Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Взаимодействие сторон соперничества в предпринимательстве может быть представлено как двустороннее, либо многостороннее в зависимости от того, охватывает оно две стороны соперничества или большее их число. Конкурентные диспозиции сторон соперничества в предпринимательстве могут быть двусторонними либо многосторонними.
(2.4) Однако конкуренция участников рынка отличается от соперничества во многих видах игровых и контактных спорта, в которых действия противостоящих друг другу сторон всегда направлены исключительно на противоположную сторону. При проведении военных действий, а также в спортивных соревнованиях по баскетболу, футболу, хоккею, гольфу, боксу, дзюдо, борьбе основная цель совершаемых конкурентами действий – победа над конкретным соперником. Между тем, субъектам предпринимательства приходится противостоять одновременно разным соперникам - не только определенным, но и всем остальным. Соперничество субъектов предпринимательства в формате «один на один» - деталь общей картины их участия в конкуренции, которое фактически представляет собой бесконечную и непрерывную цепь разнообразного многостороннего взаимодействия сторон соперничества по навязыванию своих интересов друг другу (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Роль и значение конкурентных действий в предпринимательстве
Конкурентные действия являются идентификационным ядром конструктивной теории конкуренции, определяющим объектом научных исследований участия субъектов предпринимательства в конкуренции и основным предметом изучения в последующих главах нашего учебника.
(2.1. старая) Понятие «конкурентные действия» имеет ключевое значение для современной конструктивной теории конкуренции.
Участие в конкуренции воспринимается субъектами предпринимательства и их окружением как выполнение (совершение) конкурентных действий, посредством которых они применяют свой конкурентный потенциал и достигают приемлемых конкурентных результатов.
Эффективность конкурентных действий является одним из слагаемых эффективности бизнеса.
Понятие «участие в конкуренции» определяет не одно типовое конкурентное действие. Оно объединяет множество конкурентных действий, различающихся между собой объектами соперничества, стратегиями и тактикой участия субъектов предпринимательства в конкуренции, в единую систему.
Во многих научных и учебно-методических изданиях вопросы конкуренции рассматриваются без обращения к конкурентным действиям сторон соперничества, совершая которые те непосредственно участвуют в конкуренции.
Например, в учебной дисциплине «Микроэкономика» он обычно используется лишь для характеристики состояния рынка и соотношения на нем спроса и предложения. Понятия «совершенная конкуренция», «несовершенная конкуренция» фактически применяются как индикаторы состояния конкурентной среды (другими индикаторами конкурентной среды становятся понятия «олигополия», «монополия» и др.).
Понятие «конкуренция в экономике» начало укореняться в научных теориях в XV–XVII вв. благодаря трудам английских, французских и немецких меркантилистов. В книге великого английского ученого- экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», написанной в XVIII в., впервые было исследовано поведение субъектов экономики в рыночной среде, которые «невидимой рукой» направляются к цели.
А. Смит изучал конкурентные действия разных субъектов экономики, хотя не пользовался самим термином
«конкурентные действия». Он рассматривал конкуренцию как явление, «невидимой рукой» упорядочивающее рынок и препятствующее возникновению монополий.
Конкурентный потенциал
Конкурентные действия
Конкурентные результаты
Потенциальные конкурентные преимущества и недостатки
Реализованные конкурентные преимущества и недостатки
13
___________________________________________________________________________________________
В главном научном труде А. Смита содержались представления о конкуренции-действии и конкуренции-схеме. Однако в дальнейшем представления о конкуренции-схеме (прежде всего о противоположности конкуренции и монополии) постепенно вытесняли представления о конкуренции-действии из зоны внимания экономической теории. Действия предпринимателей в конкурентной среде, как и само предпринимательство, мало интересовали экономическую науку до второй трети ХХ в.
В конце 1920-х годов ХХ века разразился всемирный экономический кризис (его называли также «Великая депрессия»), поразивший в первую очередь США и наиболее промышленно развитые страны Западной Европы. Одной из его предпосылок стала монополизация экономики развитых стран и неспособность правительств этих стран защитить конкуренцию.
Зарубежная наука оказалась бессильной предсказать всемирный кризис. Она не смогла предугадать его, поскольку находилась в плену схематичных представлений о конкуренции. Представления о том, что конкуренция – это не столько конкурентная деятельность участников рынка, сколько состояние рынка, способствовали унификации всех конкурентов, делали субъектов крупного, среднего, малого, мельчайшего предпринимательства, действовавших в различных отраслях экономики, похожими друг на друга братьями - близнецами. Особенности конкурентных действий, как и сам термин «конкурентные действия», не привлекали значительного внимания.
Советская наука в 1920–1980-е годы не занималась изучением предпринимательства, маркетинга и менеджмента. Поэтому понятие
«конкурентные действия» не появлялось и не могло появиться в публикациях советских авторов. Официальная экономическая теория
(она называлась «политэкономия социализма») стояла в этот период на позициях отрицания наличия в СССР конкуренции между
«социалистическими предприятиями» (так назывались предприятия, действовавшие на территории СССР). Тем самым п рименялся теоретический постулат: в СССР конкуренции нет. Одновременно отвергалось существование в СССР каких-либо признаков монополий и монополизма
5
В СССР считалось, что в экономике возможны отношения между предприятиями, не предполагающие конкуренции. Например, нередко утверждалось, что место конкуренции между социалистическими предприятиями, занимает товарищеское сотрудничество, взаимопомощь и социалистическое соревнование, в котором есть победители, но нет проигравших. Складывалась благостная картина, соответствовавшая лозунгу «человек человеку – друг, товарищ и брат». Формировалось представление, что при социализме все люди одинаково счастливы, а все проблемы в обществе и экономике решаются понятий наилучшим образом к удовольствию всех без исключения граждан благодаря якобы повсеместно мудрым действиям правительства и руководства страны.
Крах советской модели развития российской экономики в конце ХХ в. показал нежизнеспособность искусственной замены конкуренции на бесконфликтное соревнование, взаимопомощь и товарищеское сотрудничество предприятий, которые по своей природе являются конкурентами.
___________________________________________________________________________________________
Современная эволюция представлений о конкуренции как системе конкурентных действий обусловлена развитием теорий менеджмента, маркетинга, предпринимательства с конца 1930-х годов. В них участие в конкуренции последовательно связывается с обеспечением бизнес-процессов, бизнес-коммуникаций, развитием бизнеса, взаимодействием соперников в конкурентной среде, их анализом для управления бизнес-единицами.
Научный интерес смещен в сторону изучения особенностей конкурентных действий участников рынка. Важно объяснить не только «почему и для чего возникает конкуренция», но и «как, с кем и против кого конкурируют участники рынка».
В конструктивной теории конкуренции термины «конкуренция», «конкуренты» перестали подразумевать нечто унифицированное, ведь в действительности конкурентные действия и сами конкуренты не являются одинаковыми
6
На рубеже 1970–1980-х годов объектами научных исследований стали конкурентные стратегии, конкурентные позиции, конкурентные преимущества сторон соперничества. В этот период признанным классиком современных представлений о конкуренции Майклом Портером было впервые упомянуто понятие
«конкурентные действия»
7
Майкл Портер (род. в 1947 г.) – профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы
(Harvard Business School), признанный специалист в области изучения конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.
5
Первым системным исследованием вопросов монополизма в советской экономике и становления конкуренции в экономике постсоветского периода была докторская диссертация автора данного учебника «Особенности монополизма в советской экономике».
Диссертация была написана в конце 1980 – начале 1990-х годов и успешно защищена автором в декабре 1991 г.
6
Рубин СК 17 №5 7
Портер
М.
Конкурентная стратегия.
Методика анализа отраслей конкурентов /
М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
14
На протяжении всей научной карьеры М. Портер занимался изучением конкуренции, разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Он был консультантом многих ведущих компаний, таких как T&T, DuPont,
Procter&Gamble и Royal Dutch / Shell, оказывал услуги директоратамlph-Bet Technologies, Parametric Technology
Corp., R&B Falcon Corp.иThermoQuest Corp.
Кроме того, М. Портер работал в качестве консультанта и советника правительств Индии, Новой Зеландии,
Канады и Португалии. В настоящее время он ведущий специалист по развитию региональной стратегии.
В 1990-е годы конкурентные действия участников рынка стали стандартным объектом научных исследований за рубежом
8
. В России понятие «конкурентные действия» впервые было использовано автором настоящего учебника в его 3-м издании
9
1 2 3 4 5 6 7
1.5.
Конкурентная среда в предпринимательстве
Совокупность соперничающих между собой и с окружением субъектов предпринимательства и их постоянное взаимодействие в ходе исполнения конкурентной функции формируют конкурентную среду в
предпринимательстве. Ее ключевым системным признаком во всех странах и в мировом экономическом пространстве выступает ее целостность. Конкурентная среда современного предпринимательства является примером целостной социально-экономической системы. Она обладает внутренним единством, устойчивостью внутренних связей; в ней нет ничего лишнего, избыточного, нецелесообразного; в ней надолго не приживаются чужеродные элементы, даже настойчиво внедряемые, - например, искусственные монополии.
Поэтому она эволюционировала на протяжении многих тысячелетий и продолжает развиваться.
Целостность конкурентной среды означает:
- что бизнес-коммуникации между соседями подчинены объективной необходимости обеспечения устойчивого развития рынков несмотря на конфликты интересов и противоречия сторон соперничества;
- конкуренция субъектов предпринимательства воспроизводится и эволюционирует – и вместе с ней воспроизводится и эволюционирует сама конкурентная среда; это происходит за счет конкурентных действий сторон соперничества.
Когда пишут или говорят о конкуренции, чаще всего обращают внимание на конфликты и противоречия между сторонами соперничества и трудностями, которые таит в себе конкурентная среда.
Для систематизации представлений о трудностях участия в конкуренции Майкл Портер сформулировал в
1980-е гг. концепцию «сил конкуренции» (competitive forces), в которой каждая из «сил конкуренции» представляет собой одну из помех или преград, участникам рынка.
М. Портер охарактеризовал состояние конкуренции на любом произвольно взятом секторе конкурентной среды как следствие одновременного действия пяти сил конкуренции: угроза появления новых конкурентов; угроза появления товаров (или услуг) – заменителей; способность поставщиков комплектующих изделий и иных поставщиков торговаться; способность покупателей торговаться; соперничество уже имеющихся конкурентов между собой
10
Конкуренты, поставщики и потребители создают трудности для любого конкурента в создании, укреплении и упрочении конкурентных позиций, в чем и проявляются, по терминологии М. Портера, «силы конкуренции» (рис. 1.5). С этими «силами конкуренции» вынуждены считаться все участники рынка.
8
Chen M.-J. Competitor Analysis and Interfirm Rivalry: Toward a Theoretical Integration. Academy of Management Review, 1996, vol. 21, no. 1, pp. 100–134; Chen M.-J., Miller D. Competitive Attack, Retaliation and Performance: An Expectancy-Valence Framework. Strategic
Management Journal, 1994, vol. 15, pp. 85–102; Chen M.-J., Venkataraman S., Black S. S., MacMillan I. C. The Role of Irreversibilities in
Competitive Interaction: Behavioral Considerations from Organization Theory. Managerial and Decision Economics, 2002, vol. 23 , pp. 187–207;
Chen M.-J., MacMillan I. C. Nonresponse and Delayed Response to Competitive Moves: The Roles of Competitor Dependence and Action
Irreversibility. Academy of Management Journal, 1992, vol. 35 (3), pp. 539–570.; Chen M.-J., Smith K. G. & Grimm C. M. Action Characteristics as Predictors of Competitive Responses. Management Science, 1992, Vol. 38 (3), pp. 439–455;
9
Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции / Ю. Б. Рубин. – 3-е изд. – М.: Издательство Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 2001.
10
Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 52–55.
15
Рис. 1.5. Модель пяти сил конкуренции М. Портера
В 1980–1990-е годы модель «пяти сил конкуренции» стала для многих разработчиков теории конкуренции и аналитических подразделений участников рынка «удобным концептуальным инструментом для диагностики конкурентной напряженности на рынке и определения важности и мощи каждой из конкурентных сил»
11
К портеровским «силам конкуренции» правомерно добавить: отраслевые инвестиционные, ресурсные, технологические, иные естественные барьеры, характерные для молодых (зарождающихся) рынков; государство, которое своими ограничительными и стимулирующими документами может создавать существенные помехи каждому конкуренту в его продвижении вперед; общественность, которая может в силу традиций массового сознания, привычек, ментальных предпочтений, конфессиональных канонов признавать или не признавать деятельность любого из участников рынка полезной; занятых и не занятых в его бизнесе работников, являющихся поставщиками трудового ресурса (рабочей силы); партнеров по бизнесу, с интересами которых он обязан считаться при проведении собственных конкурентных действий.
Одной из «сил конкуренции» выступают субъекты экономики, конкурирующие между собой. Сильные конкуренты становятся силой конкуренции, создавая ощутимые помехи своим соперникам, мешая им добиваться успехов.
Но если бы конкурентная среда в предпринимательстве и само предпринимательство содержали лишь трудности и не имели предпосылок устойчивого развития, не воспроизводились и не эволюционировали под влиянием внутренних факторов, и предпринимательство, и конкуренции давно исчезли бы из жизни, как предполагали некоторые ученые-утописты прошлого. Не было бы необходимости и в изучении курса
«Конкуренция в предпринимательстве». Однако конкурентная среда в предпринимательстве устойчива и долговечна, несмотря на внутренние противоречия, конфликты интересов и даже стремление некоторых участников рынка к устранению соперников.
Вследствие существования в конкурентной среде острых, порой антагонистических противоречий и конфликтов интересов, наука много раз ставила под сомнение целесообразность конкуренции для развития общества.
Социалисты-утописты, например, называли конкуренцию – «плутней» (Шарль Фурье)
12
видели в ней часть отвратительной, расточительной и крайне сумасбродной системы, которая должна в перспективе уступить место
11
Экономическая стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова. – СПб.: СпецЛит, 2000. – С. 57.
12
Утопический социализм. Хрестоматия. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1982. – С. 272, 273.