Файл: 1. Функциональное назначение, устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанав­ливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления МТЗ являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между червяком и сектором.

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентрико­вой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом. Ослабляют пред­варительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным клю­чом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой. Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса.

Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.





4.Ремонтные работы по устранению неисправностей
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колеса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2. 1).




Рис. 2. 1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора: 1 — прибор НИИАТ 402; 2 – рулевое колесо; 3 — рулевая колонка

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25-30°,допустимый —35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают вязель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие колеса должно быть в пределах 30-50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис.2. 2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт, 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2. 4), который должен быть в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2. 5). Затем, снова регулируют зацепление червяк-сектор

, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.



Рис. 2. 2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом регулировочной втулки: 1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк



Рис. 2. 3. Снятие крышки корпуса ГУРа: 1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУРа


3
Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.
Рис. 2. 4 Проверка зазора между упором и рейкой:1 — рейка; 2 — щуп; 3-упор

Рис, 2. 5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой прокладок: 1— корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 - регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,71.

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2. 6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают и горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.





Рис, 2.6 Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа: а — подключение прибора; 6 -схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).



Рис. 2.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа: а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель ГУРа.
Таблица 1. Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:




номинальная

2,0

допустимая

1,2

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:




номинальное

7,5

допустимое

7,0-8,5


Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2. 8).


Рис. 2.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:

1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой

Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.


Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.

5.Техника безопасности при проведении ремонтных работ