Файл: 1. Функциональное назначение, устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При прямолинейном движении трактора золотник 4 (рис. 50) находится в нейтральном положении и удерживается тремя парами ползунов 5, расположенными под углом 120°. Они распираются центрирующими пружинами 6 и поэтому стремятся удержать связанные с золотником внутренние обоймы подшипников на одном уровне с торцами корпуса 22 гидроусилителя и крышки 2 распределителя. Масло от насоса поступает к центральному пояску золотника и, так как его ширина уже выточки на корпусе распределителя, огибает его, перетекает в крайние - сливные выточки и далее через редукционный клапан 1 и фильтр 8 сливается в бак - корпус гидроусилителя.


Рис. 4. Схема работы гидроусилителя рулевого управления и блокировки дифференциала: А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость цилиндра; 1 - редукционный клапан; 2 - крышка распределителя; 3 - гайка; 4 - золотник; 5 - ползун; 6 - центрирующая пружина; 7 - предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентричная втулка; 11 - червяк; 12 - сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15-упор шейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 - маслопровод датчика; 18- маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод клапана блокировки; 28 - поворотный вал.

Рассмотрим поворот трактора вправо. Вращение рулевого колеса через рулевой привод передается червяку 11. Если сопротивление повороту направляющих колес велико, на червяке возникает осевое усилие, которое превысит усилие сжатия центрирующих пружин 6. Червяк имеет правую спираль, поэтому при вращении вправо он, опираясь на заторможенный сопротивлением колес сектор 12, подобно винту в неподвижной гайке, переместится вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 4 вперед, по направлению к крышке 2 (максимальный ход золотника в одну сторону равен 1,2 мм, ход до начала перекрытия поясков корпуса распределителя - 0,6 мм). При этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в переднюю сливную выточку. Одновременно крайний бурт золотника перекроет выход маслу из полости цилиндра Б в нижнюю сливную выточку на корпусе распределителя. Другой крайний бурт золотника, наоборот, увеличит проходное сечение для слива масла из полости А цилиндра в выточку на корпусе распределителя. Масло из средней нагнетательной выточки по трубопроводу пойдет в полость Б цилиндра. Полость Б цилиндра начнет увеличиваться, поршень 25 вместе со штоком 24 и рейкой 14 будет втягиваться и, воздействуя на сектор 12, поворачивать вал 28 и сошку 13 влево (по ходу трактора). Сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.


Поворот направляющих колес трактора вправо будет продолжаться до тех пор, пока тракторист вращает рулевое колесо. Причем скорость поворота колес трактора пропорциональна скорости вращения рулевого колеса. Как только прекращается вращение рулевого колеса, золотник под действием пружин 6 ползунов 5 выходит в нейтральное положение. Этому также способствует и сила, возникающая на зубьях червяка со стороны сектора и направленная в сторону, противоположную осевому сдвигу червяка. В этом заключается следящее действие гидроусилителя.

Аналогично осуществляется поворот трактора влево.

При обычных условиях работы давление масла в системе усилителя не превышает 2...4 МПа (20...40 кгс/см²): Однако в крайних положениях колес, когда их дальнейший поворот ограничивается упором поршня 25 в крышки цилиндра либо когда возрастает сопротивление повороту колес из-за тяжелых дорожных условий (глубокая колея, рыхлая почва и т. д.), давление в системе увеличивается до срабатывания предохранительного клапана 7. Масло, минуя цилиндр, будет сливаться в сливную магистраль под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан. Давление открытия предохранительного клапана регулируют натяжением пружины. Оно должно составлять 83 -9,3 МПа (83...93 кгс/см²).

Если сопротивление повороту колес незначительно (движение по дорогам с твердым покрытием на большой скорости), то поворот осуществляется практически без участия гидравлической системы усилителя. В этом случае осевая сила на червяке, возникающая при повороте трактора, меньше усилия предварительного сжатия центрирующих пружин 6 ползунов 5. Поворот рулевого колеса, связанного приводом с червяком 11, обеспечивает непосредственную передачу движения на рулевую трапецию через сектор 12, поворотный вал 28 и сошку 13. При этом центрирующие пружины не сжимаются, червяк вместе с золотником в осевом направлении не перемещается, а масло в распределителе из нагнетательной полости переливается в сливную, не воздействуя на поршень цилиндра. В этом случае сектор 12 через рейку 14 перемещает шток и поршень цилиндра, а масло из полости А и Б сливается в бак - корпус гидроусилителя через открытые сливные выточки в распределителе.

В случае транспортировки трактора с неработающим двигателем на буксире, выхода из строя насоса или другой неисправности гидроусилителя управление трактором не нарушается, однако усилие на рулевом колесе резко увеличивается. Поворот трактора в этом случае осуществляется только за счет усилий, приложенных трактористом к рулевому колесу. При движении в тяжелых дорожных условиях резко увеличивается также свободный ход рулевого колеса, так как до начала передачи вращения сектору червяк в каждую сторону должен пройти расстояние, равное 1,2 мм. Кроме того, этот ход увеличивается и за счет

большей деформации деталей рулевого привода, передающих увеличенный крутящий момент от рулевого колеса.


Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) установлен на гидроусилителе рулевого управления. Он управляет включением муфты блокировки при прямолинейном движении трактора и выключением ее для разблокирования дифференциала при поворотах передних колес.

Датчик размещен в упоре 23 (рис. 4) рейки 9 и состоит из золотника 16, крана 15, управления с маховичком 17, щупа 20 . В систему АБД входит также нерегулируемый редукционный клапан 1 (поз. 14 на рис. 49), поддерживающий в гидросистеме автоблокировки подпор давления 0,7...1,0 МПа (7...10 кгс/см²) при температуре масла 40...70°С.

АБД включается в работу поворотом маховичка 18 (см. рис. 4) так, чтобы прорезь на маховичке совпала с выбитыми на плоскости крышки упора буквами «ВКЛ». При выключении автоблокировки прорезь совпадает с буквами «ВЫКЛ».

В положении маховичка «ВКЛ» диафрагма цилиндра 16 блокирующего устройства дифференциала соединена через маслопровод 17 с напорной магистралью редукционного клапана 1. Давлением масла через диафрагму сжимаются диски, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи.

При повороте направляющих колес на угол, превышающий 13°, рейка 14 переместится настолько, что толкатель золотника выходит из канавки на рейке и перемещает золотник 16 (см. рис. 3), который соединяет внутреннюю полость крана 15 со сливом в бак. Таким образом, напорная магистраль и полость диафрагмы соединяются со сливом. Давление масла в полости диафрагмы падает, и муфта блокировки дифференциала отключается, что обеспечивает поворот трактора с различной скоростью вращения правого и левого задних колес.

В положении маховичка «ВЫКЛ» кран 15 поворачивается так, что внутренняя полость крана и полость диафрагмы соединяются со сливом. Следовательно, в этом положении дифференциал не блокируется.

С помощью щупа 20 (см. рис. 4) находят среднее положение рейки 14 для установки передних колес трактора при регулировке тяг рулевой трапеции. Рейка будет находиться в среднем положении, когда щуп 20 максимально приближен к плоскости упора.

Управление блокировкой производится рукояткой 10 (рис. 5), расположенной в кабине и соединенной тросом 5 с маховичком 3 крана датчика. Рукоятка 10 имеет три положения:

  • I    положение - «блокировка дифференциала выключена»-рукоятка находится в крайнем переднем положении. Риска на маховичке совпадает с риской «ВЫКЛ» на крышке датчика;

  • II    положение - «автоматическая блокировка дифференциала включена» - рукоятка 10 сдвинута назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на 90° по часовой стрелке. Риска крана совпадает с риской «ВКЛ»;

  • III    положение - «блокирование дифференциала принудительное» - рукоятка вытянута в крайнее заднее положение и удерживается рукой тракториста. Кран повернут против часовой стрелки до упора и независимо от положения рейки соединяет напорную магистраль редукционного клапана 1 (см. рис. 4) с цилиндром 16 блокировки, обеспечивая принудительное блокирование задних колес. После того как тракторист отпускает рукоятку, она под действием пружины троса возвращается в положение 1, и дифференциал разблокируется.



Рис. 5. Управление блокировкой дифференциала: 1- кронштейн пружины; 2 - пружина; 3 - маховичок крана; 4 и 6 - кронштейны крепления троса; 5 - трос; 7 - стержень; 8 - направляющая стержня; 9 - уплотнение передней стенки кабины; 10 - рукоятка.
Насос гидроусилителя рулевого управления.

В гидравлической системе рулевого управления используется шестеренный масляный насос НШ 10-3-Л ГОСТ 8753-71. Условные обозначения: 10 -рабочий объем (теоретическая подача масла в см³ за один оборот вала насоса); 3 - третье конструктивное исполнение по ГОСТ 8753-71; Л-левого вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода). Объемная подача насоса -20 л/мин при 2200 об/мин.

Насос состоит из корпуса 4 (рис. 6), крышки 1 и качающего узла, В который входят ведущая 5 и ведомая 7 шестерни, два подшипника 3, две фигурные манжеты 6, пластина 9, уплотнения. Подшипники 3 служат опорами цапф шестерен, а также уплотняют торцевые поверхности шестерен. Внешние контуры подшипников имеют форму цифры 8. В каждом подшипнике выполнены две расточки для цапф шестерен. В пазах на противоположной от шестерен стороне расположены фигурные манжеты 6, которые ограничивают зону высокого давленивления. Стык корпуса 4 с крышкой 1 уплотняется кольцом 2 круглого сечения, которое уложено в овя от зоны низкого даальную расточку на корпусе.

Рис. 6. Насос гидроусилителя рулевого управления: 1 - крышка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - подшипник; 4 - корпус; 5 - ведущая шестерня; 6 и 8 - манжеты; 7 - ведомая шестерня; 9 - пластина.

Приводной конец ведущей шестерни 5 уплотняется двумя каркасными манжетами 8, исключающими перетекание масла из системы гидроусилителя в картер двигателя.

Для уменьшения перетекания масла через зазоры между торцами шестерен и подшипников 3 в насосе предусмотрено автоматическое поджатие подшипников к торцам шестерен давлением, подводимым из зоны нагнетания в полости, ограничиваемые фигурными манжетами 6. Так как площадь этой зоны больше площади зоны высокого давления, действующего со стороны зубьев шестерен на подшипники, тс последние прижимаются к торцам шестерен с усилием, превосходящим усилие их отжима от зубьев шестерен. Это обеспечивает постоянный поджим подшипников к торцам шестерен, благодаря чему исключаются зазоры между подшипниками и торцами шестерен.