Файл: Отчет по производственной (преддипломной) практике Студента Гришнякова Игоря Валерьевича.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, проявляющимися в обществе. Практически любая деятельность сферы культуры, кроме непосредственного результата (достижение цели), приводит и к незапланированному положительному (а может и отрицательному) результату и эффекту.
Оценка эффекта от результатов деятельности сферы культуры связано с ее экономическим и социальным значением для общества. Этот аспект подробно отражен в работах отечественных исследователей, в то время оценке эффективности деятельности в сфере культуры уделяется мало внимания.
Нормированное задание 2
Определение целевых ориентиров развития конкретной сферы деятельности
2.1. Подбор нормативно-правовых актов, задающих целевые ориентиры развития конкретной сферы деятельности и государственной (или муниципальной) политики регулирования сферы
Политика государства в сфере культуры реализуется посредством правовых норм, закрепленных в ряде нормативно-правовых актов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину дано право участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры, а также иметь доступ к культурным ценностям - «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Статьей 68 внесена поправка в Конституцию Российской Федерации от 4 июля 2020 года, где культура страны определена как уникальное наследие ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Основополагающий законодательный акт в данной сфере – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» – был утвержден Верховным Советом Российской Федерации в 1992 г. В соответствии с данным законодательным актом, основными задачами культурной политики являются:
Несмотря на то, что последние существенные изменения в данный документ были внесены 1 апреля 2020 г., качественный пересмотр основ законодательства в сфере культуры не проводился почти три десятилетия: последняя редакция носила локальный характер и касалась только отдельных правил реализации и возврата билетов.
Далее рассмотрим законы, регулирующие взаимодействие в каждой отрасли культуры на современном этапе.
В Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сформулирован перечень культурных ценностей, попадающих под действие закона, перечислены условия для ввоза и вывоза и структуры, уполномоченные регулировать и контролировать ввоз и вывоз культурных ценностей, а также устанавливается размер сборов и платежей. Предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение данного закона.
В Законе РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» перечисляются основные виды библиотек (государственные библиотеки муниципальные библиотеки, библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций; библиотеки предприятий, учреждений, организаций; библиотеки общественных объединений; частные библиотеки; библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации) их права и обязанности. Устанавливаются условия сохранения и использования культурного достояния народов РФ в области библиотечного дела в рамках данного раздела определяются научный библиотечный фонд, книжные памятники, национальные библиотеки РФ. Выделяются права граждан, обязанности государства и экономическое регулирование в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек.
В Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» дается определение, понятие, принципы, правовое регулирование и права национально культурной автономии. Выделена система и порядок учреждения национальной культурной автономии. Предусмотрено обеспечение права на сохранение развитие и использование национального языка и культуры. Устанавливается финансово-экономическая основа национально-культурной автономии. Закон направленный на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.
В Федеральном законе от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяется правовые основы создания архитектурного объекта, права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, порядок изменений архитектурного проекта и архитектурного объекта.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ дается определение состава музейного фонда РФ, формы собственности на музейные предметы, правила включения и исключения музейных предметов и коллекций из состава музейного фонда, в законе определяются государственная и негосударственная части музейного фонда. Закреплены цели создания музеев, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации музеев в РФ, обеспечение доступности музейного фонда и наказание за нарушение данного закона.
Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» направлен на урегулирование отношений в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками данных отношений выступают граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Закон направлен на обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, закрепление провозглашенной в Конституции обязанности каждого члена общества заботиться о сохранении исторического и культурного наследия государства, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и прочих этнических общностей в Российской Федерации сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, восстанавливать и сохранять историко-культурную среду обитания.
В майском указе 2018 года Президент России обозначает стратегические задачи, решить которые необходимо за достаточно краткий период – до 2024 года. Внутренним резервом для решения данных задач должно стать повышение эффективности государственных целевых программ. Одним из стратегических направлений, обозначенных в Указе Президента от 7 мая 2018 года № 204 и проработанных Правительством, является национальная программа «Культура». Главными приоритетами национальной программы «Культура» в соответствии с данными документами являются:
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры;
- обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры;
- создание условий для реализации творческого потенциала нации.
Так же в России утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года
Приоритетными направлениями Стратегии объявлены следующие:
Так же Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года определены национальные цели развития страны: возможности самореализации и развития талантов, достойный эффективный труд, цифровая трансформация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Срок реализации: этап I: 2013–2021 годы, этап II: 2022–2030 годы.
На уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках соответствующих государственных программ.
К примеру, в соответствии со статьей 42 Положения о бюджетном процессе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 21.06.2011 № 179, распоряжением администрации города Твери от 04.07.2014 № 521 «О перечне муниципальных программ города Твери» и Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери, утвержденным Постановлением администрации города Твери от 30.12.2015 № 2542 была утверждена муниципальная программа города Твери «Развитие культуры города Твери» на 2021 - 2026 годы. Целью данной муниципальной программы является повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и дополнительного образования, предоставление возможностей для самореализации граждан и развития талантов.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». На уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках соответствующих государственных программ.
2.2. Выявление потребности в разработке методических и/или справочных материалов по вопросам программно-целевого развития сферы культуры в Вахонинском сельском поселении
Оценка эффекта от результатов деятельности сферы культуры связано с ее экономическим и социальным значением для общества. Этот аспект подробно отражен в работах отечественных исследователей, в то время оценке эффективности деятельности в сфере культуры уделяется мало внимания.
Нормированное задание 2
Определение целевых ориентиров развития конкретной сферы деятельности
№ | Содержание | Сроки выполнения | Форма отчета | Оценка | |
| | начало | окончание | | |
1 | 2.1. Подбор нормативно-правовых актов, задающих целевые ориентиры развития конкретной сферы деятельности и государственной (или муниципальной) политики регулирования сферы. | | | письм. 1-2 стр. | отлично |
2 | 2.2. Выявление потребности в разработке методических и/или справочных материалов по вопросам программно-целевого развития сферы культуры и программно-целевого развития сферы культуры в Вахонинском сельском поселении | | | письм. 1-2 стр. | отлично |
3 | 2.3. Анализ состояния сферы программно-целевого развития сферы культуры в Вахонинском сельском поселении при сопоставлении с передовой практикой | | | письм. 6-7 стр. | отлично |
Итого | | | письм. 8-11 стр. | отлично |
2.1. Подбор нормативно-правовых актов, задающих целевые ориентиры развития конкретной сферы деятельности и государственной (или муниципальной) политики регулирования сферы
Политика государства в сфере культуры реализуется посредством правовых норм, закрепленных в ряде нормативно-правовых актов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину дано право участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры, а также иметь доступ к культурным ценностям - «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Статьей 68 внесена поправка в Конституцию Российской Федерации от 4 июля 2020 года, где культура страны определена как уникальное наследие ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Основополагающий законодательный акт в данной сфере – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» – был утвержден Верховным Советом Российской Федерации в 1992 г. В соответствии с данным законодательным актом, основными задачами культурной политики являются:
-
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; -
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; -
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; -
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Несмотря на то, что последние существенные изменения в данный документ были внесены 1 апреля 2020 г., качественный пересмотр основ законодательства в сфере культуры не проводился почти три десятилетия: последняя редакция носила локальный характер и касалась только отдельных правил реализации и возврата билетов.
Далее рассмотрим законы, регулирующие взаимодействие в каждой отрасли культуры на современном этапе.
В Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сформулирован перечень культурных ценностей, попадающих под действие закона, перечислены условия для ввоза и вывоза и структуры, уполномоченные регулировать и контролировать ввоз и вывоз культурных ценностей, а также устанавливается размер сборов и платежей. Предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение данного закона.
В Законе РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» перечисляются основные виды библиотек (государственные библиотеки муниципальные библиотеки, библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций; библиотеки предприятий, учреждений, организаций; библиотеки общественных объединений; частные библиотеки; библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации) их права и обязанности. Устанавливаются условия сохранения и использования культурного достояния народов РФ в области библиотечного дела в рамках данного раздела определяются научный библиотечный фонд, книжные памятники, национальные библиотеки РФ. Выделяются права граждан, обязанности государства и экономическое регулирование в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек.
В Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» дается определение, понятие, принципы, правовое регулирование и права национально культурной автономии. Выделена система и порядок учреждения национальной культурной автономии. Предусмотрено обеспечение права на сохранение развитие и использование национального языка и культуры. Устанавливается финансово-экономическая основа национально-культурной автономии. Закон направленный на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.
В Федеральном законе от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяется правовые основы создания архитектурного объекта, права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, порядок изменений архитектурного проекта и архитектурного объекта.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ дается определение состава музейного фонда РФ, формы собственности на музейные предметы, правила включения и исключения музейных предметов и коллекций из состава музейного фонда, в законе определяются государственная и негосударственная части музейного фонда. Закреплены цели создания музеев, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации музеев в РФ, обеспечение доступности музейного фонда и наказание за нарушение данного закона.
Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» направлен на урегулирование отношений в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками данных отношений выступают граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Закон направлен на обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, закрепление провозглашенной в Конституции обязанности каждого члена общества заботиться о сохранении исторического и культурного наследия государства, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и прочих этнических общностей в Российской Федерации сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, восстанавливать и сохранять историко-культурную среду обитания.
В майском указе 2018 года Президент России обозначает стратегические задачи, решить которые необходимо за достаточно краткий период – до 2024 года. Внутренним резервом для решения данных задач должно стать повышение эффективности государственных целевых программ. Одним из стратегических направлений, обозначенных в Указе Президента от 7 мая 2018 года № 204 и проработанных Правительством, является национальная программа «Культура». Главными приоритетами национальной программы «Культура» в соответствии с данными документами являются:
- цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры;
- обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры;
- создание условий для реализации творческого потенциала нации.
Так же в России утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года
Приоритетными направлениями Стратегии объявлены следующие:
-
усиление и расширение влияния российской культуры в других государствах; -
сохранение единого культурного пространства, являющегося фактором национальной безопасности и территориальной целостности России; -
выявление и активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций; -
повышение роли институтов гражданского общества, являющихся субъектами культурной политики; -
повышение социального статуса семьи как общественного института, который обеспечивает воспитание и обеспечивает передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм; -
содействие формированию гармонично развитой личности, которая способна к активному участию в реализации государственной культурной политики; -
сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры; -
формирование новой модели культурной политики.
Так же Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года определены национальные цели развития страны: возможности самореализации и развития талантов, достойный эффективный труд, цифровая трансформация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Срок реализации: этап I: 2013–2021 годы, этап II: 2022–2030 годы.
На уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках соответствующих государственных программ.
К примеру, в соответствии со статьей 42 Положения о бюджетном процессе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 21.06.2011 № 179, распоряжением администрации города Твери от 04.07.2014 № 521 «О перечне муниципальных программ города Твери» и Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери, утвержденным Постановлением администрации города Твери от 30.12.2015 № 2542 была утверждена муниципальная программа города Твери «Развитие культуры города Твери» на 2021 - 2026 годы. Целью данной муниципальной программы является повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и дополнительного образования, предоставление возможностей для самореализации граждан и развития талантов.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». На уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках соответствующих государственных программ.
2.2. Выявление потребности в разработке методических и/или справочных материалов по вопросам программно-целевого развития сферы культуры в Вахонинском сельском поселении