Файл: 1. Функциональное назначение, устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цапфы шестерен смазываются маслом, которое увлекается в спиральные канавки в расточках подшипников 3 из полости всасывания. Этим маслом смазываются и охлаждаются цапфы шестерен, после чего оно уходит обратно в полость всасывания.

2.Техническое обслуживание по обеспечению безопасности эксплуатации рулевого управления тракторов МТЗ- 80, МТЗ -82.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в корпусе и отсутствием течи по соединениям гидроусилителя, за состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; в своевременном смазывании карданных шарниров рулевого привода, промывке масляного фильтра, замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, в оперативном устранении неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.

Необходимо следить, чтобы при проверке уровня масла, промывке масляного фильтра и заливке масла в систему гидроусилителя не вносилась грязь.

Промывка масляного фильтра производится через каждые 960 ч в такой последовательности.

  1. Отъединить маслопровод 12 (рис. 3) смазывания верхней опоры от крышки 11 и редукционного клапана 14.

  2. Снять верхнюю крышку 11, для чего вывернуть все болты и, заворачивая равномерно два из них в резьбовые отверстия, приподнять ее.

  3. Отъединить два оставшихся маслопровода от редукционного клапана 14 и, придерживая рукой фильтр 13, выворачивать клапан, пока не освободится фильтр.

  4. Промыть фильтр в бензине или дизельном топливе, очистив его внутреннюю полость от грязи. Одновременно с промывкой фильтра подтяните гайку 8 крепления сектора 7 на валу 21 и проверьте зубчатое зацепление рейка - сектор.

Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм. зацепление следует отрегулировать.

Для этого выверните четыре болта крепления упора 23 рейки-корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки 24, уменьшайте зазор в зацеплении до 0,1...0,3 мм. Зазор между зубьями сектора и рейки замеряют с помощью щупа.

Фильтр устанавливают в обратной последовательности. После установки крышки 11 следует, предварительно отвернув контргайку, завернуть до отказа болт 10, регулирующий осевое перемещение поворотного вала 21. Затем болт выворачивают приблизительно на 1/10-1/8 оборота и контрят гайкой.


Регулировка зацепления червяк - сектор и подтяжка гайки червяка. Свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30°. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор - червяк и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор - червяк необходимо выполнить следующее.

1.При помощи домкрата приподнять передний мост или отъединить от сошки рулевые тяги.

2.Ослабить болт 5 крепления регулировочной эксцентричной втулки 6 и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе вращать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк - сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока не исчезнет заедание при повороте рулевого колеса от одного крайнего положения в другое.
Усилие на рулевом колесе не должно превышать 15...25 Н (1,5...2,5 кгс) при отсоединенных от сошки рулевых тягах и 30...40 Н (3...4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.

3.Затянуть болт 5 крепления регулировочной втулки б и соединить рулевые тяги с сошкой, надежно законтрив гайки (или снять передний мост с домкрата, если он был поддомкрачен).

Специальная гайка 30 со сферическим торцом должна поджимать обоймы подшипников 28 к торцам золотника 31. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления затяжки гайки или неправильной затяжке ее при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость цилиндра, и поворачивать направляющие колеса трактора.

Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку 29 двумя диаметрально расположенными болтами, закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки 29 либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 30 до плотного прижатия обойм подшипников 28 к золотнику 31. Проверить момент затяжки, который должен быть в пределах 20 Н-м (2 кгс-м). Затем отвернуть гайку 7 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать.



Следует заметить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники 28. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение золотника в положение «нейтральное» под действием пружины 6 (см. рис. 4) после прекращения вращения рулевого колеса влево. Проверка производится при неработающем дизеле. После проверки необходимо установить уплотнительное кольцо и крышку 29 (см. рис. 3) и затянуть болты.

Регулировка предохранительного клапана. Нарушение регулировки предохранительного клапана приводит к увеличению усилия на рулевом колесе, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для проверки регулировки клапана в магистраль от насоса к распределителю или вместо резьбовой пробки 1 (см. рис. 3) подсоединяют манометр со шкалой не менее 10 МПа (100 кгс/см²). Затем при работающем на максимальной частоте вращения дизеле, поворачивая рулевое колесо от упора до упора, нагревают масло до температуры 50°С. Давление на шкале манометра в крайнем левом или правом положении рулевого колеса должно быть в пределах 8,3...9,3 МПа (83 ...93 кгс/см²). Если оно меньше указанных пределов, следует отвернуть колпак и медленно заворачивать отверткой регулировочный винт 3 до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,3 ...9,3 МПа. После этого необходимо законтрить винт 3 контргайкой и завернуть колпак.

3.Причины и виды неисправностей рулевого управления тракторов МТЗ- 80, МТЗ-82.
  К неисправностям рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 при кото­рых запрещается эксплуатация трактора, относятся: заедание рулевого управления, свободный ход (люфт) рулевого колеса больше допустимого, большой износ деталей рулевого привода, ослабление крепления и нарушение шплинтовки шарниров рулевых тяг.

Даже незначительное затруднение в управлении может стать причиной аварии, поэтому работа на таких машинах запрещена.

Основные неисправности рулевого управ­ления МТЗ и способы их устранения приведены в таблицах.

 

Возможные неисправности рулевого управления тракторов МТЗ и способы их устранения


Неисправности

Причины

Способы устранения

Неравномерное сопротивление враще­нию рулевого колеса, Повышенное усилие на рулевом колесе

Повреждены подшипники червяка, погнуты тяги

Заменить поврежденные детали

Повышенное усилие в зацеплении червяк-сектор

Отрегулировать зацепление

Ослабла затяжка гайки червяка

Затянуть гайку и отпустить на 1/6 оборота. Зашплинтовать

Повышенная неустойчивость передних колес при движении

Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах рулевых тяг

Отрегулировать затяжку подшипников ступиц (фланцев) передних колес, затяни­те гайки шаровых пальцев рулевых тяг

Ослаблена затяжка гаек крепления рулевой сошки, сектора или поворотных рычагов

Подтянуть гайки

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Повышенный люфт в соединениях рулевой трапеции

Устранить люфт в шарнирах рулевой трапеции, проверьте затяжку гаек руле­вой сошки и поворотных рычагов


 
Возможные неисправности рулевого управления тракторов МТЗ с гидроусилителем и способы их устранения



Неисправности

Причины

Способы устранения

Повышенное усилие на рулевом колесе

Недостаточное количество масла

Проверить уровень масла и при необходимости долить

Повышенные утечки масла, нарушена настройка клапанов насоса-дозатора

Заменить насос-дозатор или блок клапанов

Попадание воздуха в систему

Выявить и устранить негерметичиость всасываю­щей магистрали

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Наличие воздуха в магистрали цилин­дров механизма поворота, пенообразо­вание масла в гидросистеме

Устранить подсос воздуха в систему, проверив герметичность всасывающих магистралей и исправ­ность манжет насосов гидросистемы и рулевого управления. Прокачать систему рулевого управления



Неисправности гидросистемы рулевого управления тракторов МТЗ.
  Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического сос­тояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления.

При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи гидроусилите­ля руля МТЗ.

Вначале проверяют техническое состояние соединительных дета­лей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют.

Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеп­лениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление — прибор НИИАТ-402. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой ко­лонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения за­зоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свобод­ный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый—35 .


С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.

По поло­жению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке опре­деляют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки меха­низмов.
   
Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля (ГУР) трак­торов МТЗ-80, МТЗ-82, 1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентри­ковая втулка; 4— монтировочная лопатка

 

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,МТЗ- 82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2.

Если свобод­ный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой. Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. 

Затем снова  регулируют зацепление  червяк — сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без зае­дания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняе­мые при ремонте гидроусилителей руля тракторов МТЗ-80,МТЗ- 82 сложные и требуют применения контрольно-испытательного обо­рудования после окончательной сборки.

У гидроусилителей трактораМТЗ-80 для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вы­нимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки чер­вяк в сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые под­шипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их за­меняют.

При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесен­ную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впа­дине сектора. При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля МТЗ-80,МТЗ- 82 совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У гидроусилителя руля (ГУР) тракторов МТЗ-80,МТЗ - 82 уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крыш­ку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.