Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Содержаниепланареабилитационной программы

1   2   3

Раздел
Всего Теори
я
Практ
ика
Формы
и методы
контроля
1 Техника безопасности при нахождении в конюшне, манеже
2 1
1 беседа
2 Знакомство с лошадьми, изучение правил конного ухода
5 1
4
Опрос
3 Посадка на лошадь и спешивание. Правильная посадка. Аллюры лошади
6 6
Выполнение упражнений
4 Упражнения на стоящей лошади.
4 4
Выполнение упражнений
5 Езда шагом. Манежные фигуры. Упражнения на идущей лошади.
6 6
Выполнение упражнений
6 Применение средств управления. Конское снаряжение.
4 4
Выполнение упражнений
7 Оздоровительные гимнастические упражнения
5 5
Выполнение упражнений
8 Развивающие игры
4 4
Наблюдение, участие в играх, активность
Раздел №1
Техника безопасности при нахождении в конюшне, в манеж.
Знакомство с правилами поведения на конюшне безопасными и приемами обращения с лошадьми. В начале занятия используются фотоматериалы. Затем проводиться экскурсия по конюшне и полученные знания закрепляются непосредственным общением с лошадью.
Раздел №2

66
Знакомство с лошадьми, изучение правил конного ухода
Очень важно избегать даже малейших психотравмирующих ситуаций при первом знакомстве ребенка с лошадью, поскольку они могут существенно осложнить дальнейшую работу или даже сделать ее совсем невозможной. Его необходимо подвести к животному, попросить погладить лошадь, дать ей лакомство, или просто дать возможность побыть рядом с лошадью, постепенно привыкая к соседству крупного сильного животного. На 2-4 занятии ребенка осторожно сажают на лошадь, предварительно отработав это на гимнастическом коне. За одну тренировку можно несколько раз посадить и снять ребенка с лошади. При изначальной невозможности занимающегося самостоятельно сидеть, ребенку предлагается выполнение упражнений сидя на лошади с подстраховкой тренера-преподавателя, располагающегося сзади.
Тренер-преподаватель в таком положении получает возможность контроля за правильностью выполнения упражнений, непосредственной коррекции посадки всадника, а также выполняет страховочную функцию, важную не только с позиций элементарной безопасности. Ребенок, чувствующий «засвоей спиной» поддержку, избавляется во многом от страха перед падением, сопровождающего все его самостоятельные действия по удержанию позы, получая тем самым возможность наиболее полной реализации двигательных возможностей.
Ознакомление с основными частями тела лошади. Ознакомление с основными мастями лошади (серая, рыжая, гнедая, вороная), закрепление полученных знаний на примере лошадей, находящихся в конюшне.
Знакомство с порядком чистки и ухода за лошадьми до начала и после тренировки, с инвентарем, используемым для ухода за лошадьми. На занятии используется инвентарь для ухода, макет лошади, видеоматериал. Полученные знания закрепляются непосредственно на лошади. Кормление и поение лошади.
Раздел №3


67
Посадка на лошадь и спешивание. Правильная посадка. Аллюры
лошади.
Знакомство с техникой залезания и спешивания с лошади, основами правильной посадки. Выполнение упражнений: движение руками (вверх, вниз, в стороны), хлопки руками, наклоны корпуса (вперед-назад, влево-вправо), стойка, вис поперек коня на спине и животе, доставание стоп руками. Все упражнения выполняются самостоятельно (с подстраховкой) или с помощью тренера, сопровождающего. Понятие о посадке, как правильно выполнить упражнение. Одевание уздечки. Понятие об аллюрах лошади.
Раздел №4
Упражнения на стоящей лошади
Выполнение упражнений: хлопки ногами вперед и назад, «мельница»,
«ласточка», стойка на одной ноге, «вертушка», хождение по коню. Все упражнения выполняются самостоятельно (с подстраховкой) или с помощью тренера-преподавателя, сопровождающего.
Проводятся после того как ребенок несколько освоиться с посадкой на лошадь. Основные упражнения:
- укладки вдоль и поперек на лошади (как на спине, так и на животе),
- движения руками (вверх, в стороны, вперед с акцентом на супинацию, пронацию и работу пальцами),
- повороты корпуса,
- вращательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах,
- подъемы плеч поочередно и вместе,
- упражнения с фиксацией рук в положении «за голову» и на пояснице
(наклоны и повороты из этих исходных положений),
- наклоны вперед и назад,
- наклоны с касанием пальцами кисти области голеностопного сустава противоположной нижней конечности,

68
- разгибания в голеностопных суставах,
- подъемы на стременах.
Раздел №5
Езда шагом. Упражнения на идущей лошади.
«Объятие лошадки»: из исходного положения сидя, перейти в положении лежа на холке лошади, обняв руками, голову повернуть в сторону. При этом упражнении строится доверие к лошади, происходит более близкий контакт. «Объятие лошадки» является подготовительным для упражнения «Лежание на животе», сущность которого состоит в следующем: исходя из положения сидя, перейти в положение лежа на животе, руки свесить, голову повернуть на бок. При правильном положении ребенок чувствует ритмичные импульсы тела животного. Данное упражнение «затрагивает» все тело ребенка, способствует нормализации мышечного тонуса, расслаблению мышц живота, грудных мышц, плечевого пояса и нижних конечностей.
«Лежа на спине»: из исходного положения сидя, перейти в положение лежа на спине, ноги расслабить, руки положить на живот лошади.
Упражнение также воздействует на все тело ребенка, способствует нормализации мышечного тонуса и расслабления мышц спины, ног, плечевого пояса.
Обще укрепляющие упражнения на идущей лошади:
- движения руками (вверх, в стороны);
- повороты в стороны;
- вращательные упражнения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах;
- подъемы плеч поочередно и вместе.
Работа в манеже. Выполнение элементов верховой езды индивидуально и по парам. Выполнение упражнений на развитие координации на идущей лошади. Езда стоя на стременах (в зависимости от индивидуальных


69 возможностей ребенка). Управление лошадью. Воздействие на лошадь средствами управления. Самостоятельная езда. Выполнение остановок. Езда шагом в манеже, повороты. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел №6
Применение средств управления.
Выполнение элементов верховой езды. Применение средств управления.
Изучение новых упражнений, направленных на совершенствование умений и навыков верховой езды. Способствовать возможности ребенка самостоятельно придумывать упражнения, сочетание нескольких упражнений.
Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Различные упражнения с предметами (гимнастические палки, мяч и т.д.). Упражнения для развития мышц туловища. Переходы в положение сидя из положения лежа на спине с фиксированием ног, и с различным положением рук – вдоль туловища, на поясе, за голову, вверх, с различными отягощениями в руках.
Упражнения для развития мышц нижних конечностей. Упражнения на растягивание, расслабления и координацию движений
Раздел №7
Оздоровительные гимнастические упражнения
Комплекс упражнений для основных суставов и мышц конечностей и позвоночника. Комплекс упражнений для достижения расслабленности, раскрепощенности, слияние с импульсами животного. Формирование уверенной,свободной посадки на лошади. Формирование интереса к занятиям, выработка положительных эмоций
Раздел №8
Развивающие игры
Используются элементы подвижных игр - таких, как ловля и переброска друг другу мячей разных размеров и цвета, метание мяча в цель, забрасывание мяча в корзину или коробку. Мячи обязательно должны быть легкие, небольшого размера, желательно мягкие. Игра в кегли. Для коррекции

70 положения головы включать в групповые игры прием фиксации взгляда на неподвижных предметах с изменением исходного положения. Для развития тонкой моторики проводятся игры «собирание на скорость» различных предметов ухода за лошадьми, других мелких предметов.

71
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методы обследования детей по определению степени тяжести
двигательных нарушений
Степень тяжести заболевания больных варьирована от легкой до тяжелой.
В работе использованы педагогические, функциональные, психологические, статистические методы исследования.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения двигательных возможностей больного и его зависимости от вспомогательных средств передвижения. С целью выбора оптимальных исходных положений для выполнения упражнений лечебной гимнастики определен индивидуальный двигательный стереотип больного.
Начиная работу по физическому воспитанию ребенка с ДЦП, необходимо знать те приемы, при помощи которых можно достаточно быстро и точно определить характер и степень тяжести имеющихся у него двигательных нарушений.
Для проведения обследования необходимы небольшие приготовления. Прежде всего, место – им может стать музыкальный или физкультурный зал, кабинет ЛФК или относительно просторная комната. Здесь не должно находиться ничего лишнего, мешающего; поверхность пола ровная, может быть покрыта ковром. Необходимо разложить вокруг несколько ярких, привлекающих внимание игрушек. Это могут быть различные сказочные персонажи, надувные игрушки, мячи, кубики, обручи, шарики и т. д. В помещении должно быть светло и тепло. После предварительных приготовлений нужно завести ребенка в зал и оставить на несколько минут одного (или с мамой) для необходимой адаптации к новой обстановке. В арсенал педагогических «инструментов» должны входить: сантиметровая ленточка, мяч средней величины, набивной мяч (медбол) весом 1 кг, теннисные


72 мячи, мячик для метаний (размерами с теннисный, но потяжелее – до 300 г), детские кистевые динамометры (ДРП-10 и ДРП-30) или другие аналогичные:
«пирамидка» (ось на подставке, на которой нанизаны 5 съемных шариков одинакового цвета и величины); секундомер или часы с секундной стрелкой; металлическая трубка (или деревянная гимнастическая палка) длиной 50-70 см и диаметром 2-3 см; гантели или грузики (мешочки с песком, дробью и т.д.) весом 300-500 г; резиновый жгут (веревка), мел, а также матрац
(гимнастический мат, туристский коврик и др.) для лежания.
Далее нужно провести следующее наблюдение: каким способом ребенок передвигается, какие странности при этом замечаются. Определить, равномерны его движения или неритмичны, плавны или угловаты, одинаковы с обеих сторон тела или несимметричны и т. д. Ненавязчиво и мягко сделать первую попытку установления непосредственного контакта с ребенком при помощи упражнения «Возьми мяч!». Для этого необходимо взять мяч средней величины, подбросить его несколько раз вверх, постучать им об пол, покатать и, когда ребенок весь сосредоточится на ваших действиях, протянуть ему этот мяч прямо в руки. Ребенок сразу же откликнется и возьмет его. Поскольку мяч достаточно большой, для его удерживания ребенок попробует раскрыть ладони и пошире расставить пальцы, обхватив мяч с боков. Это позиция для наблюдения особенностей положения ладоней и пальцев рук. Тревожными признаками здесь могут быть асимметричность (разница) в положении кистей, согнутость пальцев одной из рук, их излишнее напряжение.
Очень важным является то, какая из ладоней ребенка находится ниже.
Замечено, что если одна из рук слабее или более поражена, то естественным приемом удерживания предмета перед собой двумя руками является некоторое смещение книзу более сильной (сохранной) руки, которая стремится, как бы поддержать его снизу. Особенно наглядно такие позиции проявляются при захвате ребенком набивного мяча весом 1 кг.

73
Далее нужно расставить руки, развернуть ладони кверху и попросить ребенка дать мяч («Дай мне мяч!»). Передачи друг другу необходимо сделать несколько раз, чтобы убедиться, что предварительные наблюдения не случайны. Потом необходимо переходить к более сложной форме предметного взаимодействия – броскам мяча сначала с небольшого (около 1 м), а затем все более увеличивающегося расстояния (тест «Поймай и брось мяч!»). Те, на первый взгляд, незначительные тревожные признаки, которые можно было обнаружить у ребенка при выполнении первого теста, здесь должны проявиться сильнее. На более пораженной руке могут наблюдаться подрагивания (или плавные дополнительные движения) кистей, дрожание пальцев или некоторая вычурность их движений. Кисть и пальцы могут прийти в более согнутую, сжатую позицию. Патологический рисунок движений руками может проявиться на той же стороне, что и в первом тесте, и это уже должно склонять вас к мысли о наличии одностороннего поражения. В то же время такая же картина (но менее выраженная) может наблюдаться и на противоположной руке. Такой вариант может говорить о наличии поражения в обеих руках. А поскольку при церебральном параличе практически не встречается «чистого» поражения только рук, можно достаточно уверенно предполагать также поражение нижних конечностей, что в целом показывает картину тетрапареза (поражения четырех конечностей), самой распространенной формой которого является спастическая диплегия. Для более четких выводов необходимы дополнительные подтверждения наблюдений.