Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15
– неконтролируемый;
– совершенно бессмысленный.
Все другие симптомы церебрального паралича являются поздними.
Рассмотрим наиболее характерные и распространенные симптомы церебрального паралича:
1 Скелетная деформация – характеризуется укорочением конечности на стороне поражения. Если вы оставите проблему без внимания, то будут развиваться сколиоз и скручивание таза.
2 Совместные контрактуры – Симптом характеризуется жесткостью и ограниченной амплитудой движения. В этой ситуации наблюдается неравномерное сжатие сустава из-за разницы в тонусе и силе различных мышц вокруг него.
3 Судороги – особый симптом, который проявляется в первые месяцы жизни или через некоторое время после развития церебрального паралича.
Часто трудно отличить судороги от патологической двигательной активности.
4 Нарушения глотания развиваются в результате неисправности и отсутствия надлежащего и комбинированного взаимодействия различных мышц, вовлеченных в этот процесс. Ребенок плохо сосет, у него проблемы с едой и питьем, он также не может контролировать слюноотделение.
Следовательно, следствием нарушения глотания у детей с церебральным параличом является непроизвольное слюноотделение.
5 Нарушение слуха проявляется в том, что ребенок не воспринимает большое количество окружающих звуков, что существенно влияет на задержку в развитии языковых навыков.
6 Нарушение языка – возникает из-за неспособности координировать точные и тонкие движения губ, языка и горла. Мышечный тонус нарушен, и дети не могут контролировать функцию губ, языка и горла. Поэтому они не могут воспроизводить нормальные шумы, что значительно усложняет речь.

16 7 Нарушение зрения проявляется в развитии косоглазия или близорукости.
8 Нарушения прорезывания зубов выражаются в предрасположенности к кариесу, патологии положения отдельных зубов, проблемах с чисткой и патологическом строении эмали.
9 Умственная отсталость может присутствовать не у всех детей с церебральным параличом. Инвалидность человека зависит от уровня интеллектуального развития. Чем больше умственные способности человека, страдающего церебральным параличом, тем ниже степень инвалидности.
10 Нарушение процессов мочеиспускания и дефекации из-за неконтролируемой работы различных мышц, вовлеченных в выполнение этих физиологических действий.
11 Нарушение движений и мышечного тонуса [7].
Все движения ребенка кажутся совершенно смущающими, обсуждаемыми, дергающимися и червообразными. Все движения медленные и кажутся червями. Кроме того, церебральный паралич проявляется следующими нарушениями мышечных движений у ребенка:
– судороги различной степени тяжести;
– мышцы очень напряжены или расслаблены;
– отсутствие рефлекса век в ответ на громкие шумы;
– старше 4 месяцев не обращает внимания на источник входящего звука;
– старше 4 месяцев не дотягивается до игрушек;
– старше 7 месяцев самостоятельно не сидит;
– в возрасте 1 года не произносит отдельных слов;
– явное использование в основном правой или левой руки до 12 лет;
– косоглазие;
– трудная ходьба, ступени обозначены с трудом, видна жесткость;
Во время ходьбы, ребенок стоит только на пальцах ног, а не на всей стопе [9].


17
Формы и виды ДЦП.
В настоящее время существует несколько классификаций церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в
Международной классификации болезней 10-го изменения (МКБ-10):
I
Спастическая форма церебрального паралича (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).
1Дискинетический церебральный паралич.
2Атаксический церебральный паралич.
3 Смешанные формы ДЦП.
4ДЦП неуточненный.
Диагностика детского церебрального паралича не представляет особенных трудностей, поскольку имеются характерные отличительные признаки, связанные с двигательными нарушениями непрогрессирующего характера. Подтверждение диагноза «детский церебральный паралич» проводится при помощи неврологического обследования, а также магнитно- резонансной томографии головного мозга. Магнитно-резонансная томография способна выявить и визуализировать атрофию коры и подкорки головного мозга, порозность и сниженную плотного белого вещества [2].
Этиология детского церебрального паралича.
Детский церебральный паралич – собирательный термин, который объединяет группу хронических не прогрессирующих синдромов, возникающих вследствие повреждения мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем неонатальном периодах.
ДЦП характеризуется стойкими выраженными двигательными, речевыми, поведенческими расстройствами, задержкой умственного развития, формированием патологического постурального стереотипа.
Классификация. В нашей стране часто используется классификация по
К.А. Семеновой, согласно которой выделяют: спастическую диплегию,

18 двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму, атонически-астатическую форму, гемиплегическую форму.
Согласно МКБ-10 выделяют семь групп ДЦП (G80) в зависимости от локализации пораженных структур (исключена наследственная спастическая параплегия G11.4):
G80.0
Спастический церебральный паралич.
Врожденный спастический паралич (церебральный).
G80.1
Спастическая диплегия (болезнь Литтла).
G80.2
Детская гемиплегия.
G80.3
Дискинегический церебральный паралич.
Атетоидный церебральный паралич.
G80.4
Атаксический церебральный паралич
G80.8
Другой вид детского церебрального паралича.
Смешанные синдромы церебрального паралича.
G80.9
Детский церебральный паралич неуточненный.
Клиническая характеристика отдельных форм ДЦП. Спастическая двойная гемиплегия (тетраплегия) – одна из наиболее тяжелых форм ДЦП, встречается в 2% случаев. Клинически характеризуется спастическим тетрапарезом. Вследствие гипертонического синдрома возникают контрактуры суставов, костные деформации туловища и конечностей. В половине случаев данное заболевание сопровождается генерализованными и парциальными эпилептическими пароксизмами. Данная форма является прогностически неблагоприятной.
Спастическая диплегия (МКБ-10:G80.1, болезнь Литтла): самая часто встречающаяся форма ДЦП (60% случаев), развивается, как правило, вследствие внутрижелудочковых кровоизлияний. У детей с данной формой
ДЦП формируется патологический двигательный стереотип. Отмечается ударная постановка стопы на опору, нарушается амортизационная функция ходьбы, то есть отсутствует небольшое сгибание ног в коленном суставе в фазу


19 срединной опоры. Данная форма благоприятна в отношении преодолевания психических и речевых нарушений.
Детская гемиплегия
(МКБ-10:G80.2, гемиплегическая форма) характеризуется односторонним поражением конечностей. Данная форма сопровождается расстройствами речевых функцийпо типу псевдобульбарной дизартрии, возможны психические нарушения, возникновение эпилептических пароксизмов.
Дискинетический церебральный паралич
(МКБ-10
G80.3, гиперкинетическая, или дискинетическая форма) формируется, как правило, после перенесенной так называемой «ядерной желтухи». Сопровождается расстройствами статодинамических функций вследствие хореического, атетоидного, торсионного гиперкинезов, нарушением речи, задержкой психического развития, снижением слуха, нарушением функций вегетативной нервной системы. Интеллект в большинстве случаев не страдает, это обусловливает благоприятный прогноз в отношении социальной адаптации и обучения.
Атаксический церебральный паралич (МКБ-10:G80.4, атаксическая форма) характеризуется мышечной гипотонией, атаксией, различными симптомами мозжечковой асинергии, интенционным тремором, дизартрией.
Детский церебральный паралич – это ряд клинических синдромов, преимущественно со стороны двигательной сферы, которые возникают вследствие поражения головного мозга до родов (антенатально), во время родов
(интранатально) или на первом месяце жизни (постнатально). Из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает пренатально, 60 – интранатально,
10 – постнатально.
В предродовой фазе основными причинами заболевания являются:
–токсикоз во время беременности,
– иммунологическая непереносимость
– несовместимость крови матери и плода, психологическая травма,

20
– механическая травма живота,
– острые и хронические инфекции,
Патогенез ДЦП. Основную роль в патогенезе патологии нервной системы, развивающейся в анти-, интра- и, частично, постнатальном периоде, играют гипоксия, ацидоз, гипогликемия и другие метаболические изменения.
Продукты с нарушенным обменом веществ могут напрямую воздействовать на мозг или приводить к отекам и вторичным изменениям кровообращения.
Осложненные двигательные расстройства у детей с церебральным параличом возникают после освобождения структур туловища от подчиненных влияний полушарий головного мозга и мозжечка, с задержкой их развития и влиянием тех или иных патологических процессов (воспаление, гипоксия, травма и т. д.). Следствием увеличения патологической активности структур туловища является активность невосстановленных тонических рефлексов
(шейный, лабиринтный, хватательный и т. д.) И нарушения тонуса, характерного для всех форм заболевания и определяющих их нозологическая единица.
Клиника церебрального паралича включает изменения в органах движения (спастический парез или паралич различной локализации). Эти изменения являются основным клиническим проявлением церебрального паралича. Однако клиника церебрального паралича выходит за рамки двигательной сферы. Часто обнаруживаются изменения в высших функциях коры (снижение интеллекта, нарушение речи и т. д.) И органов чувств
(нарушение зрения и слуха). Нередко возникают различные экстрапирамидные нарушения в виде нарушения координации движений, изменения мышечного тонуса, наличия гиперкинеза. Многие пациенты испытывают эпилептические припадки [19].
В подавляющем большинстве случаев заболевание начинается внутриутробно. Установить его начало, т. е. Продолжительность одного или нескольких вредных факторов в этот период, сложно или даже невозможно.


21
Поэтому клиника церебрального паралича в первые недели жизни ребенка рассматривается не как начальная, а как ранняя стадия заболевания. Обычно диагностируется как перинатальная энцефалопатия.
Хроническая остаточная фаза начинается через 5-6 месяцев. Это может занять до 3-4 лет. Предполагаются первые симптомы, за которыми следует постоянная мышечная гипертензия, которая развивается вместо гипотонии
(если у ребенка гипертонус в первые несколько недель жизни, его рост активен).
Появление патологических состояний в конечностях, функциональных контрактур, затрудняющих выполнение не только активных, но и пассивных движений.
Гипертонус в конечностях тесно связан с доминирующими симметричными или лабиринтными шейными рефлексами, которые не снижались с течением времени. У больного ребенка в определенной степени могут развиться врожденные моторные рефлексы, особенно поддерживающий, хватательный, оральный. Это создает неправильную нагрузку на всю ногу, нарушение развития речи и задержки интеллектуального развития. На этой стадии часто впервые возникает судорожный полиморфный синдром.
Церебральный паралич возникает в результате недостаточного развития или повреждения головного мозга в раннем онтогенезе. Кроме того, больше всего страдают «молодые» части мозга, полушария мозга, которые регулируют движение, речь и другие корковые функции. Церебральный паралич проявляется в различных двигательных, психических и речевых расстройствах.
Клиническая картина церебрального паралича вызвана двигательными расстройствами, которые часто связаны с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух, глубокая чувствительность), судорогами. Церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием. Как правило, состояние ребенка улучшается с возрастом и под влиянием лечения.

22
Серьезность двигательного нарушения варьируется в широких пределах, причем максимальное двигательное нарушение находится на одном полюсе, а минимальное – на другом. Психические и речевые расстройства, а также движения имеют различную степень выраженности, и можно наблюдать целый ряд различных комбинаций. Например, при серьезном двигательном нарушении психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и, наоборот, при умеренном двигательном нарушении могут наблюдаться грубое психическое расстройство и речь.
Нарушения движения у детей с церебральным параличом различаются по степени выраженности. В тяжелых случаях ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулирования (он не может справиться с этим). С умеренной степенью нарушения подвижности дети учатся ходить, но они двигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костыли, канадские палки и т. д.).
С небольшой степенью моторного повреждения дети могут гулять в самостоятельно безопасно как в помещении, так и на улице. Они полностью обслуживают себя, имеют достаточно развитую манипулятивную деятельность.
Однако пациенты могут испытывать ненормальные позы и позы, нарушающие походку, а также недостаточно координированные и медленные движения.
Мышечная сила снижена, есть недостатки мелкой моторики [15].
Особенностью формирования моторных и психических функций при
ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе представляют собой


23 своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций и личности ребенка. При ДЦП имеют место недостатки зрения и слуха, эмоционально-волевой сферы, поведения, умственной деятельности, речи, связанные с ранним органическим поражением головного мозга и определяющие сложную структуру нарушенного психического развития [19].
Известно также, что дети с церебральным параличом, воспитывающиеся многие годы в специальных лечебно-коррекционных и образовательных учреждениях (в специальных детских садах, специальных школах-интернатах, санаториях и т.п.), имеют своеобразные эмоционально-личностные особенности депривационного генеза. Эти нарушения рассматриваются как вторичные, осложняющие первичный дефект.
При ДЦП можно говорить об особом виде психическогодизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП.
Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
1.3 Методикифизической реабилитации детей с ДЦП
При диагнозе ДЦП погибшие клетки головного мозга не восстанавливаются, но их задачи можно перенести на иные отделы, чему и помогает специальная программа реабилитации, подразумевающая физическую и социальную адаптацию ребенка. Она нацелена на улучшение:
– общего состояния пациента;
– двигательной активности;

24
– психоэмоционального фона.
Реабилитация детей с ДЦП проводится в специальных центрах неврологии и ортопедии, санаториях, где есть необходимое техническое оснащение и с малышами занимаются психологи, ортопеды, физиотерапевты, прошедшие обучение определенным методикам. Все реабилитационные процедуры проводятся непрерывно, обязательно под контролем специалистов.
Большинство специалистов единогласно утверждают, что работать с малышом, у которого имеется ДЦП, следует уже с первых месяцев жизни – это сделает лечение максимально результативным. Только не все методики подходят грудничкам, поэтому зачастую физическая реабилитация при ДЦП начинается по достижению ребенком годовалого возраста. Со слов некоторых же физиотерапевтов, точного ответа на вопрос «когда?» не существует – с некоторыми детьми нужно длительное наблюдение для выяснения точного характера двигательных нарушений, чтобы лечение не нанесло вреда.
Во всех сферах жизни ребенку не обойтись без специальных приспособлений, которые помогают совершать привычные действия: мыться, передвигаться, стоять, сидеть. Они подбираются согласно степени инвалидности пациента и делятся на 3 группы:
Обеспечивают мобильность: инвалидные кресла (если ребенок не способен к самостоятельной ходьбе), вертикализаторы (помогает удерживать вертикальное положение), параподиум (динамический вертикализатор), ходунки (для детей, не сохраняющих равновесие).
Призваны стимулировать развитие: специальные стулья, столы, велосипеды, ортезы (аппарат для коррекции положения суставов), ортопедическая обувь, тренажеры, шведские стенки [12].
Программа восстановительных методик для детей с ДЦП всегда составляется индивидуально, с учетом возраста маленького пациента, наличия или отсутствия иных заболеваний, особенно патологий ЦНС (центральной нервной системы), опорно-двигательного аппарата. Для максимального