Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цапфы шестерен смазываются маслом, которое увлекается в спиральные канавки в расточках подшипников 3 из полости всасывания. Этим маслом смазываются и охлаждаются цапфы шестерен, после чего оно уходит обратно в полость всасывания.
2.Техническое обслуживание по обеспечению безопасности эксплуатации рулевого управления тракторов МТЗ- 80, МТЗ -82.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в корпусе и отсутствием течи по соединениям гидроусилителя, за состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; в своевременном смазывании карданных шарниров рулевого привода, промывке масляного фильтра, замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, в оперативном устранении неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
Необходимо следить, чтобы при проверке уровня масла, промывке масляного фильтра и заливке масла в систему гидроусилителя не вносилась грязь.
Промывка масляного фильтра производится через каждые 960 ч в такой последовательности.
-
Отъединить маслопровод 12 (рис. 3) смазывания верхней опоры от крышки 11 и редукционного клапана 14. -
Снять верхнюю крышку 11, для чего вывернуть все болты и, заворачивая равномерно два из них в резьбовые отверстия, приподнять ее. -
Отъединить два оставшихся маслопровода от редукционного клапана 14 и, придерживая рукой фильтр 13, выворачивать клапан, пока не освободится фильтр. -
Промыть фильтр в бензине или дизельном топливе, очистив его внутреннюю полость от грязи. Одновременно с промывкой фильтра подтяните гайку 8 крепления сектора 7 на валу 21 и проверьте зубчатое зацепление рейка - сектор.
Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм. зацепление следует отрегулировать.
Для этого выверните четыре болта крепления упора 23 рейки-корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки 24, уменьшайте зазор в зацеплении до 0,1...0,3 мм. Зазор между зубьями сектора и рейки замеряют с помощью щупа.
Фильтр устанавливают в обратной последовательности. После установки крышки 11 следует, предварительно отвернув контргайку, завернуть до отказа болт 10, регулирующий осевое перемещение поворотного вала 21. Затем болт выворачивают приблизительно на 1/10-1/8 оборота и контрят гайкой.
Регулировка зацепления червяк - сектор и подтяжка гайки червяка. Свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30°. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор - червяк и затяжку гайки червяка.
Для регулировки зацепления сектор - червяк необходимо выполнить следующее.
1.При помощи домкрата приподнять передний мост или отъединить от сошки рулевые тяги.
2.Ослабить болт 5 крепления регулировочной эксцентричной втулки 6 и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе вращать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк - сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока не исчезнет заедание при повороте рулевого колеса от одного крайнего положения в другое.
Усилие на рулевом колесе не должно превышать 15...25 Н (1,5...2,5 кгс) при отсоединенных от сошки рулевых тягах и 30...40 Н (3...4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.
3.Затянуть болт 5 крепления регулировочной втулки б и соединить рулевые тяги с сошкой, надежно законтрив гайки (или снять передний мост с домкрата, если он был поддомкрачен).
Специальная гайка 30 со сферическим торцом должна поджимать обоймы подшипников 28 к торцам золотника 31. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления затяжки гайки или неправильной затяжке ее при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость цилиндра, и поворачивать направляющие колеса трактора.
Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку 29 двумя диаметрально расположенными болтами, закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки 29 либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 30 до плотного прижатия обойм подшипников 28 к золотнику 31. Проверить момент затяжки, который должен быть в пределах 20 Н-м (2 кгс-м). Затем отвернуть гайку 7 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать.
Следует заметить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники 28. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение золотника в положение «нейтральное» под действием пружины 6 (см. рис. 4) после прекращения вращения рулевого колеса влево. Проверка производится при неработающем дизеле. После проверки необходимо установить уплотнительное кольцо и крышку 29 (см. рис. 3) и затянуть болты.
Регулировка предохранительного клапана. Нарушение регулировки предохранительного клапана приводит к увеличению усилия на рулевом колесе, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для проверки регулировки клапана в магистраль от насоса к распределителю или вместо резьбовой пробки 1 (см. рис. 3) подсоединяют манометр со шкалой не менее 10 МПа (100 кгс/см²). Затем при работающем на максимальной частоте вращения дизеле, поворачивая рулевое колесо от упора до упора, нагревают масло до температуры 50°С. Давление на шкале манометра в крайнем левом или правом положении рулевого колеса должно быть в пределах 8,3...9,3 МПа (83 ...93 кгс/см²). Если оно меньше указанных пределов, следует отвернуть колпак и медленно заворачивать отверткой регулировочный винт 3 до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,3 ...9,3 МПа. После этого необходимо законтрить винт 3 контргайкой и завернуть колпак.
3.Причины и виды неисправностей рулевого управления тракторов МТЗ- 80, МТЗ-82.
К неисправностям рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 при которых запрещается эксплуатация трактора, относятся: заедание рулевого управления, свободный ход (люфт) рулевого колеса больше допустимого, большой износ деталей рулевого привода, ослабление крепления и нарушение шплинтовки шарниров рулевых тяг.
Даже незначительное затруднение в управлении может стать причиной аварии, поэтому работа на таких машинах запрещена.
Основные неисправности рулевого управления МТЗ и способы их устранения приведены в таблицах.
Возможные неисправности рулевого управления тракторов МТЗ и способы их устранения
Неисправности | Причины | Способы устранения |
Неравномерное сопротивление вращению рулевого колеса, Повышенное усилие на рулевом колесе | Повреждены подшипники червяка, погнуты тяги | Заменить поврежденные детали |
Повышенное усилие в зацеплении червяк-сектор | Отрегулировать зацепление | |
Ослабла затяжка гайки червяка | Затянуть гайку и отпустить на 1/6 оборота. Зашплинтовать | |
Повышенная неустойчивость передних колес при движении | Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах рулевых тяг | Отрегулировать затяжку подшипников ступиц (фланцев) передних колес, затяните гайки шаровых пальцев рулевых тяг |
Ослаблена затяжка гаек крепления рулевой сошки, сектора или поворотных рычагов | Подтянуть гайки | |
Увеличенный свободный ход рулевого колеса | Повышенный люфт в соединениях рулевой трапеции | Устранить люфт в шарнирах рулевой трапеции, проверьте затяжку гаек рулевой сошки и поворотных рычагов |
Возможные неисправности рулевого управления тракторов МТЗ с гидроусилителем и способы их устранения
Неисправности | Причины | Способы устранения |
Повышенное усилие на рулевом колесе | Недостаточное количество масла | Проверить уровень масла и при необходимости долить |
Повышенные утечки масла, нарушена настройка клапанов насоса-дозатора | Заменить насос-дозатор или блок клапанов | |
Попадание воздуха в систему | Выявить и устранить негерметичиость всасывающей магистрали | |
Увеличенный свободный ход рулевого колеса | Наличие воздуха в магистрали цилиндров механизма поворота, пенообразование масла в гидросистеме | Устранить подсос воздуха в систему, проверив герметичность всасывающих магистралей и исправность манжет насосов гидросистемы и рулевого управления. Прокачать систему рулевого управления |
Неисправности гидросистемы рулевого управления тракторов МТЗ.
Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления.
При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля МТЗ.
Вначале проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют.
Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление — прибор НИИАТ-402. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке.
Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый—35 .
С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.
По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.
Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля (ГУР) тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, 1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4— монтировочная лопатка
Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,МТЗ- 82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2.
Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой. Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала.
Затем снова регулируют зацепление червяк — сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителей руля тракторов МТЗ-80,МТЗ- 82 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.
У гидроусилителей трактораМТЗ-80 для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вынимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.
Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют.
При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора. При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля МТЗ-80,МТЗ- 82 совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.
У гидроусилителя руля (ГУР) тракторов МТЗ-80,МТЗ - 82 уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.