Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- Общие последствия возникают при инфляции вообще, независимо от вида инфляции. Все они отрицательные и степень их негативности проявляется в конкретных (видовых) последствиях:

1) рост цен;

2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;

3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;

4) рост банкротства предпринимателей;

5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;

6) социальная дифференциация населения, увеличение разрыва между "крайними" группами получателей дохода;

7) экономическая (замедление производства), политическая (недоверие правительству) и социальная (рост числа акций неповиновения и протеста) нестабильность в стране.

- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика – изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос.

К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.

По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:

а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;

б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").

11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок – система взаимосвязанных экономических отношений, складывающаяся в ходе сделок, взаимовыгодной купли – продажи товаров и услуг с использованием денег.

Структура рынка:

1.Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.

4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.

5.Личный экономический интерес, как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.

6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.

Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретнуюрыночную ситуацию свободного выбора:

-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;

-стандартный товар – однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

-свободный вход на рынок и выход из него.

Все эти характеристики рыночной ситуации одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара.

Отрицательные последствия монополизации рынков:

Положительные последствия.

-Кредит– это предоставление денежных ресурсов в долг на условиях возвратности и платности. Кредитный механизм выражает способ реализации собственности на денежный капитал.

Кредит выполняет ряд функций:

Кредит выступает в двух основных формах:

Современное рыночное хозяйство характеризуется многообразием разновидностей основных форм кредитования:

-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.

Особенностью рынка ценных бумаг по сравнению с другими рынками является посредничество в торговых сделках.  Посредники разделяются на дилеров и брокеров.

Структура рынка ценных бумаг многообразна.

По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:

По организации продажрынок ценных бумаг делится на:

По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:

Фондовая биржа– это посредническая некоммерческая организация, целью которой является оказание услуг в сфере торговли ценными бумагами.

Основные макроэкономические показатели:

Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).

Финансы выполняют следующие функции:

Внутренний долг– это долг своему населению.

Формы международных экономических связей:

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Известны три режима установления возможных курсов:

а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);

б) система фиксированных курсов валют (официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке);

в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).

Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:

а) покупательная способность данной валюты;

б) спрос и предложение данной валюты;

в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Воспроизводственная функция– это обеспечение и обслуживание кругооборота производственного капитала, как обязательного условия устойчивости, динамичности, пропорциональности и сбалансированности расширенного воспроизводства.
  2. Распределительная функция– это государственные мероприятия по аккумулированию, распределению и перераспределению денежных потоков.

  3. Стимулирующая функция– это воздействие государственных органов с помощью использования денежных потоков на эффективность производства и его конечные результаты.

  4. Контрольная функция– это контроль государственных финансовых органов за соблюдением финансовой дисциплины.


Государственные финансы – все финансовые средства предприятий страны, а также средства государственного банка и бюджета страны.

Государственный бюджет –финансовый план правительства на год. Состоит из расходной и доходной части.

Доход:

  • Налоги (госпошлины)

  • Доходы от государственных предприятий и долей государства в коммерческих предприятиях

  • Аренда государственного имущества и земли



Расходы:

  • Военные расходы

  • На содержание аппарата управления

  • Промышленность

  • Сельское хозяйство

  • Спорт

  • Медицина

  • Образование и наука

  • Культура


Основные функции госбюджета:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Методы формирования государственного бюджета:

  1. Автоматический метод– это включение в бюджет будущего года сумм по отдельным статьям в размере прошедшего года с учетом имеющихся законодательных изменений (например, изменение налоговых ставок, установление новых налогов, отмена каких-либо видов налогов и пр.).

  2. Статистический метод– это включение в бюджет сумм, взятых из прошедшего года с поправочным коэффициентом. Поправочный коэффициент устанавливается статистически исходя из среднего процента прироста или уменьшения доходов и расходов за несколько предыдущих лет.

  3. Метод непосредственных оценок - при этом методе размеры бюджетных назначений на предстоящий год устанавливаются на основе изучения динамики показателей хозяйственной конъюнктуры. Этот метод – комбинированный и может быть применен лишь при наличии определенных условий в конкретной стране. К таким условиям относятся следующие: развитая система достоверной экономической информации; высокий уровень использования новейшей вычислительной техники; техника и опыт макроэкономического прогнозирования.


Дефицитом государственного бюджета –это превышение расходов над доходами. Покрывается за счет заимствований, а также за счет печати денег.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  2. Рост неоплаченного государственного долга.

  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  5. Неэффективность финансовой системы государства.

  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

  7. Коррупция в государственном секторе.

  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
  • Государственный долг– это сумма накопленных за все время существования государства бюджетных дефицитов. Образуется за счет заимствований на внутреннем рынке посредством распространения государственных ценных бумаг.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

  1. Внешний государственный долг– это задолженность иностранным государствам, организациям и отдельным иностранным лицам.

  2. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Внутренний долг– это долг своему населению.



39 Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика государства.

  • Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Различают следующие функции налогов:

  • Фискальную - обеспечение финансирования государственных расходов;

  • Регулирующую - активное воздействия государства на экономические и социальные процессы.

  • стимулирующую - состоит в воздействии государства на общественное воспроизводство. Используя величину налогов, государство может стимулировать, ограничивать и контролировать воспроизводство в целом и развитие отдельных отраслей

  • контролирующую - оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику

  • Налоги бывают:

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость (18 %);

  • Акцизы;

  • Налог на доходы физических лиц (13%);

  • Налог на прибыль организаций (20%);

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Водный налог;

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

  • Государственная пошлина (при ввозе/вывозе товаров и услуг, судебные услуги)

Региональные

  • Налог на имущество организаций;

  • Транспортный налог;

  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;

  • Налог на наследуемое имущество;

  • Налог на имущество физических лиц.





  • Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

  • Виды налогов по способу взимания:

  • Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц;

  • Косвенные- это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг.

Принципы налогообложения. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

  • Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

  • Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

  • Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

  • Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.




  • 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Фискальная политика –это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета.

Цели фискальной политики:

- повышение темпов экономического роста;

- достижение высокого уровня занятости;

- сглаживание амплитуды колебаний экономического цикла;

- контроль за уровнем инфляции.

Воздействовать на развитие экономики правительство может двумя способами:

а) расходованием бюджетных средств;

б) сокращением доходов госбюджета за счет снижения налогов.




Прямые методы– это бюджетное финансирование четко выделенных направлений, таких, как расширенное воспроизводство, развитие инфраструктуры, развитие науки, структурная перестройка, содержание ВПК и др. Косвенные методы– это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путем использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.

40 Кредитно-денежная система государства. Банковская система. Центральный банк и его функции.

  • Кредитно-денежная система представляет собой совокупность институтов, организующих денежное обращение в стране, включающих банковские структуры, страховые, инвестиционные, кредитные и другие учреждения, включенных в процесс обмена финансовыми активами как внутри страны, так и за ее пределами.

Современной рыночной экономике присуща 2-хуровневая банковская система:

1. Верхний уровень представлен Центральным банком, который непосредственно не кредитует фирмы и домохозяйства, но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию (наделен монопольным правом выпуска банкнот).

2. Нижний уровень составляют универсальные коммерческие банки, занятые размещением кредитов среди различных экономических агентов.

ЦБ – государственное учреждение, являющееся центром денежно-кредитной системы.

В соответствии с принятым в нашей стране законодательством Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции:

  1. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

  2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организовывает их обращение.

  3. Хранит золотовалютные резервы страны.

  4. Является финансовым агентом правительства: предоставляет кредиты и выполняет расчетные и переводные операции для правительства.

  5. Аккумулирует и хранит обязательные резервы коммерческих банков.

  6. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывает систему рефинансирования.

  7. Устанавливает правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

  8. Проводит государственную регистрацию кредитных организаций и осуществляет надзор за их деятельностью

  9. Регулирует прохождение валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами.

  10. Дает консультации и предоставляет финансовую информацию.



41 Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Основные операции. Формирование прибыли коммерческих банков.

Коммерческий банк – это юридическое лицо, которое на основании лицензии Центробанка имеет исключительное право осуществлять банковские операции для юридических и физических лиц, целью является получение прибыли за оказание банковских услуг.

Услуги, которые предоставляют коммерческие банки юридическим лицам:

  • расчетно-кассовое обслуживание;

  • кредитование юридических лиц, в т. ч. малого бизнеса;

  • выпуск корпоративных пластиковых карт и зарплатные проекты;

  • проведение документарных операций и валютный контроль;

  • другие специализированные операции, в т. ч. факторинг, лизинг и пр.

Услуги коммерческих банков для физических лиц:

  • расчетно-кассовое обслуживание;

  • выпуск пластиковых карт;

  • размещение срочных вкладов и депозитов;

  • кредитование, в т. ч. выдача потребительских, автокредитов, ипотечных займов.

К основным функциям коммерческих банков относятся:

  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; - кредитование предприятий, государства и населения;

  • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

  •  выпуск и размещение ценных бумаг;

  • создание кредитных денег;

  • консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.




  • Доход банков складывается из двух основных составляющих: разницы между ценой привлечения и размещения денежных средств и комиссией за предоставляемые услуги. Помимо того, не основной, но значимой статьей дохода являются штрафы и пени (например, за просрочки платежей по предоставленным ссудам). Прибыль банков – часть прибавочной стоимости, созданная промышленными капиталистами и переданная банкирам за их услуги.


42 Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Кредитно-денежная политика государства.

Предложение денег — количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

  • В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерче­скими банками страны. Центральный банк выпускает в обраще­ние бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерче­ские банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссу­ды бизнесу и населению.

  • Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду ком­мерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

  • Предложение денег (Ms) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат Ml)


Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе.

Чаще всего в структуре денежной массы выделяют четыре следующих агрегата:

  • M0 - банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги);

  • M1 - наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления, которые быстро можно превратить в наличные деньги;

  • M2 - сумма M1 и среднесрочных (до 4 лет) вкладов в коммерческих банках, которые нельзя быстро превратить в наличные (депозиты в иностранной валюте…);

  • M3 - сумма M2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках, акции, облигации (квази-деньги).



Денежно-кредитная политика (монетарная политика) это совокупность мер государственного воздействия на состояние денежного и кредитного рынков для достижения определенных макроэкономических целей и регламентирующих деятельность рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.
Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  • Сдерживание инфляции

  • Обеспечение полной занятости

  • Регулирование темпов экономического рост

  • Смягчение циклических колебаний в экономике

  • Обеспечение устойчивости платежного баланса




В России денежно-кредитную политику, определяет и проводитЦБ.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться: