Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание.
Введение.......................................................................................................................3
1.Функциональное назначение, устройство рулевого управления тракторов
МТЗ- 80, МТЗ-82....................................................................................................4
2.Техническое обслуживание по обеспечению безопасности эксплуатации....15
3.Причины и виды неисправностей.........................................................................18
4.Ремонтные работы по устранению неисправностей...........................................22
5.Техника безопасности при проведении ремонтных работ................................28
6. Заключение..............................................................................................................30
7.Список используемой литературы.........................................................................31
Введение.
Трактор МТЗ-80, МТЗ-82 Беларусь – одна из самых популярных моделей производства Минского тракторного завода, оснащена четырехтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Двигатель запускается от электростартера.
Данная модель оборудована позиционным и силовым регулированием гидравлической навесной системы и автоматической блокировкой дифференциала заднего моста. Навесная гидравлическая система трактора универсальна и раздельно-агрегатная. Она характеризуется механической фиксацией навесного устройства в транспортном положении.
Трактор оборудован гидроусилителем рулевого управления и синхронным приводом заднего ВОМ, буксирным устройством и шлангом для соединения гидросистемы трактора с гидросистемой машин.
Рулевое управление оснащено насосом-дозатором, а также гидроцилиндром в рулевой трапеции. Во время эксплуатации данная модель требует к себе повышенного внимания, так как на начальных стадиях работы происходит так называемая приработка рабочих поверхностей и их «притерка» друг к другу.
Надо отметить, что с каждым годом конструкция тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 совершенствуется, улучшается качество, повышаются экономичность, надежность и ремонтопригодность. Он получил широкое признание механизаторов.
Вместе с тем велики еще простои тракторов из-за отказов и неисправностей, возникновение которых зачастую обусловлено низкой культурой эксплуатации машин, неудовлетворительным качеством ремонта.
Основным справочным материалом при проведении ремонта для трактористов и слесарей-ремонтников служит инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 изданная заводам и заготовителем. Несмотря на информативность инструкции, содержащиеся в ней данные о конструкции, ремонте, применяемом инструменте, съемниках, приспособлениях, контрольно-измерительных приборах, об основных правилах и последовательности разборки-сборки трактора оказываются недостаточными. В результате трактор и его составные части даже опытные механизаторы нередко разбирают наугад. Из-за отсутствия данных по дефектации многие пригодные к работе детали заменяют, что приводит к удорожанию ремонта.
Исходя из вышесказанного, рассматриваемая нами тема данной дипломной работы – «Рулевое управление тракторов МТЗ- 80, МТЗ-82», актуальна.
1.Функциональное назначение и устройство рулевого управления тракторов МТЗ- 80, МТЗ-82.
Рулевое управление тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 служит для изменения и сохранения выбранного направления движения. Основным способом изменения направления движения является поворот в горизонтальной плоскости передних направляющих колес относительно задних.
Рулевое управление трактора МТЗ должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, небольшие усилия на рулевом колесе, а также предотвращать передачу толчком от неровности поверхности на рулевое колесо.
Рулевой механизм трактора МТЗ увеличивает усилие водителя, прикладываемой к рулевому колесу, и повышает точность управления. Благодаря этому сохраняется возможность управлением трактором при неработающем гидроусилителе, например, при внезапной остановке двигателя, что повышает безопасность движения.
Рулевое управление состоит из трапеции управления, рулевого привода и рулевого механизма.
На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. Гидравлический усилитель тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 облегчает управление и повышает безопасность его движения.
Рулевая трапеция обеспечивает поворот левого и правого управляемых колес на разные углы, при которых передние и задние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, расположенного на продолжении оси задних колес. Благодаря этому качение колес происходит по концентрическим окружностям без бокового скольжения. Рулевую трапецию образуют две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой 4 (рис. 1), два поворотных рычага 6 и балка переднего моста.
Рис. 1. Передний мост (вид сверху):
1 - наконечник рулевой тяги; 2 - контргайка; 3 - труба рулевой тяги; 4 - сошка; 5 - палец; 6 - поворотный рычаг.
При движении трактора по прямой сошка расположена в среднем положении (вдоль продольной оси трактора). Крайние положения сошки при поворотах ограничены ходом поршня гидроусилителя рулевого управления. Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°.
Каждая рулевая тяга состоит из соединительной трубы 3 и двух наконечников 1, один из которых с левой резьбой, другой - с правой.
Наконечники ввернуты в резьбовые отверстия трубы и закреплены контргайками 2. Внутри наконечника размещен сферический шарнир, состоящий из шарового пальца 2 (см. рис. 1) и двух вкладышей 4 и 5 (резинового и капронового). На заводе шарнир заполняют специальной долговременной смазкой, не требующей пополнения в эксплуатации. От попадания влаги, пыли и грязи шарнир защищен резиновым чехлом 3 и резиновой регулировочной пробкой 6, поджимающей вкладыши шарнира. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия поворотных рычагов и сошки, затягиваются прорезными гайками и шплинтуются.
Привод рулевого механизма (рис. 2) служит для передачи вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю рулевого управления. Усилие передается валами 3, 5, 10 и 13, соединенными между собой карданными шарнирами 8 и 12.
Рис. 2. Привод рулевого механизма:1 - рулевое колесо; 2 - маховичок; 3 - рулевой вал; 4 - винт; 5 - промежуточный вал; 6 - труба рулевой колонки; 7 - серьга; 8 и 12 - карданные шарниры; 9 - стойка; 10 - средний вал; 11 - промежуточная опора; 13 - передний вал; 14 - шлицевая втулка; 15 - винт; 16 - правая стенка стойки; 17 - фиксатор; 18 - пружина; 19 - рукоятка; 20 - штифт; 21 и 24 - гайка; 22 - втулка; 23 - амортизатор; 25 - контргайка.
Положение рулевого колеса можно изменять по высоте, кроме того, рулевую колонку можно поворачивать в продольной плоскости- наклонять вперед по ходу трактора. Положение рулевого колеса по высоте регулируют для удобства управления, а наклон рулевой колонки - для более свободного входа и выхода из кабины.
Труба 6 рулевой колонки приварена к серьге 7, которая соединена со стойкой 9 шарнирно с помощью двух винтов 15, оси которых совпадают с осью крестовины шарнира 8. Это позволяет рулевой колонке проворачиваться относительно стойки 9, прикрепленной болтами к передней стенке кабины. Закрепление рулевого привода к кабине, установленной на остов трактора на амортизаторах, уменьшает передачу вибраций на рулевое колесо.
В нижнем, рабочем положении рулевая колонка удерживается фиксатором 17, который заходит в паз правой стенки 16 стойки 9 и прижимается пружиной 18. Для поворота рулевой колонки нужно рукоятку 19 подать на себя, и фиксатор 17 выйдет из паза. После этого колонку можно легко повернуть вверх, при этом фиксатор скользит по поверхности стенки 16 стойки 9. Рулевая колонка в верхнем, нерабочем, положении не фиксируется, а удерживается только силой трения фиксатора о поверхность стенки стойки.
Рулевую колонку в нижнее, рабочее, положение устанавливают перемещением ее вниз, пока фиксатор не войдет в паз на стойке.
Рулевое колесо 1 закреплено на шлицах полого вала 3, внутри которого проходит винт 4, соединенный с пластмассовым маховичком 2. Винт вворачивается в гайку 21, в которую запрессован штифт 20. Штифт заходит в продольный паз промежуточного вала 5 и исключает вращение гайки. На гайке 21 и валу 3 выполнены скосы, которые прилегают друг к другу. При вворачивании винта 4 происходит взаимное расклинивание по скосам гайки 21 и вала 3 и прижатие их к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала 5. Это полностью исключает самопроизвольное осевое перемещение рулевого колеса вместе с валом.
Усилие от рулевого колеса передается валом 3 и гайкой 21 через штифт 20 на промежуточный вал 5 и далее через валы 10 и 13 и шарниры 8 и 12 на шлицевую втулку 14, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления и закрепляют стяжным болтом.
Частично усилие от рулевого колеса передается непосредственно валу 5 прижатым к нему валом 3.
Положение рулевого колеса регулируют по высоте в пределах 120 мм. Тракторист может установить рулевое колесо в удобное для себя положение. Для этого следует отвернуть на 3...5 оборотов против часовой стрелки маховичок 2, затем переместить по высоте в нужное положение рулевое колесо 1 вместе с валом 3 и завернуть маховичок по часовой стрелке до отказа.
Вращение промежуточного вала 5 в трубе 6 рулевой колонки осуществляется при помощи капроновых втулок 22. Последние для уменьшения вибрации рулевого колеса установлены в резиновые амортизаторы 23. Втулки 22 смазывают солидолом при сборке, и в процессе эксплуатации смазка не требуется.
От осевого перемещения промежуточный вал 5 предохраняется гайкой 24 и контргайкой 25. Затяжка гайки 24 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.
При эксплуатации трактора необходимо периодически проверять затяжку резьбовых соединений, состояние деталей рулевого привода и через 960 ч работы смазывать шарниры 8 и 12.
Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие тракториста на рулевом колесе независимо от условий работы и улучшает маневренность трактора. При движении трактора гидроусилитель включается в работу не только от поворота рулевого колеса, но и от колебаний управляемых колес, вызванных неровностями пути. При этом его действие направлено в сторону, противоположную повороту колес, что способствует прямолинейному движению трактора и уменьшает передачу колебаний и ударов от направляющих колес на рулевое колесо.
Особое значение приобретает гидроусилитель при увеличении рабочих скоростей во время работы трактора с машинами, навешенными на него спереди и с боков, когда нагрузка на передние колеса значительно увеличивается, что требует большого усилия для поворота машинно-тракторного агрегата.
Гидроусилитель снабжен отдельной гидравлической системой, состоящей из насоса, распределителя и силового цилиндра, датчика автоматической блокировки дифференциала заднего моста.
В корпусе 22 (рис. 3) смонтирован рулевой механизм: червяк 4 и двухвенцовый сектор 7. Сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой 9, соединенной пальцем со штоком 25 цилиндра. Палец запрессован в шток, а в отверстиях ушек рейки 9 он сидит с небольшим зазором. Это позволяет рейке перемешаться относительно штока при регулировке зацепления сектор - рейка.
Рис. 3. Гидроусилитель рулевого управления: 1 - пробка; 2 - клапанная крышка; 3 - регулировочный винт предохранительного клапана; 4 - червяк; 5 - болт регулировочной втулки; 6 - регулировочная эксцентричная втулка; 7 - сектор; в - гайка; 9 - рейка; 10 - регулировочный винт; 11 - верхняя крышка; 12 - маслопровод смазки верхней опоры; 13 - фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления; 16 - золотник датчика; 17 - маховичок крана; 18 - сошка; 19 - гайка; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - крышка; 30 - гайка; 31 - золотник.
Червяк 4 установлен в эксцентричной втулке 6 на двух радиальных шариковых подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке 6 с небольшим зазором, поэтому червяк вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 31 имеет возможность перемещаться в осевом направлении. С обеих сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые обеспечивают осевое перемещение золотника и исключают совместное вращение его с червяком. Обоймы подшипников, обращенные к золотнику, имеют увеличенные наружные диаметры и выполняют роль центрирующих шайб. Гайка 30 со сферическим торцом прижимает подшипники к золотнику.
Поворотный вал 21, на конических шлицах которого закреплены сектор 7 и сошка 18, вращается в трех опорах: двух втулках корпуса и в верхней крышке 11. Верхняя опора смазывается маслом, поступающим по маслопроводу 12.