Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой – испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить свою самооценку. В занятиях принимают участие коневод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности.
Выводы по разделу два
Рассмотренный метод реабилитации иппотерапии– это надежное средство физической, психологической и социальной реабилитации детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Иппотерапия – это один из методов лечения детского церебрального паралича. Лечебный эффект достигается за счет циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также за счет вибрации, передаваемыхот спины лошади при ее движении к позвоночнику, суставам и окружающим их тканям наездника.
К сожалению, приобретение новых двигательных умений и навыков у детей с ДЦП происходит очень медленно, особенно при тяжелой степени заболевания. Для достижения результата важна слаженная работа специалистов разного профиля и самого ребенка. Для того, чтобы у ребенка не пропадало желание заниматься, необходима постоянная «ситуация успеха». А для этого нужно правильно и последовательно ставить и решать реабилитационные задачи, чтобы стимулировать ребенка на выполнение упражнений.
Для оценки двигательных функций детей с ДЦП в настоящее время существуют различные шкалы оценок. Шкала оценки больших моторных функций GMFCS, разработанная в Канаде и используемая во всем мире, программа MOVE, разработанная в США и другие. Объективное тестирование ребенка с ДЦП, особенно тяжелой степени, – сложная, но необходимая задача, которая поможет специалистам, работающим с детьми инвалидами, четко понимать особенности их двигательной деятельности. В нашем исследовании

44 мы использовали тесты, применяемые в Отделения медицинской реабилитации
№2 – это комплексные тесты, составленные из методик различных авторов.
Были созданы экспериментальная и контрольная группы детей младшего школьного возраста с различными заболеваниями ДЦП.
Большое количество исследований посвящено терапевтическому влиянию занятий иппотерапией при детских церебральных параличах. Научные исследования показали, что даже 8 минутная верховая езда уменьшает асимметрию мышц у больных ДЦП. Кроме того, отмечается улучшения психических и социальных функций, у данной категории больных.
Процесс обследования индивидуален, его целью является создание общего плана терапии для каждого ребенка и повышение эффективности терапии. Кроме того, ритмичные движения лошади и тепло ее тела помогают обучающемуся расслабиться и снижают тревогу. Физическая работа и концентрация психических сил несут в себе радостные чувства, которые необходимы ребенку с ситуационно-обусловленной депрессией. В играх, или при упражнениях, типа вольтижировки, обучающийся часто взаимодействует с партнером, что усиливает способность сотрудничать и чувствовать других людей.


45
ГЛАВА 3 ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1Результаты исследования влияния комплекса физической реабилитации с использованием метода иппотерапии у детеймладшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Иппотерапия – метод реабилитации и оздоровления человека, имеющего ограниченные возможности, с использованием в лечебных целях верховой езды на лошадях, является уникальным по эффективности методом [1].
Верховая езда оказывает уникальное биомеханическое воздействие на организм человека. Например, передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время движения всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у больного человека в работу включаются те мышцы, которые хотя и не поражены, но обычно находятся в бездействии.
Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений.
Иппотерапия – отличный способ для снятия стресса. У ребенка, как правило, находящегося в замкнутом пространстве, возникает ни с чем несравнимая радость от общения с большим и умным животным [6].
Кроме того, непосредственный контакт с животным оказывает положительный эффект на эмоциональное состояние занимающегося, так как лошади, обладая очень мощным биополем, «подпитывают» положительной

46 энергетикой всадника, которая позволяет создавать биологический симбиоз, или единое целое «человек-животное» [3].
Однако, несмотря на очевидную эффективность использования верховой езды, литературные сведения, посвященные данному вопросу, весьма немногочисленны.
Для решения данного противоречия было проведено исследование, цель которого состояла в совершенствовании процесса физической реабилитации детей 6-9 лет с ДЦП на основе использования занятий иппотерапией.
Предполагалось, что включение в процесс физической реабилитации детей 6-9 лет с ДЦП занятий иппотерапией, позволит повысить уровень развития их двигательных способностей, а также окажет положительный эффект на их активность в других видах деятельности, не связанных сверховой ездой.
Главная задача исследования заключалась в подборе доступных упражнений для занятий иппотерапией и экспериментальной проверки эффективности подобных занятий в процессе физической реабилитации детей
6-9 лет с ДЦП.
Результаты тестирования двигательных способностей детей до применения методики экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах5 и 6.
Результаты тестирования исходного уровня развития двигательных способностей детей свидетельствуют о том, что большинство показателей находится на низком уровне.
В
Тесте
№1 на способность удерживать равновесие и статодинамическую устойчивость, у всей экспериментальной группы было определено нарушение координации, в контрольной же один ребенок справился с тестом без постоянной поддержи инструктора.
В Тест №2 на формирование осанки. 4 ребенка экспериментальной группы выпрямляли спину без поддержки инструктора и выдерживали это


47 положение до счета до 6-8, остальные выполнили только отдельные элементы упражнения и показали счет меньше 6.
В Тесте №3 на ориентировку в пространстве. В основном группы выполняли по два упражнения без ошибок.
В
Тесте
№4 на стимуляцию выпрямления туловища и головынаблюдались в экспериментальной группе нарушения координации в выполнении, но после повторного показа чаще всего выполнялось упражнение без ошибок. В контрольной группе показатели оказались лучше: 7 детей смогли выполнить тест без ошибок.
В Тесте №5 на координацию. Наблюдались нарушения координации в выполнении упражнения в обеих группах.
Таблица 5 – Результаты предварительного тестирования двигательных способностей детей экспериментальной группы
Имя
Возраст
(лет)
Результаты тестов, сумма баллов
Дмитрий Б.
6 8
Александр А.
7 9
Алексей Г.
6 8
Михаил С.
8 10
Надежда Г.
7 7
Светлана С.
8 9
Лена А.
6 11
Вера А.
8 12
Таблица 6 – Результаты предварительного тестирования двигательных способностей детей контрольной группы
Имя
Возраст
(лет)
Результаты тестов, сумма баллов
Алексей П.
6 9
Татьяна Р.
7 10
Виктория В.
8 9
Андрей К.
7 10
Арсений Д.
7 8
Виктория О.
6 9
Анастасия Х.
8 11
Лилия Ф.
9 12

48
Результаты тестирования экспериментальной группы после окончания проводимой терапии свидетельствуют о положительных сдвигах в уровне тестируемых способностей у детей. Данные результаты представлены в таблице7.
Так, в тесте № 1 результаты оказались следующие: в группе: 7 детей из
8, хотя и незначительно, но улучшили показатели данного теста, а именно: только один ребенок «остался» на прежнем уровне (1 балл); 7 чел. выполнили задание на 2 балла.
В тесте № 2 дети продемонстрировали повышение результатов, в группе в среднем улучшение произошло в части увеличения счета без поддержки инструктора более 10.
В тесте № 3 и № 4 упражнения выполнялись без ошибок.
В тесте №5 на координацию. Все также наблюдались нарушения координации в выполнении упражнения, но произошли улучшения за счет многократного повторения упражнения, мышечная память позволила держать положение тела более стабильно.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтвердили наше предположение о том, что включение в процесс физической реабилитации детей младшего школьного возраста с ДЦП занятий иппотерапией, способствует повышению уровня развития их двигательных способностей, а именно: в экспериментальной группе – 7 детей (из 8) показали улучшения в выполнении упражнений.
Таблица 7 – Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей экспериментальной группы
Имя
Возраст, лет
Результаты тестов, сумма баллов
Разница
Группа до проведения занятий
Группа после проведения занятий
Дмитрий Б.
6 8
11 3
Александр А.
7 9
11 2
Алексей Г.
6 8
12 4


49
Окончание таблицы 7
Михаил С.
8 10 13 3
Надежда Г.
7 7
11 4
Светлана С.
8 9
12 3
Лена А.
6 11 12 1
Вера А.
8 12 14 2
Итого:
74
96
22
Для определения эффективности методики указанные тесты были проведены и на контрольной группе в тот же отрезок времени. Результаты теста представлены в таблице 8,по которым можно судить о незначительном изменении уровня развития их двигательных способностей у детей контрольной группы в сравнении с экспериментальной. Во всех тестах дети показали схожие результаты с первоначальным тестированием.
Таблица 8 – Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей контрольной группы
Имя
Возраст, лет
Результаты тестов, сумма баллов
Разница
Группа до проведения занятий
Группа после проведения занятий
Алексей П.
6 9
9 0
Татьяна Р.
7 10 10 0
Виктория В.
8 9
9 0
Андрей К.
7 10 10 0
Арсений Д.
7 8
9 1
Виктория О.
6 9
10 1
Анастасия Х.
8 11 11 0
Лилия Ф.
9 12 12 0
Итого:
78
80
2
Для наглядности представим результаты исследований в виде диаграмм, представленных на рисунках 1 и 2.

50
Рисунок 1 – Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей экспериментальной группы
Рисунок 2 – Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей контрольной группы
9 8
9 8
10 7
9 11 11 11 11 12 13 11 12 12 0
2 4
6 8
10 12 14
До занятий
После занятий
9 10 9
10 8
9 11 12 9
10 9
10 9
10 11 12 0
2 4
6 8
10 12 14
До занятий
После занятий

51
Проанализировав таблицы, можно сделать следующий вывод.По большинству показателей положительная динамикастановится более выраженной в экспериментальной группе после проведения занятий иппотерапии по предложенной методике. В контрольной же группе показатели остались на прежнем уровне, за исключением двух детей с незначительным ростом показателей теста. Следует также отметить, что в контрольной группе изначальный уровень двигательных способностей был выше, и свободы для улучшения показателей было меньше.
3.2Оценки различий результатов комплекса физической реабилитации с использованием занятий иппотерапии детей младшего школьного возраста с
ДЦП
Для сопоставления результатов уровня развития физических возможностей в исследуемых группах с целью проверки влияния иппотерапии в комплексной физической реабилитации на уровень физического развития и двигательной активности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, мы использовали U-критерий Манна-Уитни. В данной работе мы не проверяли данные на нормальность распределения, поэтому мы использовали непараметрический статистический U-критерий
Манна-Уитни, предназначенный для выявления различий показателей в двух несвязных выборках. Баллы возьмем из таблиц 7 и 8, отображающих динамику изменений двигательных способностей «до» и «после» эксперимента групп.
Таблица 9 – Определение рангов для расчетаU-критерия Манна-Уитни при сопоставлении результатов уровня развития физических возможностей в исследуемых группах
Имя
Баллы
Ранги
Экспериментальная группа
Дмитрий Б.
3 13
Александр А.
2 10,5
Алексей Г.
4 15,5


52
Окончание таблицы 9
Михаил С.
3 13
Надежда Г.
4 15,5
Светлана С.
3 13
Лена А.
1 8
Вера А.
2 10,5
Суммы:
22
99
Контрольная группа
Алексей П.
0 3,5
Татьяна Р.
0 3,5
Виктория В.
0 3,5
Андрей К.
0 3,5
Арсений Д.
1 8
Виктория О.
1 8
Анастасия Х.
0 3,5
Лилия Ф.
0 3,5
Суммы:
2
37
Общая сумма рангов: 99 + 37 = 136 136 2
1 16 16 2
1
N
N
R
i
(1)
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.
Мы видим, что по динамике изменений уровня двигательных возможностей дети из экспериментальной группы превосходят группу детей из контрольной группы. Именно на выборку экспериментальной группы приходится большая ранговая сумма: 99.
Это означает, что после проведения занятий иппотерапией уровень двигательных возможностей экспериментальной группы повысился больше, чем у контрольной.Определим, не случайна ли данная динамика изменений показателей.
Определяем эмпирическую величину U:
(2)
(3)
1 99 2
1 8
8 8
8 2
1 2
1
эмп
х
x
x
эмп
U
Т
n
n
n
n
U

53
По таблице определяем критические значения для n = 8.
01
,
0 7
05
,
0 13
р
р
U
кр
(4)
U
эмп
(р 0,01)
(5)
Таким образом,статистический анализ позволил подтвердитьэффективность комплекса физической реабилитации с использованием занятий иппотерапией детей с ДЦП в экспериментальной группе, то естьповысилсяуровень двигательных способностей.
Выводы по разделу три
Использованиеиппотерапии в восстановительном лечении младших школьников с церебральным параличом разрешает добиться подлинно больших результатов совершенствования функционального состояния опорно- двигательного аппарата у детей и двигательных способностей.
С помощью использованной нами методики было выявлено, что предложенные технологии реабилитации с помощью иппотерапии детей младшего школьного возраста с церебральным параличом оказались эффективными, что подтверждается динамикой функционального состояния опорно-двигательного аппарата экспериментальной группы. Данное заявление было проверено сопоставлением результатов уровня развития физических возможностей «до» и «после» занятий иппотерапиейисследуемых групп с целью проверки влияния иппотерапии на уровень физического развития и двигательной активности младших школьников с детским церебральным параличом.При помощи использования U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что после проведения занятий иппотерапией уровень двигательных возможностей экспериментальной группы повысился не случайно, что использование иппотерапии в комплексной физической реабилитации влияет