Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54 на степень физиологического становления и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом.
Проделанный анализ свидетельствовал о более выраженных благоприятныхформах функциональных характеристик детей, прошедших курс иппотерапии. Во время занятий поза всадника способствует снижению мышечного тонуса. Дополнительный расслабляющий эффект на мышцы нижних конечностей и ягодиц оказывает более высокая температура тела лошади и постоянные колебательные ритмичные движения животного. Кроме того, во время сеанса иппотерапии ребенок инстинктивно старается удержаться на лошади и сохранить равновесие. При этом повышаются силовые качества мышц конечностей и туловища, укрепляется мышечный корсет. Тренировка вестибулярного аппарата и контроль за сохранением вертикального положения тела на фоне увеличения амплитуды движения в голеностопном и коленном суставах являются основой для формирования правильного стереотипа самостоятельной ходьбы. Во время занятия в работу также включаются непораженные мышцы, что способствует формированию положительного динамического стереотипа, который ребенок-инвалид переносит из верховой езды в жизнь.
Таким образом, после реализации разработанной нами реабилитационной программы произошло значимое улучшение ряда показателей функционального состояния опорно-двигательной системы детей с
ДЦП, что способствовало повышению уровня их физического развития.

55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что церебральный паралич – это концепция, которая включает в себя множество видов двигательных расстройств. Церебральный паралич возникает из-за травмы головного мозга или расстройства, которое произошло во время развития плода или в раннем возрасте. В зависимости от места повреждения головного мозга проводится различие между спастической, атаксической и дискинезической формами церебрального паралича.
Одним из наиболее важных методов лечения церебрального паралича является физическая реабилитация, которая начинается в первые месяцы жизни ребенка сразу после постановки диагноза. В то же время, комплексы упражнений используются для двух важных целей – предотвращения мышечной слабости и атрофии из-за недостаточного использования. У детей с церебральным параличом спастичность препятствует растяжению мышц, что означает, что они растут недостаточно быстро. Программа физической реабилитации должна направлять усилия, чтобы избежать этого нежелательного осложнения путем растяжения спастических мышц.
Основными достоинствами иппотерапии являются:
– вовлечение в процесс абсолютно всех групп мышц;
– в процессе катания на лошади, дети стремятся удержать сбалансированность, провоцируя к действию здоровые и проблемные мышцы;
– ритмичные колебания спины лошади в течение передвижения передаются наезднику и повышают расслабленность спастичных мышц;
– тепловой эффект от спины лошади, оказывает содействие расслаблению мышц бедер и ягодиц;
– конная езда сокращает отклонения и численность гиперкинезов, способствует усовершенствованию координации движений;
– движение спины лошади проявляется в 3-х плоскостях – фронтальной, сагиттальной и горизонтальной, подобное движение спины лошади, идущей


56 шагом, сопоставимо с движением человека при ходьбе, благодаря этому у наездника наблюдается ощущение прямохождения;
– конная езда формирует характер и ощущение своего тела в пространстве; осуществляет воздействие на оба полушария головного мозга, поскольку наблюдается трехмерное перемещение лошади и наездника с неизменным скрещением средней части тела;
– ни один из спортивных снарядов не предоставляет такой мотивации, как лечебная верховая езда, она подавляет страх, у детей проявляется уверенность, самоутверждение, обучение воспринимается как развлечение, забава, удовольствие.
Целями иппотерапии при ДЦП служат:
– коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата; повышение физической активности в суставах верхних и нижних конечностей;
– нормализация мышечного тонуса и позотонических реакций;
– нормализация силы мышц; совершенствование мышечно-суставного ощущения и мышечно-сенсорной координации;
– развитие вестибулярных и антигравитационных реакций, сбалансированности и ориентирования в пространстве;
– формирование опороспособности нижних конечностей; становление манипулятивной функции рук;
– усовершенствование функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и иных систем организма; нормализация вегетативных функций; социальная и бытовая реабилитация.
Лечебная верховая езда безусловно оказывает немалое психофизическое влияние на организм детей, страдающих ДЦП.
Согласно уровню выраженности двигательных расстройств при ДЦП больные распределяются на три категории:

57
– к первой группе относятся дети с несущественно проявленными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся без помощи других и в отсутствии специализированных приспособлений;
– ко второй группе принадлежат дети с доминированием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся без помощи других при поддержке специализированных приспособлений;
– к третьей группе принадлежат дети, почти не умеющие передвигаться без помощи других.
В зависимости от серьезности двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий по иппотерапии. Для детей первой категории:
– ознакомление с лошадью;
– посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
– упражнения на стоящей и идущей лошади, внедрение составляющих манежной езды шагом;
– при легкой степени двигательных расстройств допустимо вовлечение в занятие наиболее стремительного аллюра движения лошади – рыси.
Для детей второй категории:
– ознакомление; посадка;
– упражнения на стоящей лошади;
– езда шагом, уроки на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла.
Для детей третьей категории: ознакомление; посадка; езда на лошади в отсутствии седла, с поддержкой специального седла при постоянной помощи методиста; упражнения на стоящей и идущей лошади отмечают четыре периода иппотерапии при ДЦП. На первом, адаптационном, периоде происходит ознакомление детей с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Протекает подготовка к заключению ведущих коррекционных задач. На втором периоде совершается составление


58 совместного активного базиса занятия.
У больного развивается сбалансированность и посадка, выполняются дыхательные упражнения. Третий период оздоровления содержит непосредственно реабилитационные мероприятия, целью мероприятий является снижение спастичности, возрастание силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, разработка двигательных способностей. На четвертом, завершающем, периоде оздоровительного курса происходит закрепление результатов. При составлении занятий иппотерапией применяются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, на животе; перемещения в суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с использованием средств управления лошадью; усвоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики; элементы подвижных игр – кольцеброс, метание мяча в цель. Реабилитация иппотерапией состоит из
10 занятий 1–2 раза в неделю. Длительность занятия от 15 до 45 минут в зависимости от степени двигательных нарушений, возраста, сложности упражнений.
Использованная нами методика позволяет проводить динамические наблюдения и коррекцию нарушений у детей с ДЦП с оценкой эффективности реализуемых коррекционных программ. С поддержкой предоставленной методики нами было выявлено собственно, что предложенные технологии реабилитации детей младшего школьного возраста с церебральным параличом оказались более эффективными, чем традиционные, что подтверждается динамикой функционального состояния опорно-двигательного аппарата и манипулятивной функции рук.
Данное утверждение было испытаносравнением результатов уровня развития физических возможностей в экспериментальной и контрольнойгруппахс целью проверки влияния иппотерапии на уровень физического развития и двигательной активности младших школьников с

59 детским церебральным параличом.При помощи использования U-критерия
Манна-Уитни, который зарекомендовал себя как надежный критерий оценки, было выявлено, что прииспользовании нашей методики уровень двигательных способностей экспериментальной группы повысился не случайно, а существует закономерность положительного эффекта от занятий иппотерапией.
Таким образом, можно сделать вывод, что иппотерапия действительно представляет собой эффективный компонент физической реабилитации детей младшего школьного возраста с ДЦП.


60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1
Антипова, Е.И. Реабилитация лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата на основе иппотерапии / Е.И. Антипова, Д.А.
Дубовская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. –
Вып. 11. – № 4. – С. 121-124.
2
Бикнелл, Д. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство) / Д. Бикнелл, Х.
Хелен, Д. Вебб; пер. с англ. – М.: дет.эколог. центр «Живая нить»; Мос. КСК инвалидов, 1999. – 56 с.
3
Болонов, Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно- развивающего обучения / Г.П. Болонов. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. - 120 с.
4
Детская неврология. Клинические рекомендации / под.ред. В. И.
Гузевой. – М.: Специальное издательство медицинских книг, 2017. – 240 с.
5
Дубровский, В.И. Лечебный массаж / В.И. Дубровский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Мартин», 2015. – 183 с.
6
Ефименко, Н.Н. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом / Н.Н. Ефименко, Б.В.
Сермеев – М., 2014. – 140 с.
7
Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: методическое пособие / сост. А.И.
Денисенков. – М., 2004. – 56 с.
8
Качесов, В.А. Основы интенсивной реабилитации – ДЦП / В.А.
Качесов. – СПб.: Элби-СПб, 2015. – 102 с.
9
Климова,
В.К.
Применение иппотерапевтических и иппопедагогических идей в физической реабилитации / В.К. Климова, А.В.
Посохов, Я.А. Стрелкова, М.В. Шимохина // Теория и практика физической культуры. – 2013. – Вып. 1. – № 1. – С. 9-11.

61 10
Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата / О.В. Козырева. – М.:
Просвещение, 2017. – 142 с.
11
Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: «Академия», 2001. –
124 с.
12
Лечение заболеваний нервной системы у детей / под ред. В. П.
Зыкова. – М., 2019. – 133 с.
13
Луценко, С.А. Коррекция двигательных способностей детей младшего школьного возраста со спастическойдиплегией с использованием метода иппотерапии / С.А. Луценко // Адаптивная физическая культура. –
2014. – Вып. № 4. – С. 25–28.
14
Мастюкова, ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / ЕМ. Мастюкова. – М., 2018. – 170 с.
15
Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика при ДЦП / И.В. Милюкова,
Т.А. Евдокимова. – СПб.: «Сова», 2015. – 221 с.
16
Мякишева, Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями
ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: автореф. дис. канд. пед.наук / Н.А.
Мякишева. – М., 2000. – 23 с.
17
Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / С.А. Немкова. – М.:
Союз педиатров России, 2019. – 110 с.
18
Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей
8-10 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 166 с.
19
Потапчук, А.А. Гимнастика и массаж при ДЦП / А.А. Потапчук –
СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2019. – 180 с.
20
Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А.
Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб., 2016. – 107 с.


62 21
Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е.В. Семёнова, Е.В. Клочкова, А.Е. Коршикова-
Морозова и др. – М.: Лепта Книга, 2018. – 210 с.
22
Семенова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К. А.
Семенова. – М.: Закон и порядок, 2017. – 190 с.
23
Топоркова, Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП / Н.А. Топоркова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – Вып. № 3. – С. 36–38.
24
Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2013. – 140 с.
25
Материалы конференции ДЦП и другие нарушения движения у детей.
– http://association-dcp.ru/wp-content/uploads/2017/11/sbornik-tezisov-
2017.pdf
26
Дети Индиго. НИИ Неврологии и Педиатрии. – http://deti- indigo74.ru/zabolevania/zab-dcp/?yclid=5529881477510865394 27
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. – https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_44.htm
28
Детский церебральный паралич: этиология, патогенез, морфология.
– https://optimusmedicus.com/pediatriya/etiologia_i_patogenez_dcp/
29
Здоровый образ жизни, альтернативная медицина, бады. – https://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html

63
ПРИЛОЖЕНИЕ А
План-конспект занятия по иппотерапии
Для учащегося – ДЦП спастическаядиплегия.
Тема: упражнения на лошади.
Задачи:
Обучать основным составляющими произвольного двигательного акта: произвольности направления, амплитуды, силы, скорости.
Улучшать координацию движений, равновесия, развивать подвижность.
Вырабатывать точные движения с использованием в процессе занятий элементов расслабления.
Место проведения: загородный лагерь «Звёздный».
Время проведения: 25 минут.
Вводно-подготовительная часть.
Езда на лошади без выполнения упражнений.
Основная часть.
Упражнения на идущей лошади:
Руки в стороны – вдох; вернуться в и.п. – выдох.
Сжать и разжать пальцы в кулак с одновременным тыльным и подошвенным сгибанием стоп.
Кисти к плечам, локти соединить перед грудью. Развести локти в стороны – вдох соединить перед грудью – выдох.
Вращательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.
Подъемы плеч поочередно и вместе.
Повороты корпуса за руками влево и вправо.
Повороты корпуса с крещенными за головой руками.
Наклоны туловища вперед с захватом и перебиранием поводьев или гривы лошади.

64
Укладки вдоль и поперек на лошади (как на спине, так и на животе).
Упражнения на стоячей лошади:
Руки за голову поднять туловище посмотреть на инструктора.
Поднять туловище, руки имитируют движение при плавании брасом.
Поочерёдное сгибание ног в коленном суставе. При невозможности самостоятельного выполнения, пассивно при помощи инструктора.
Поочерёдное поднимание прямых ног.
И.п.– лёжа на спине поднимание туловища. (4-8 раз)
Заключительная часть.
Езда на лошади без выполнения упражнений.
Следить за положением ученика на лошади: спина прямая, взгляд направлен вперёд, голова находится в фиксированном положении, не отклоняется вперёд, назад, в стороны.
Спина прямая.
Движения выполнять одновременно.
Назад не отклоняться.
Выполнять с постепенным увеличением амплитуды.
Таз остаётся в фиксированном положении.
Локти максимально разведены в стороны.
Выполнять с небольшим продвижением вперёд.
Следить за положением ученика на лошади (не допускать смещений)
Руки согнуты в локтях. При этом страховка осуществляется с двух сторон.
Удерживать положение 10 сек.
При сложностях упражнение выполняется при помощи инструктора.
Ноги не сгибать.
Выполняется в облегчённых условиях с помощью инструктора.
Смотреть на ушки.