Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изменения психических процессов на этой стадии заболе­вания выражены не отчетливо. Данные ЭПО, как правило, ука­зывают лишь на легкую степень расстройств памяти, внимания и интенции мышления. Однако больными мнестические нару­шения нередко субъективно оцениваются как достаточно зна­чимые.

Психопатоподобные расстройства при шизофрении крайне редко встречаются в практике психолога-эксперта, работающе­го в общих БМСЭ, но в рамках военной экспертизы, а тем бо­лее судебно-психиатрической, их выявление может существен­но облегчить решение дифференциально-диагностических за­дач и рекомендовать обращение к психиатру. В детской МСЭ психопатоподобная симптоматика эндогенного генеза встреча­ется достаточно часто в рамках расстройства поведения, в ча­стности при т.н. «детском аутизме».

Клинический психолог-эксперт сталкивается с психопато-подобными нарушениями при шизофрении либо в начале забо­левания, особенно если оно развивается медленно-прогредиентно, либо в период послабления симптоматики - т.н. психопатоподобный тип ремиссии.

На начальном этапе заболевания психопатоподобная сим­птоматика проявляется в виде психастенических расстройств, навязчивостей, дисморфофобий, нарастании эмоциональной холодности, аутизме, снижении энергетического потенциала. При ЭПО за этим «фасадом» необходимо обратить внимание на расстройства мышления по эндогенному типу. Понятно, что при подозрении на начало шизофрении психолог-эксперт дол­жен настойчиво рекомендовать консультацию психиатра.

Психопатоподобный тип ремиссии при шизофрении фор­мируется в период послабления симптоматики, на стадии «рас­цвета» заболевания. Поэтому он более значим для психолога­эксперта, работающего в Бюро МСЭ нервно-психиатрического профиля или в судебной психиатрии.

Такой тип ремиссии, характеризуется формированием но­вого личностного радикала (или его значительным заострени­ем). Развивающаяся деформация личности есть следствие «сплава» нарастающей аутизации, изменений в эмоционально-волевой сфере и новых ценностей, идеалов, установок, само­оценки, уровня притязаний, шкалы ценностей.

Социальная недостаточность или ОЖД обычно проявляют­ся в таких типовых жизненных ситуациях как «образование», «работа», «общение» через расстройства социальных контактов, ситуативно-неадекватное поведение в социальных группах (сис­тема «Я - группа»). Дискордантность мышления и снижение энергетического потенциала личности относительно не велики; интеллектуальный потенциал, знания, навыки, опыт сохранены.


Основной дезадаптирующий феномен - психопатоподоб-ный рисунок поведения.

Клинико-психологические варианты - эксплозивный, эмо­ционально-холодный, аутистический.

Для эксплозивного варианта характерна дискордантная возбудимость в эмоциональной сфере, эгоцентризм, истеро-формный радикал, сужение круга социальных контактов, склонность к сверхценным образованиям (нередко сутяжно-кверулянтным) в сочетании с негрубыми расстройствами мыш­ления (резонерство).

При эмоционально-холодном варианте обычно происходит утрата общепринятых морально-этических норм, склонность к грубой псевдологии; нередко расстройства влечений, в том числе сексуальных (педофилия, геронтрофия, фетишизм и т.д.); отсутствие критики к асоциальному рисунку поведения нет. Противопоказаны формы деятельности, связанные с т.н. «труд­но контролируемой властью» - педагогическая, медицинская, социальная работа.

Для аутистического варианта характерна вычурная до не­лепости манера поведения. Это своеобразные резонеры-мечта­тели, с особым избирательным кругом интересов, одежды, об­щения, с установкой на особые, крайне узкие формы деятельно­сти, в том числе и асоциальные - бродяжничество, проституция, делинквентное поведение. Вместе с тем они по-своему деликат­ны в общении и стремятся избежать конфликтов.

В заключение следует еще раз отметить, что в настоящей главе представлены основные направления деятельности кли­нического психолога по проблеме личности, ее девиаций, пато­логии и патопсихологического уровня реагирования на жизнь в ситуации «болезнь (дефект)». Рассмотрены, также, основные варианты формирования клинико-экспертного решения у сви­детельствуемых, социальная недостаточность которых может быть обусловлена девиацией и патологией личности.

1   2   3   4   5   6


Глава 3. ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ


Одной из важнейших задач клинического психолога-экс­перта при его участии в формировании клинико-экспертного диагноза и вынесения экспертного решения является анализ внутренней модели болезни (ВМБ) или дефекта свидетельст­вуемого.

В социальной медицине конкретное взаимодействие, взаи­мосвязь личности, патологического процесса на уровне орга­низма и длительного существования человека, имеющего бо­лезнь или дефект в типовых социальных ситуациях, форми­руют ситуативно-адекватные или неадекватные регистры пове­дения и представлений больного о своих биологических, соци­альных и психологических возможностях. Иными словами, клинико-психологический анализ ВМБ является составной ча­стью ответа на кардинальный экспертный вопрос, значимый для постановки клинико-экспертного диагноза и вынесения экспертного решения. По сути, такой анализ позволяет решить, имеется ли у больного ситуативно-адекватное представление о своем заболевании (дефекте), т.н. психологический уровень реагирования, или это представление ситуативно-неадекватное (патопсихологический, а возможно и психопатологический уровень реагирования на жизнь в ситуации «болезнь»). В экс­пертной практике клинико-психологический анализ ВМБ по­зволяет в определенной мере решать вопрос о возможности ус­тановочного поведения свидетельствуемого. Наконец, задачей психологического анализа ВМБ является оценка реабилитаци­онного потенциала личности и необходимости психологиче­ской коррекции ВМБ.

Под внутренней моделью болезни понимают представле­ния больного (свидетельствуемого) о причинах, сущности и имеющихся (или возможных) био- социо- психологических по­следствиях болезни или дефекта, об эффективности терапии и возможностях реабилитации, а также его переживания по по­воду собственной физической, психологической и социальной недостаточности. Психологу-эксперту следует понимать, что в социальной медицине вся деятельность человека, имеющего болезнь (дефект) обусловлена именно ВМБ.

В формировании ВМБ имеют место быть три составляю­щих: медико-биологические, социальные и психологические факторы.

На уровне организма болезнь проявляется болевыми ощущениями, тяжестью и частотой обострения симптоматики, дискомфортом и разбалансированностью деятельности сер­дечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, расстройствами двигательной сферы и т.п.

Среди социальных факторов для индивида значимыми являются обусловленные болезнью ограничения жизнедеятель­ности в сфере самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, обучения и трудовой деятельности. Серьезной са­мостоятельной социально-психологической проблемой может стать обусловленный болезнью распад семьи, снижение или утрата способности вести домашнее хозяйство, поддерживать свою финансовую самостоятельность, заниматься какой-либо формой деятельности в рамках «хобби», потеря репродуктив­ной способности, полового престижа и т.п. К социальным фак­торам, участвующим в формировании ВМБ, относят также осо­бенности микросоциальной среды, в которой действует боль­ной как индивид (семья, учебная и трудовая группы, группа по интересам, референтная группа) и особенности конкретной со­циальной ситуации - бытовой, профессиональной, финансовой, семейной и т.п.

При этом человеком оцениваются как неблагоприятные, так и благоприятные социально-психологические последствия болезни - потеря работы, утрата профессии, распад семьи, ма­териальные трудности, инвалидность, ее социальная причина, возможное получение льгот и преимуществ, уход от ответст­венности, текущих жизненных проблем и т.д.

К психологическим факторам, участвующим в формиро­вании ВМБ, относят индивидуальные особенности личности -тип темперамента, характер как систему социально-психологических отношений («Я - ОН»; «Я - группа»; «Я - со­зидательная деятельность»; «Я - окружающий материальный мир»; «Я - Я»), а также уровень интеллекта и особенности мо-тивационной сферы (иерархия потребностей, шкала ценностей, уровень притязаний, самооценка, жизненные установки, общая направленность личности). В формировании ВМБ имеет значе­ние и состояние психических процессов с учетом возраста и имеющегося заболевания.

Понятно, что ВМБ создается в рамках конкретной соци­альной ситуации и конкретной патологии, в контексте которых больной воспринимает, оценивает и анализирует возникшие био- социо-психологические проблемы, являющиеся следстви­ем жизни в ситуации «болезнь». Например, необходимость за­вершить начатые дела, решить вопросы, связанные с воспита­нием детей, их обучением, наличием других иждивенцев, с ма­териальными трудностями, перспективой продвижения по службе, устройством личной жизни и другими формами само­реализации.

Сложный патогенез формирования ВМБ, предполагаю­щий взаимодействие, взаимовлияние указанных составляющих (медико-биологических, социальных и психологических), обу­славливает необходимость при клинико-психологическом об­следовании тщательного системного анализа всех данных о личности и ВМБ свидетельствуемого. Это и психобиографиче­ский метод исследования личности (психологический анализ деятельности человека в типовых жизненных ситуациях), и ме­тод субъективного самоотчета свидетельствуемого о своем со­стоянии, медицинская документация, данные социального об­следования, клинико-психологическое наблюдение в процессе освидетельствования, и, конечно же, ЭПО.

Значимость анализа ВМБ в экспертной практике обуслов­лена прежде всего тем, что в социальной медицине больные живут в «ситуации болезнь» порой долгие годы, что позволяет оценить как особенности личности, так и формы ее реагирова­ния на фрустрирующие факторы в целом и на болезнь в част­ности. Более того, жизнь в ситуации «болезнь» может вести к значительной деформации личности, изменяя ее мотивацию (цели, идеалы, установки, уровень притязаний и т.д.) и систему социально-психологических отношений (характер).

Следовательно, помимо ситуативно-адекватных (психо­логических), могут формироваться и ситуативно-неадекват­ные (патопсихологические и даже психопатологические) фор­мы реагирования личности на жизнь в ситуации «болезнь», что нередко изменяет клиническую картину и течение болезни, со­стояние жизнедеятельности, реабилитационный потенциал больного и реабилитационный прогноз.

Несмотря на то, что ВМБ «едина и неделима», методоло­гически ее клинико-экспертный психологический анализ про­водится по нескольким направлениям:

  1. аутопластическая картина болезни;

  2. тип реакции личности на болезнь;

  3. отношение к болезни;

  4. амбивалентность переживания болезни;

  5. переживание болезни во времени.

Аутопластическая картина болезни (АКБ) формиру­ется личностью на основе совокупности ощущений, представ­лений и переживаний человека, возникающих у него в связи с болезнью (дефектом), и включает несколько составляющих.

К ним относят перцептивную составляющую, эмоцио­нальную, рациональную и волевую.

Под перцептивной (алгосенестопатической) составляю­щей понимают ощущение дискомфорта на уровне организма -боли, тугоподвижность суставов, одышка, отеки и т.п., приво­дящие к социальной недостаточности.

Эмоциональная сторона болезни определяет чувственный аспект переживаний человека в связи с имеющимся соматиче­ским дискомфортом (страх, тревога, беспокойство, внутреннее напряжение и т.п.).

Рациональная (информативная) составляющая АКБ включает комплекс знаний и представлений человека о своей


болезни, ее течении, возможном исходе, методах лечения, обо­стрениях, последствиях и т.д.

Наконец, волевая сторона АКБ определяет конкретную деятельность больного в связи с заболеванием (обращение к специалистам, обследование, действия в процессе реабилита­ции, в передаче социальных ролей, завещание и т.д.).

Клинический психолог-эксперт должен понимать, что все стороны АКБ находятся в постоянном динамическом взаимо­действии не только на протяжении жизни больного, но и в пе­риод освидетельствования. Искажения и несоответствия, выяв­ляемые в АКБ в период врачебной экспертизы, должны подвер­гаться тщательному клинико-психологическому анализу для определения их особенностей и причин.

Особенности личности свидетельствуемого, социальная ситуация, в которой протекает заболевание и особенности са­мой болезни (дефекта) формируют тип реакции личности на болезнь.

/Для стенического типа реакции характерно чрезмерно на­стойчивое, порой даже неадекватное стремление свидетельст­вуемого решить все жизненные проблемы, обусловленные бо­лезнью через медико-биологический аспект реабилитации (по­вторные операции, особые методы лечения, поиск особых спе­циалистов и т.п.). При таком подходе нередко больными пере­оцениваются возможности организма и медицины в целом, что нередко приводит к состоянию фрустрации в связи с нереали-86 зацией системы «ожиданий - требований». Такие больные мало ориентированы на психологический и социальный аспекты реабилитации.

При астеническом типе реакции на болезнь (дефект) лич­ность склонна быстро «капитулировать» перед проблемами, возникающими вследствие заболевания. Поэтому, медико-био­логический аспект реабилитации реализуется плохо, не в пол­ном объеме, без достаточной стеничности в достижении реаби­литационных целей. При подобном типе реагирования проис­ходит быстрый «слом» мотивационной сферы, отказ от преж­них ценностей, идеалов, установок, резко снижается само­оценка и уровень притязаний. Вместе с тем, при адекватной и пролонгированной психологической коррекционной работе и умело организованном социальном аспекте реабилитации, осо­бенно профессиональной, расширение сфер жизнедеятельности у таких больных может быть весьма значительным.


Вместе с тем понятно, что только при рациональном типе реакции личности на болезнь, когда реабилитантом найден оп­тимальный баланс реабилитационных мероприятий (медико-биологических, социальных и психологических), а вся ИПР проводится настойчиво и целеустремленно, может быть полу­чен максимальный реабилитационный эффект.

В рамках клинико-экспертной психологии анализ отно­шения свидетельствуемого к болезни (дефекту) имеет особое значение.

Отношение к болезни формируется свидетельствуемым в процессе соотношения особенностей заболевания с особенно­стями личности. Прежде всего, с особенностями мотивацион-ной сферы, характера и интеллекта. Гармонизированная лич­ность обычно вырабатывает ситуативно-адекватное отношение к болезни, т.е. формирует т.н. «психологический уровень реа­гирования». В противном случае это отношение оценивается как неадекватное и проявляется в виде гипернозогнозии со стремлением преувеличить степень тяжести своего состояния и сложности возникших проблем, либо в виде гипонозогнозии, характеризующейся противоположными тенденциями (вплоть до анозогнозии - отказа признать себя больным).

Следовательно, отношение к болезни может иметь психо­логический, патопсихологический и даже психопатологический регистр, т.е. относиться к разным уровням реагирования на жизнь в ситуации «болезнь».

В случаях, когда уровень реагирования выходит за рамки психологического, ситуативно-адекватного, полученные дан­ные, с указанием на патопсихологический регистр реагирова­ния, совместно с комиссией, должны быть трансформированы в клинико-патопсихологический синдром, с последующим вклю­чением в клинико-экспертный диагноз, а при необходимости и через консультацию психиатра.

В комплекс, составляющий понятие ВМБ, входит и пред­ставление об амбивалентности (двойственности) пережива­ния болезни. Действительно, тяжелое течение заболевания с выраженным состоянием физического дискомфорта, приводя­щее к ломке жизненного стереотипа, является серьезной био-социо- психологической жизненной неудачей, меняет перспек­тивы личности, шкалу ценностей, уровень притязаний, роли в социальных группах.