ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
усмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с российским законодательством (гл. 2 НК РФ) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Данное понятие не обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая система».
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ. К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
Российское законодательство предоставляет возможность использовать отдельным категориям налогоплательщиков не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К таким режимам относятся:
Кроме того, налоги могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1) В зависимости от плательщика: взимаемые с организаций, с физических лиц, общие (земельный налог, транспортный налог).
2) От формы обложения: прямые (налог на прибыль организаций, НДФЛ) и косвенные (НДС и акцизы).
8.Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц.
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц
Порядок принятия и введения в действие законов о налогах и сборах можно рассматривать по трем аспектам.
1. Действие закона во времени можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, можно говорить о вступлении в силу закона, во-вторых, об обратной силе закона. Рассмотрим первую составляющую.
Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.
1-я группа. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.
2-я группа. Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают в силу следующим образом: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Почему для актов налогового законодательства установлен более длительный срок вступления в силу, чем для актов иных отраслей права? Во-первых, налоговое законодательство – достаточно сложная отрасль для толкования и правоприменения. Поэтому участникам налоговых правоотношений требуется время, чтобы осмыслить и подготовиться к реализации новых налоговых норм. Кроме того, удлиненный срок обусловлен конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования. Задача государства – обеспечить оптимальный режим функционирования национальной экономики, составной частью которого выступает стабильная и предсказуемая налоговая система. Налогоплательщик вправе заблаговременно ознакомиться с изменениями налогового законодательства, распланировать свою деятельность до возникновения налоговой обязанности по конкретному налогу, получить разъяснения в налоговых органах, скорректировать экономическую стратегию. Это актуально для каждой организации и гражданина, поскольку налоговые реформы прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности, на осуществление права собственности, то есть речь идет об основных правах человека и гражданина.
Для определения момента вступления в силу акта налогового законодательства важно установить два юридических факта – дату официального опубликования акта и налоговый период. Согласно части 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. По разным налогам налоговый период разный, так по акцизам он составляет один месяц, по НДС – квартал, по транспортному налогу – календарный год.
Почему законодатель указывает налоговый период как одно из условий вступления в силу актов налогового законодательства? Дело в том, что изменение режима налогообложения в течение налогового периода фактически означает придание акту обратной силы, то есть распространение его на правоотношения, возникшие с начала текущего налогового периода, что по общему правилу недопустимо. В таком случае акту фактически придается обратная сила, хотя бы и без прямого указания об этом в самом акте.
В налоговом праве обратная сила закона ограничивается следующими нормами:
1) Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
2) Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
3) Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 2 и 3, указанных выше, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.
3. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства,
обязанность по уплате налога распространяется также
на лиц, являющихся резидентами РФ.
В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.
9.Субъекты налоговых правоотношений. Содержание налоговых правоотношений.
Налоговое правоотношение — это общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов; осуществления налогового контроля; привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому налоговые отношения не могут регулироваться нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», и актами других отраслей права (гражданского, финансового, бюджетного и др.).
Налоговые отношения отличаются от других видов общественных правоотношений своим объектом, субъектом и содержанием.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, пошлина, исчисление которых производится в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не тождественные понятия. В качестве объектов налогообложения выступают материальные блага налогоплательщиков, с которых в определенном законом порядке уплачиваются налоговые платежи. А именно: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции, работ и услуг; другие объекты.
Субъекты налогового права наделены правосубъектностью, т. е. пра-воспособностью и дееспособностью.
Налоговая правоспособность — это предусмотренная налоговым правом возможность обладания правами и несения обязанностей по поводу объектов налоговых правоотношений.
Налоговая дееспособность — это предусмотренная налоговым правом способность лица к самостоятельному осуществлению принадлежащих ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ. К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
-
налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ); -
акцизы (гл. 22 НК РФ); -
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ); -
налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); -
налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (гл. 26 НК РФ); -
водный налог (гл. 25.2 НК РФ); -
сбор за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ); -
государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ); -
налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
-
налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); -
транспортный налог (гл. 28 НК РФ); -
налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
-
налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) -
земельный налог (гл. 31 НК РФ). -
торговый сбор (гл. 33 НК. РФ)
Российское законодательство предоставляет возможность использовать отдельным категориям налогоплательщиков не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К таким режимам относятся:
-
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) ( далее ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ); -
упрощенная система налогообложения ( далее УСН) (гл. 26.2 НК РФ); -
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ)( отменена с 2021 года); -
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ); -
патентная система налогообложения (далее ПСН) (гл.26.5 НК РФ); -
налог на профессиональный доход ( в порядке эксперимента).
Кроме того, налоги могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1) В зависимости от плательщика: взимаемые с организаций, с физических лиц, общие (земельный налог, транспортный налог).
2) От формы обложения: прямые (налог на прибыль организаций, НДФЛ) и косвенные (НДС и акцизы).
8.Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц.
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц
Порядок принятия и введения в действие законов о налогах и сборах можно рассматривать по трем аспектам.
1. Действие закона во времени можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, можно говорить о вступлении в силу закона, во-вторых, об обратной силе закона. Рассмотрим первую составляющую.
Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.
1-я группа. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.
2-я группа. Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают в силу следующим образом: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Почему для актов налогового законодательства установлен более длительный срок вступления в силу, чем для актов иных отраслей права? Во-первых, налоговое законодательство – достаточно сложная отрасль для толкования и правоприменения. Поэтому участникам налоговых правоотношений требуется время, чтобы осмыслить и подготовиться к реализации новых налоговых норм. Кроме того, удлиненный срок обусловлен конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования. Задача государства – обеспечить оптимальный режим функционирования национальной экономики, составной частью которого выступает стабильная и предсказуемая налоговая система. Налогоплательщик вправе заблаговременно ознакомиться с изменениями налогового законодательства, распланировать свою деятельность до возникновения налоговой обязанности по конкретному налогу, получить разъяснения в налоговых органах, скорректировать экономическую стратегию. Это актуально для каждой организации и гражданина, поскольку налоговые реформы прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности, на осуществление права собственности, то есть речь идет об основных правах человека и гражданина.
Для определения момента вступления в силу акта налогового законодательства важно установить два юридических факта – дату официального опубликования акта и налоговый период. Согласно части 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. По разным налогам налоговый период разный, так по акцизам он составляет один месяц, по НДС – квартал, по транспортному налогу – календарный год.
Почему законодатель указывает налоговый период как одно из условий вступления в силу актов налогового законодательства? Дело в том, что изменение режима налогообложения в течение налогового периода фактически означает придание акту обратной силы, то есть распространение его на правоотношения, возникшие с начала текущего налогового периода, что по общему правилу недопустимо. В таком случае акту фактически придается обратная сила, хотя бы и без прямого указания об этом в самом акте.
В налоговом праве обратная сила закона ограничивается следующими нормами:
1) Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
2) Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
3) Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 2 и 3, указанных выше, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.
3. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства,
обязанность по уплате налога распространяется также
на лиц, являющихся резидентами РФ.
В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.
9.Субъекты налоговых правоотношений. Содержание налоговых правоотношений.
Налоговое правоотношение — это общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов; осуществления налогового контроля; привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому налоговые отношения не могут регулироваться нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», и актами других отраслей права (гражданского, финансового, бюджетного и др.).
Налоговые отношения отличаются от других видов общественных правоотношений своим объектом, субъектом и содержанием.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, пошлина, исчисление которых производится в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не тождественные понятия. В качестве объектов налогообложения выступают материальные блага налогоплательщиков, с которых в определенном законом порядке уплачиваются налоговые платежи. А именно: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции, работ и услуг; другие объекты.
Субъекты налогового права наделены правосубъектностью, т. е. пра-воспособностью и дееспособностью.
Налоговая правоспособность — это предусмотренная налоговым правом возможность обладания правами и несения обязанностей по поводу объектов налоговых правоотношений.
Налоговая дееспособность — это предусмотренная налоговым правом способность лица к самостоятельному осуществлению принадлежащих ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей.