен к воинской службе - не годен; дееспособен - не дееспособен; может отдавать отчет своим действиям и руководствоваться ими или нет и т.п.).
Вынесение экспертного решения также является важнейшей особенностью экспертной деятельности, поскольку состоит из двух составляющих - медицинской и социальной (законные и подзаконные акты, инструкции, определение критериев, приказы и т.п.), что совершенно не значимо для других форм медицинской деятельности.
Рассмотренные выше особенности врачебной экспертизы и определяют основные направления деятельности клинического психолога-эксперта в процессе освидетельствования.
В наиболее общем виде цели и задачи психолога-эксперта могут быть сформулированы как участие в формировании клинико-экспертного диагноза.
Однако эти общие представления не обладают четкой конкретизацией и остаются лишь на уровне благих пожеланий. Следовательно, они должны быть сформулированы и очерчены значительно более прагматично:
-
Анализ и оценка состояния психических процессов, с указанием типа их изменений (если изменены), варианта этих изменений, стойкости и степени выраженности. Полученные данные о состоянии психических процессов совместно с другими членами комиссии, если полученные данные значимы для экспертного решения, должны быть трансформированы в клинический синдром, также с указанием его стойкости, степени выраженности и варианта, если он может быть обозначен, и введены в развернутый функциональный клинико-экспертный диагноз. -
Анализ личности свидетельствуемого и внутренней модели болезни (ВМБ). Основной целью психолого-экспертного анализа личности является представление, имеет ли комиссия дело с нормативной личностью или нет, страдающим умственной отсталостью (олигофрения различной степени выраженности; различные девиации личности или ее патология (психопатия, психопатоподобные расстройства)). При этом психолог-эксперт должен уметь выделить, если девиации личности или ее патология обнаружены, выделить и указать соответствующий вариант такого отклонения от нормы. Подробно эти цели и задачи психолога-эксперта излагаются в соответствующем разделе руководства. -
Анализ В1гутренней модели болезни (ВМБ), если таковая имеется или предъявляется свидетельствуемым, представляется крайне важным в экспертной практике для понимания, насколько она ситуативно адекватна (психологический уровень реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь») или не адекватна. А если не адекватна, то чем это обусловлено (патопсихологический регистр, психопатологический, возможность установочного поведения). -
Анализ личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения. Поскольку всякая врачебная экспертиза решает важные для подэкспертного социальные проблемы, попытка решить эти проблемы в положительную для себя сторону достаточно актуальна, хотя и не обязательна.