Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автор, полагая, что настоящая публикация является, веро­ятнее всего, последней его книгой, особую признательность и благодарность хотел бы выразить брату - A.M. Войтенко, кото­рый является блестящим научным редактором и создателем оригинал-макетов всех его шести монографий, и жене - Л.А. Крицкой, настоящему организатору и вдохновителю его дея­тельности, без постоянной помощи и поддержки которой все благие намерения автора остались бы на уровне таковых...

Дорогой читатель! Перед Вами книга, которую Вы можете отложить, просто перелистать или внимательно вникнуть в сис­тему представленных Вашему вниманию доказательств необхо­димости выделения специфической отрасли психологических знаний - клинико-экспертной психологии.

И еще одно. Очень хотелось создать компакпгую книгу, удобную в работе и обращении, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».

И позвольте закончить предисловие известной фразой: «Не вящей славы ради, а пользы Отечества для».




Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ


Настоящая глава состоит из двух частей, которые позво­ляют обосновать и показать назревшую необходимость выде­ления самостоятельной отрасли практической психологии -клинико-экспертная психология.

Однако прежде чем переходить к такому обоснованию, необходимо определить ряд организационно-методологических и концептуальных представлений, сложившихся на рубеже ты­сячелетий в такой значимой сфере человеческой деятельности как медицина.

Не вызывает сомнений, что до первой половины XX века в европейских странах и США организационно-методологиче­ская медицина развивалась прежде всего как медицина ур-гентная, основной задачей которой являлось купирование ост­рых, опасных для жизни человека патологических состояний (инфекционные заболевания - холеры, чума, дизентерия и т.д., а также травматические поражения организма). Бурное разви­тие фармакологии и фармакотерапии с начала 40-х годов XX века, появление новых препаратов, вакцин, хирургических тех­ник, развитие реаниматологии вселяло надежду, что еще одно усилие, еще один препарат, еще одна новая технология и про­блема «всемирного здоровья» будет решена.

Подобные концептуальные представления - «больной -объект врачебного воздействия»; «болезнь» и «патологиче­ский процесс» - синонимы; лечебный процесс организуется и проводится на уровне организма (не человека) - по существу, не оставляют места для деятельности клинического психолога. Следовательно, не было необходимости четко сформулировать спектр его деятельности, цели и задачи, основные направления, методы исследования, особенности заключения и в частности выводов, которые могут быть сделаны клиническим психоло­гом по данным обследования.

Однако, начиная с 80-х годов XX века в медицине начала складываться совершенно иная ситуация со здоровьем населе­ния, несмотря на то, что проблема терапии ургентных состоя­ний, в частности острых инфекционных заболеваний, по суще­ству была решена.

Человечество как болело, так и продолжает болеть, испы­тывая различные формы и степени социальной недостаточно­сти и (или) ограничения жизнедеятельности вследствие бо­лезни или дефекта.

На рубеже тысячелетий методологически четко обозначи­лись три составляющих, которые заставляют по иному концеп­туально и организационно осмыслить такую форму человече­ской деятельности как медицина.

Прежде всего, кардинально изменилась социально-гигие­ническая значимость болезней, приводящих к снижению ка­чества жизни больных и к смертности. В начале XX века по данным ВОЗ сформировалась следующая «иерархия» болезней человечества:

  1. сосудистая патология;

  2. онкологические заболевания;

  3. травмы и их последствия;

  4. нервно-психические расстройства.

Помимо того, что при такой структуре заболеваемости ор­ганизационно-методически вся медицина должна быть разде­лена по крайней мере на два уровня - ургентная медицина и медицина в период послабления симптоматики - со своими раз­личными целями и задачами. Если в ургентной медицине роль клинического психолога по существу ничтожна, то в период послабления симптоматики цели и задачи медицинского пси­холога уже могут быть достаточно определенно обозначены, о чем подробнее будет изложено в последующем.

К концу XX века отчетливо выявилась и следующая тен­денция, которую можно обозначить как «блеск» и «нищета» фармакотерапии.

Действительно, за последние 40-50 лет в медицине достиг­нуты блестящие успехи в купировании острых (ургентных) па­тологических состояний. Появление новых поколений анти­биотиков, нейролептиков, препаратов для лечения неврологи­ческих больных, развитие хирургических технологий, пере­садка органов и тканей прямое этому доказательство. Вместе с тем, стало ясно и другое - вылечивание сосудистых, онкологи­ческих больных, устранение последствий травм, излечения нервно-психических расстройств не произошло. Это особенно отчетливо проявляется в периоды послабления симптоматики, в периоды относительных ремиссий. Человечество как болело, так и продолжает болеть, несмотря на все успехи и достижения медицины конца двадцатого века. Более того, к концу тысяче­летия выявилась и еще Одна тенденция. Отчетливо обозначился т.н. патоморфоз заболеваний - изменение клиники и течения болезней в сторону увеличения числа вялотекущих, малопро-гредиентных типов течения основных по социально-гигиениче­ской значимости групп заболеваний. Следовательно, человек как бы «приспосабливается» к болезни, учится жить в ситуации «болезнь».

Таким образом, на рубеже тысячелетий в современной медицине четко обозначилась совсем иная концептуальная и методологическая ситуация, базирующаяся на факторах, кото­рые, по-существу, не подвергаются сомнению:

  1. иная социальная значимость основных заболеваний (со­судистая патология, онкологические заболевания, последствия травм, нервно-психические расстройства);

  2. выявилась «слабость», недостаточность терапии в выле­чивании этих больных;

  3. изменились клиника и течение заболеваний в сторону медленно-ирогредиентных, вялотекущих форм.

Однако новых организационно-методических и концепту­альных представлений о целях и задачах, роли и месте клини­ческого психолога, несмотря на неоспоримость изложенных выше тенденций, не сформировалось. Таким образом, к концу XX века в медицине отчетливо наметился «схизис», расхожде­ние между объективной реальностью, сложившейся в совре­менной медицине, и устаревшими, догматическими представ­лениями о роли и месте клинической (медицинской) психоло­гии.

Все вышеизложенное заставляет по иному (концептуально и организационно-методологически) осмыслить формы, цели и задачи медицины вообще и определить роль и место клиниче­ской психологии.

С этих позиций все формы медицинской деятельное™ можно разделить на три раздела, четко взаимосвязанные друг с другом, но имеющие различные организационно-методические и концептуальные задачи:

  1. научно-техническая медицина;

  2. ургентная медицина;

  3. социальная медицина.

Подобное разделение позволяет не только четко опреде­лить цели и задачи каждой «ветви» медицины, но и показать место и роль медицинского психолога в каждой их них.

Научно-техническая медицина (HTM) - основная задача - поиск новых медицинских технологий на базе современных научно-теоретических исследований с последующим внедре­нием их в клиническую практику. Например, к научно-техни­ческой медицине можно отнести генетические вмешательства, новейшие оперативные технологии (пересадка органов, тканей, разработка новых оперативных методов и т.п.), разработка но­вейших препаратов, вакцин, антисептиков и т.д.

Деятельность врачей в HTM ориентирована на работу на уровне организма. Больной - не субъект деятельности, но объ­ект воздействия. Следовательно, в HTM психологические и социальные аспекты болезни не значимы; нет необходимости в оценке реабилитационного потенциала личности, в формиро­вании развернутой, многоаспектной программы реабилитации. Нуждаемость в применении методов научно-технической ме­дицины не велика и нуждаемость в них составляет около 5-6% от всей популяции больных. Понятно, что исходя из постав­ленных целей и задач HTM, никакой необходимости для нее в работе клинического психолога нет.

Ургентная медицина - основная задача - купирование острых, опасных для жизни человека патологических состоя­ний. Например, таких как острые инфекционные заболевания или интоксикации, травмы, обострения длительно текущих за­болеваний.


В ургентной медицине болезнь и патологический процесс, по-существу, синонимы. Больной так же не субъект деятельно­сти, а объект врачебного воздействия. Как и в HTM, в ургент­ной медицине нет необходимости в оценке реабилитационного потенциала личности, в формировании развернугой многоас­пектной индивидуальной программы реабилитации, поскольку социальные и психологические аспекты болезни в ургентной медицине не значимы. Следовательно, широкого поля деятель­ности для клинического психолога в ургентной медицине, по-существу, нет. На практике клинические психологи «прижи­лись» только в психиатрических больницах и ПНД, где их ос­новная задача - помощь в психодиагностике. Понятно, что ну­ждаемость больных в услугах ургентной медицины (УМ) зна­чительно шире, чем в HTM - около 25-30%.

Путем нехитрого арифметического действия оказывается, что в услугах HTM и УМ нуждаются только 30-35% больных. А остальные 65-70%?

Таким образом, все вышеизложенное является лишь пред­посылкой для определения понятия «социальная медицина», для постановки ее основных целей и задач, методов, направле­ний, роли и места в ней клинического психолога.

Однако, прежде чем переходить к определению основных постулатов социальной медицины, попробуем разобраться, как существует и действует человек, имеющий болезнь в обыден­ных, типовых житейских ситуациях.

Основной посылкой в социальной медицине (СМ) явля­ется представление, что человек, имеющий болезнь (дефект), не нуждается в ургентной медицине, но и не выздоравливает. Типовой для социальной медицины является посылка, что че­ловек не просто «болеет», но живет в ситуации «болезнь». При этом он вынужден выполнять основные направления деятель­ности человека - биологические, социальные и психологиче­ские, постоянно испытывая различные формы и степени соци­альной недостаточности в типовых жизненных ситуациях.

Поэтому в социальной медицине и клинической психоло­гии возникает необходимость по-иному определить, уточнить ряд понятий, важных для последующего определения целей и задач социальной медицины, ее основных направлений (со­ставляющих), роли и места психолога в этой ветви медицин­ской деятельности.

В социальной медицине человек, имеющий болезнь (де­фект), может быть представлен через триединство организма, личности и индивида. Индивид - действующий член различных микросоциальных групп - семья, учебная и рабочая группа, группа по интересам и т.д. Подобное методологическое «рас­членение» единого и неделимого понятия «человек» позволяет сразу конкретизировать основные направления деятельности врача, клинического психолога и специалиста по социальной работе - медико-биологическое направление, психологическое и социальное.

Однако возникает вопрос - а зачем нужна деятельность по этим трем составляющим? Как должны быть определены ос­новные цели и задачи социальной медицины?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо уточнить еще один термин, упоминавшийся ранее - «социальная недостаточ­ность». В социальной медицине под социальной недостаточ­ностью понимается невозможность человека, имеющего бо­лезнь или дефект, ситуативно-адекватно Действовать в ти­повых жизненных ситуациях. Понятие «социальная недоста­точность» значительно шире, чем известные категории ограни­чения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, ориентация и т.д.), поскольку выполняет ряд типовых челове­ческих видов деятельности, не включенных в перечень ОЖД. Например, ситуация «семья», «секс», «воинская служба» «не­возможность иметь ребенка из-за болезни партнера», а также легкие степени ОЖД, не дающие основания для установления группы инвалидности, но вызывающие достаточную соци­ально-психологическую депривацию человека.

Таким образом, можно постулировать, что предметом со­циальной медицины является человек, живущий в ситуации болезнь и испытывающий различные формы и степени соци­альной недостаточности и/или ОЖД.

При подобном подходе к проблеме возникает необходи­мость по-иному определить и такое понятие как «болезнь». Для научной и ургентной медицины понятие «болезнь» рассматри­вается на уровне организма и практически идентично понятию «патологический процесс». Поэтому, как отмечалось ранее, со­циальные и психологические аспекты болезни малозначимы.

Иная ситуация складывается в социальной медицине, где субъектом деятельности, а не объектом воздействия является «человек болеющий», а не болеющий организм. Отсюда возни­кает необходимость в социальной медицине по иному опреде­лить само понятие «болезнь - дефект». Под болезнью в соци­альной медицине понимается расстройство био-социо-психо-логического гомеостаза человека вследствие патологического процесса, ведущее к социальной недостаточности и/или ОЖД.

При таком определении становится ясно, что болезнь за­трагивает основные сферы деятельности человека - уровень организма (био-), личности (психо-) и уровень деятельности индивида. Введение термина «гомеостаз» подчеркивает, что речь идет о живой системе (Эшби), которая подверглась внут­ренней или внешней депривации, но стремится вернуться к со­стоянию био-социо-психологического комфорта. Причиной та­кого нарушения гомеостаза является патологический процесс, возникший на уровне организма. Наконец, в заключительной части определения делается вывод, что такое расстройство оп­ределяется через социальную недостаточность.

Подобное определение болезни четко ориентирует спе­циалиста на конкретную направленность его помощи - меди­цинской (организм), психологической (личность), социальной (возможность деятельности в микросоциальных группах). Сле­дует указать и еще на одну особенность понятия «болезнь» в социальной медицине - нет болезни без патологического про­цесса, но может быть патологический процесс без болезни (т.н. бессимптомные инфаркты, «немые» язвы желудка, очаг Гона, начало онкологической патологии, бессимптомное высокое ар­териальное давление и т.п.).

Если цели, задачи, методы научно-технической и ургент-ной медицины предельно ясны, то цели и задачи социальной медицины могут быть четко сформированы лишь после уточ­нения ряда основополагающих понятий - «человек», «болезнь -дефект», «социальная недостаточность», «жизнь с болезнью в типовых социально-психологических ситуациях».

Поэтому на основании вышеизложенного и представля­ется возможным сформулировать основные цели, задачи и на­правления социальной медицины.

Основной целью и задачей социальной медицины явля­ется расширение сферы жизнедеятельности человека, имею­щего болезнь или дефект, в типовых жизненных ситуациях.

При такой постановке проблемы в социальной медицине отчетливо определяются два направления деятельности спе­циалистов:

- действия, направленные на расширение сферы жизне­деятельности по трем составляющим - медико-биологической, психологической и социальной;

- деятельность специалистов, ориентированная на соци­альную защиту человека, имеющего болезнь или дефект.

Иными словами, расширение сфер жизнедеятельности может быть определено как реабилитационное направление со­циальной медицины, а социальная защита человека, имеющего болезнь (дефект), производится в рамках экспертного направ­ления (военная, судебная и медико-социальная врачебная экс­пертизы).

Несмотря на то, что настоящее руководство посвящено клинико-экспертной психологии и патопсихологии, а основные положения реабилитационной составляющей изложены нами ранее (Основы реабилитологии и социальная медицина, 2006, 2008), к некоторым основополагающим представлениям о реа­билитации целесообразно вернуться и в настоящем разделе ру­ководства. В социальной медицине под реабилитацией пони­мается расширение сфер жизнедеятельности человека, имею­щего болезнь или дефект, в типовых жизненных ситуациях при помощи комплекса медико-биологических, социальных и пси­хологических мероприятий.

При таком понимании реабилитации ясно, что реабилита­ция есть процесс, который может быть достаточно пролонгиро­ванным во времени: реабилитация может быть не только пол­ной, но и частичной; реабилитация состоит из этапов этого процесса. Наконец, процесс реабилитации обязательно должен иметь как этапные результаты, так и конечную реабилитацион-








(возможность деятельности в микросоциальных группах). Сле­дует указать и еще на одну особенность понятия «болезнь» в социальной медицине - нет болезни без патологического про­цесса, но может быть патологический процесс без болезни (т.н. бессимптомные инфаркты, «немые» язвы желудка, очаг Гона, начало онкологической патологии, бессимптомное высокое ар­териальное давление и т.п.).

Если цели, задачи, методы научно-технической и ургент-ной медицины предельно ясны, то цели и задачи социальной медицины могут быть четко сформированы лишь после уточ­нения ряда основополагающих понятий - «человек», «болезнь -дефект», «социальная недостаточность», «жизнь с болезнью в типовых социально-психологических ситуациях».

Поэтому на основании вышеизложенного и представля­ется возможным сформулировать основные цели, задачи и на­правления социальной медицины.

Основной целью и задачей социальной медицины явля­ется расширение сферы жизнедеятельности человека, имею­щего болезнь или дефект, в типовых жизненных ситуациях.

При такой постановке проблемы в социальной медицине отчетливо определяются два направления деятельности спе­циалистов:

- действия, направленные на расширение сферы жизне­деятельности по трем составляющим - медико-биологической, психологической и социальной;

- деятельность специалистов, ориентированная на соци­альную защиту человека, имеющего болезнь или дефект.

Иными словами, расширение сфер жизнедеятельности может быть определено как реабилитационное направление со­циальной медицины, а социальная защита человека, имеющего болезнь (дефект), производится в рамках экспертного направ­ления (военная, судебная и медико-социальная врачебная экс­пертизы).


Несмотря на то, что настоящее руководство посвящено клинико-экспертной психологии и патопсихологии, а основные положения реабилитационной составляющей изложены нами ранее (Основы реабилитологии и социальная медицина, 2006, 2008), к некоторым основополагающим представлениям о реа­билитации целесообразно вернуться и в настоящем разделе ру­ководства. В социальной медицине под реабилитацией пони­мается расширение сфер жизнедеятельности человека, имею­щего болезнь или дефект, в типовых жизненных ситуациях при помощи комплекса медико-биологических, социальных и пси­хологических мероприятий.

При таком понимании реабилитации ясно, что реабилита­ция есть процесс, который может быть достаточно пролонгиро­ванным во времени: реабилитация может быть не только пол­ной, но и частичной; реабилитация состоит из этапов этого процесса. Наконец, процесс реабилитации обязательно должен иметь как этапные результаты, так и конечную реабилитацион­ную цель. Вообще, реабилитация - это работа самого реабили-танта и всех участников реабилитационного процесса (т.н. «реабилитационное поле» (окружение) реабилитанта.

Несмотря на то, что в одних случаях ведущим является медико-биологический аспект реабилитации, а в других - соци­альный, клиническому психологу следует четко понимать, что «столбовая дорога реабилитации проходит через личность», поскольку любая реабилитационная программа реализуется самим реабилитантом.

Вообще клинический психолог должен отчетливо пред­ставлять, что человек, имеющий болезнь или дефект, в кон­такте с врачом, экспертной комиссией или реабилитологом вы­ступает в различных социально-психологических ролях.

В стандартной для социальной медицины ситуации «врач - больной», он и выступает в роли «больного». В экспертной ситуации (военная, судебная, медико-социальная экспертиза), в рамках системы «Я - группа» (специалисты), тот же человек является уже не больных, а выступает в социально-психологи­ческой роли «свидетельствуемый (подэкспертный)». В МСЭ после установления группы инвалидности - «инвалид». И, на­конец, если сформирована индивидуальная программа реаби­литации (ИПР) и человек ориентирован на ее реализацию, он -«реабилитант».