Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 результата следует использовать несколько методов, поскольку универсального и идеального не существует. Преимущественно реабилитационные центры для детей с ДЦП предлагают:
– аквареабилитацию;
– бальнеотерапию;
– бобат-терапию;
– войта-терапию;
– дельфинотерапию;
– динамическую проприоцептивную коррекцию;
– иппотерапию;
– метод Козявкина;
– методику Монтессори.
Дополнительно ребенку с ДЦП может назначаться санаторно-курортное лечение, где к части перечисленных методик добавляются физиопроцедуры
(зачастую это электрофорез), занятия с логопедом, грязелечение, кинезиотейпинг, массаж. Данные способы снижают гипертонус мышц, положительно воздействуют на ЦНС. Детям дошкольного и школьного возраста, если ДЦП не в тяжелой форме, рекомендуют и занятия на батуте, беговой дорожке, специальных велосипедах перед зеркалом, чтобы стимулировать формирование правильного навыка работы нижних конечностей
[13].
Иппотерапия. Разновидность реабилитации, заключающаяся в общении с лошадьми, помогает воздействовать одновременно на костно-мышечную систему и психику ребенка. В официальной медицине такая методика именуется «лечебной верховой ездой», но одобряется не всеми врачами, хотя по эффективности она превосходит большинство способов укрепления организма. К преимуществам иппотерапии специалисты относят следующие моменты:

26
При занятиях верховой ездой (любой степени нагрузки, не только профессионально) у наездника задействуется большое количество мышц, которые в повседневной жизни (особенно у лица, страдающего ДЦП) не активны.
При контакте с лошадью наездник получает около 100 колебательных импульсов, которые стимулируют развитие мышечных рефлексов, формируют точные движения, оказывают массаж на область таза и ног. Преодолевается вынужденная гиподинамия.
Эффект массажа усиливается посредством теплового воздействия на нижнюю часть корпуса, поскольку температура животного составляет 38 градусов.
Лошади имеют сильное биополе, поэтому оказывают положительное влияние на психологический фон всадника, что помогает бороться с неуверенностью, стеснительностью.
Самым маленьким пациентам с ДЦП (первые месяцы жизни) назначают просто теплые минеральные ванны длительностью до 10-ти минут. В них проводят пассивные упражнения и активные на спине и животе, ликвидируют шейный тонический рефлекс. Детям школьного возраста можно принимать хлоридные, сероводородные, радоновые ванны. Желательно их сочетать с аппаратными процедурами.
Рассмотренные методы для большей эффективности можно сочетать между собой, учитываю индивидуальные особенности и предрасположенности ребенка [14].
Адаптивная физическая реабилитация детей с ДЦП. Одним из важных средств реабилитации детей, страдающих церебральным параличом, является адаптивная физическая культура (АФК).
Задачами АФК при ДЦП являются развитие способности произвольно замедлять движения, снижать мышечную гипертонус, улучшать координацию движений, увеличивать амплитуду движений в суставах [4].


27
Упражнения для церебрального паралича:
– оказывают лечебное и восстанавливающее действие на тело;
– улучшить обменные процессы и кровообращение;
– предотвратить появление спаек между окружающими тканями;
– укрепить ослабленные мышцы, восстановить мотор координация, борьба с искривлением позвоночника.
Обязательными и общими принципами для всех методов АФК являются:
– систематическое, регулярное и постоянное использование адаптивного физического воспитания;
– строго индивидуальный подход в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом и развитием ребенка;
– постепенное увеличение силы физической активности.
На уроках АФК физические упражнения используются для расслабления спастических мышц, повышения подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, координации движений, баланса с применением прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, коррекции неправильных осанок и деформаций, а также улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата и сердечно- сосудистой системы тракта.
Расслабляющие упражнения очень важны. Эти упражнения помогают снизить мышечное напряжение, что, в свою очередь, приводит к ослаблению импульсов, которые проходят от мышцы к коре головного мозга. Из-за ослабления процессов возбуждения тонус соответствующих мышц значительно снижается [20].
Кроме того, при занятиях с детьми с церебральным параличом необходимо включать упражнения для координации движений, поддержания равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в разных положениях – стоя, сидя, лежа.

28
Развитие координации облегчается упражнениями, в которых задействованы руки и ноги.
Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.
Кроме того, различные занятия танцами, упражнения на равновесие
(например, хождение по линии, нарисованной на полу, хождение по гимнастической скамье, хождение между мячами и клюшками и т. Д.) Могут быть включены в занятия АФК, различные эстафеты с мячами, кубиками.
Можно выполнять упражнения с элементами баскетбола (например, бросать мяч в корзину).
При гиперкинетической форме церебрального паралича физическая культура стремится нормализовать позы и движения, улучшить координацию движений, подавить гиперкинез и научить повседневным навыкам.
Упражнения с предметами, корректирующие упражнения, а также упражнения, которые учат правильному дыханию, очень популярны.
В случае атонически-астатической формы церебрального паралича рекомендуется выполнять упражнения, улучшающие координацию, развивать способность поддерживать равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мышц лица.
В случае двойной гемиплегии особое внимание следует уделять упражнениям, во время которых работает кисть – это упражнения на растяжение кисти, захват мелких предметов и упражнения с отведением нижних конечностей.
Кроме того, для выполнения этих упражнений создаются более четкие условия.
При спастической диплегии широко используются упражнения на координацию и равновесие, расслабление и лечение осанки. Тренировка ходьбы одинаково важна.


29
Следует учитывать, что дети с церебральным параличом устают гораздо быстрее, поэтому очень важно включать в класс упражнения на расслабление, чтобы при необходимости отдохнуть. Также рекомендуется дополнять упражнения дыхательными упражнениями, а упражнения и игры, если это возможно, сопровождают музыку.
При гиперкинетической форме церебрального паралича необходимы некоторые ограничения: ограничение тренировок на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому рекомендуется соблюдать осторожность [15].
Выводы по разделу один
Следовательно, ДЦП – это полиэтиологическое заболевание головного мозга, возникающее под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.
Кроме этого при детском церебральном параличе наблюдается выраженный синдром зависимости тонуса мышц от активности своевременно непрошедших тонических рефлексов периода новорожденности. Тетрапарез характеризуется парезом мышц рук и ног в связи с нейроинфекцией и в значительно меньшей степени парезом мышц нижних конечностей.
Движения в верхних конечностях, хотя и дефектные, позволяют пациенту писать, обслуживать себя, но пациенты не ходят или пользуются той или иной поддержкой. Существенное значение имеет нарастающая патологическая активность функций стволовых структур, не регрессирующая, как у здоровых детей, а медленно прогрессирующая с годами активность патологических (в возрастном аспекте) тонических рефлексов. Именно это

30 обстоятельство обусловливает многие сложные механизмы патогенеза двигательных нарушений, характерных для детского церебрального паралича.
Проявления ДЦП разнообразны – это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период.
Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.
Реабилитация же при ДЦП держится на двух главных принципах – комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.


31
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследовательская часть работы выполнена на базе Отделения медицинской реабилитации №2, расположенного по адресу 456670, г. Челябинск, Красноармейский район, пос. Мирный, ул. Октябрьская д. 19.
В состав экспериментальной группы вошло восемь человек из них четыре девочки и четыре мальчика. Возрастная группа два мальчика 2013 г.р., два мальчика 2012 г.р., три девочки 2012 г.р., и одна девочка 2013 г.р.
В состав контрольной группы вошло также восемь человек из них пять девочек и три мальчика. Возрастная группа два мальчика 2013 г.р., один мальчик 2014 г.р., одна девочка 2011 г.р.,две девочки 2013 г.р., две девочки
2012 г.р.. Дети контрольной группы проходили штатную реабилитацию в больнице, к ним не применялась методика иппотерапии.
На основе полученных данных при изучении медицинской документации была составлена таблица 1 и 2.
Таблица 1 – Характеристика состава экспериментальной группы
ФИО
Возраст, лет
Диагноз
Дмитрий Б.
6
ДЦП. Нижний парапарез
Александр А.
7
ДЦП правосторонний гемипарез, контрактура голеностопного сустава
Алексей Г.
6
ДЦП. Нижний парапарез
Михаил С.
8
ДЦП. Спастическая диплегия
Надежда Г.
7
ДЦП. Спастическийквадрипарез с преимущественным поражением нижней конечности
Светлана С.
8
Атонически-астатическая форма ДЦП
Лена А.
6
ДЦП. Левосторонний гемипарез
Вера А.
8
ДЦП
Таблица 2 – Характеристика состава контрольной группы

32
ФИО
Возраст, лет
Диагноз
Алексей П.
6
ДЦП.
Татьяна Р.
7
ДЦП. Нижний парапарез
Виктория В.
8
ДЦП. Нижний парапарез
Андрей К.
7
ДЦП. Спастическая диплегия
Арсений Д.
7
ДЦП. Спастический квадрипарез
Виктория О.
6
ДЦП.
Анастасия Х.
8
ДЦП. Спастическая диплегия
Лилия Ф.
9
ДЦП. Спастическая диплегия
Как видно из таблицы, в экспериментальную группу вошли дети с различными формами ДЦП (парапарез нижний (2), гемипарез (2), спастическая диплегия (1), атонически-астатическая форма (1)). Вконтрольную вошли дети с также с различными формами ДЦП (парапарез нижний (2), спастическая диплегия (3), спастический квадрипарез (1)).
Кроме перечисленных выше нарушений у обследуемых детей отмечались расстройства нервной системы – энурез, расстройство речи – дизартрия.
На первом этапе (июнь 2019 г. - июль 2019 г.) проведен анализ научной литературы по теме работы; определены цели, задачи и методы исследования.
На втором этапе (октябрь 2019 - март 2020 г.) сформированы группы, проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе (апрель 2020 г.) выполнена обработка результатов исследования, осуществлено оформление квалификационного сочинения.
Кроме того, проведен комплекс упражнений с детьми. Занятия проводились индивидуально под контролем сотрудников реабилитационного учреждения, по два раза в неделю со всей группой.
Перечень необходимого оборудования.
Для занятий по лечебной верховой езде необходимо наличие:
1 Лошади подбираются с крепкой нервной системой, коренастые, с длинной и широкой спиной для крупных и высоких пациентов, а также, чтобы


33 удобно было выполнять различные упражнения. Кроме того, должна быть и лошадь с более изящной конституцией – для детей с сильной спастикой.
2 Место для занятий:
– летом – огороженная площадка с мягким или травянистым грунтом,
– зимой (только для индивидуальных занятий) – крытый манеж;
3 Обычное и специальное конское снаряжение и оборудование: используются обычные строевые, спортивные и вольтижировочные седла.
Обязательна специальная подпруга с ручками – гурта. Желательно иметь и специальные седла, конфигурацию и площадь которых можно менять с помощью особых приспособлений в зависимости от физических недостатков пациента. Необходимо иметь различные страховочные приспособления, а также используется дополнительный инструментарий: игрушки, мячи, обручи, корзины и т.п.
1
Экипировка для занимающихся: верхняя одежда должна соответствовать времени года и погоде, не должна стеснять движений. У подготовленных всадников должна быть специальная экипировка для занятий.
2.2Методики исследования
В нашей работе для определения уровня физического развития детей с
ДЦП мы использовали серию тестов на определение физического развития детей с ДЦП младшего школьного возраста.
1 Тест на способность удерживать равновесие и статодинамическую устойчивость. Считаем до 10 счетов и обучающийся едет, не держась руками за уздечку с ровной спиной. В конце ставим баллы. 3 балла – спина прямая проехал до конца счета; 2 балла – нарушение координации и счет до 7-8;
1 балл – нарушение координации и счет до 5 и меньше.
2 Тест на формирование осанки. Сидя на лошади боком обучающийся выпрямляет спину сам без поддержки инструктора и выдерживает это положение до 10 счетов. 3 балла – спина прямая, голова продолжение

34 туловища, плечи на одном уровне, удерживает положение, счет до 10; 2 балла – счет до 6-8, спина прямая, голова продолжение туловища, плечи на одном уровне, удерживает положение; 1 балл – выполнение отдельных элементов и счет меньше 6.
3 Тест на ориентировку в пространстве. По команде «Лошадь» – ложимся на живот, «Хвост» – ложимся на спину, «Потолок» – садимся. 3 балла
– все три команды выполнены в данном положении без ошибок; 2 балла – две команды без ошибок; 1 балл – одна команда без ошибок.
4 Тест на стимуляцию выпрямления туловища и головы. Проехать расстояние от инструктора до родителя в положении. 3 балла – обучающийся доехал назначенное расстояние с прямой спиной, голова продолжение туловища; 2 балла – нарушения координации в выполнении, но после повторного показа без ошибок; 1 балл – нарушения координации в выполнении, и после повтора проехал половину расстояния.
5 Тест на координацию. Обучающийся начинает маховое движение правой рукой вперед и так же подключает левую руку. 3 балла – одновременное правильное выполнение; 2 балла – нарушения координации в выполнении, но после повторного показа правильно; 1 балл – выполнение отдельных элементов.
6 Тест на разработку тазобедренного сустава. Измеряем угол тазобедренного сустава до начала прохождения иппотерапии и после окончания программы занятий иппотерапии в положении сидя на лошади верхом. Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика включает в себя выполнение требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д.
Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков обучающегося.