Файл: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1810

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.
В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др.
Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого. Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.
Появление вредных привычек признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:
-воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к гиподинамии, неправильному питанию, наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
-недостаточно сформированная у ребенка потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог--переход из школьного коллектива в среду уличных компаний. [15]

23
Совместно с врачом и медицинской сестрой можно выявить отклонения в здоровье ребенка, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.
Всем профилактическим мероприятиям должна предшествовать санитарно-просветительная работа. Основная цель санитарного просвещения
- это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья и предупреждение заболеваний. Современная медицина имеет профилактическую направленность. Каждый медицинский работник ежемесячно (не менее 4 часов рабочего времени) должен посвящать санитарно-просветительной работе. С валеологических позиций, знание форм и методов санитарно-просветительной работы имеет большое значение для убеждения и пропаганды здорового образа жизни среди населения и формирования «психологии» здоровья. Медико-санитарное убеждение направлено на убеждение индивида по поводу факторов и событий, формирующих индивидуальное здоровье.
Как активные, так и пассивные формы работы должны быть рассчитаны на определенную аудиторию. Санитарно-просветительная работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. Среди детей санитарное просвещение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста.
Ведущей формой санитарно-просветительной работы со взрослым населением являются убеждение и пропаганда. Начинать ее следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к проблеме здорового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.
Гигиеническое воспитание - это привитие полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни. С детьми 3-4 лет эту работу следует строить с использованием игровых элементов, рисунков, игрушек и т.д. Беседа с ними должна быть короткой и продолжаться несколько занятий. Детям 4-7 лет занятия рекомендуется проводить с


24 использованием персонажей популярных сказок. В ходе этих занятий им прививают элементы личной гигиены, элементы закаливания и гигиены полости рта и др. Для закрепления полученных знаний детям можно загадывать загадки, показывать рисунки, плакаты, задавать вопросы. [26]
При формировании осознанных культурно-гигиенических навыков у детей необходимо применять метод медико-педагогического убеждения, который является совокупностью мер по санитарному просвещению.
Составными частями этого метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, наглядных пособий. Выступление перед детьми лучше строить в виде диалога, который ведется с учетом их возраста. Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться по трем направлениям. В начале формируется представление о навыке, затем необходимо обучить последовательности действий, составляющих навык. Третье направление - это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных знаний целесообразно привлекать учащихся старших классов, которые могут, например, выпустить санбюллетень посвященный здоровому образу жизни.
[3]
Более взрослые дети в беседе по пропаганде здорового образа жизни должны получить знания по анатомии, физиологии, сведения о причинах возникновения заболеваний. В этих беседах необходимо затрагивать вопросы сохранения здоровья за счет закаливания, занятий спортом, физических упражнений, рационального режима дня, рационального питания и полноценного сна.
Выбор тем, форм и методов проведения санитарно-просветительной работы среди родителей населения зависит от их профессионального состава, уровня образования, возраста, пола и т.д. Рекомендуется дополнять лекцию
(беседу) показом видеофильмов по проблемам сохранения здоровья и использовать современную мультимедийную аппаратуру (компьютерный

25 проектор). Также, можно предложить им памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Все наглядные материалы, которые демонстрируются при выступлениях перед аудиторией, должны быть эстетически оформлены, призывать к здоровому образу жизни и сохранению здоровья. При этом не рекомендуется использовать устрашающие изображения, например, черепа, костей, шприцев и т.д. [11]
Возможно проведение беседы в форматах:
1.Учебная беседа (в данном случае - метод беседы) используется для проведения санитарно-просветительной работы:
- представляет собой диалог, получение ответов посредством искусно поставленных вопросов; поиск ответа на проблему, используя примеры из жизненного опыта или рисунков, слайдов, видеофрагментов;
- часто начинается с постановки вопроса и постепенно переходит в дискуссию;
- ведущий беседы анализирует, уточняет и обобщает ответы, формулирует выводы и теоретические положения;
- итогом беседы является общий, согласованный вывод.
В ходе беседы используются 4 основных метода ведения беседы:
- прямой вопрос;
- незавершенный вопрос;
- определение проблемы;
- решение проблемы.
2. Развернутая беседа по заранее известному плану - наиболее распространенный вид беседы по плану с кратким выступлением и заключением организатора беседы, позволяет вовлечь максимум слушателей в активное обсуждение темы. Достигается это путем развернутого выступления нескольких слушателей по своим вопросам плана, дополнений других, постановки проблемных вопросов. [17]


26
Создание в системе первичного звена здравоохранения так называемых
«школ здоровья» способствует решению проблемы. «Школа здоровья» является особой формой работы с пациентами. Медработнику важно осознавать потребности пациентов с учетом их эмоционального состояния и доходчиво рассказывать о заболевании, его причинах и методах лечения, помогать пациентам в управлении своим образом жизни и различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс.
Учебные программы для «школ здоровья» основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем. При ведении
«школы здоровья» используются принципы групповой рациональной терапии. Медицинская сестра затрачивает меньше времени, так как может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.
Применение обучающих программ имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение, способствует лучшей социальной адаптации пациентов с хронической патологией, что ведет к уменьшению прямых и косвенных затрат на лечение. [6]
Так же в формировании здорового образа жизни большую роль играет профилактика ятрогенных заболеваний. Речь идет о болезнях, порожденных неверным словом и неверными действиями медицинских работников. Сейчас мы стоим перед фактом массовой ракофобии, радиофобии, СПИДофобии, возникшими большей частью по вине пропагандистов здоровья. Действия медицинского персонала учат элементам здорового образа жизни не меньше, чем слово.

27
Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие
«здоровый образ жизни».
Таким образом, знания - важный, но недостаточный стимул для изменения своего поведения. Для каждого индивидуума повод и мотивация к изменениям различны, и медсестре следует помочь пациенту в поиске мотива. Пациент или его родитель, в нашем случае, должен сам выбрать факторы риска, на которые он может повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу - непосильная задача для многих, необходимо посоветовать больному, какими проблемами ему следует заняться в первую очередь.
Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичными, точно сформулированными, определенными во времени. Необходимо иметь возможность оценивать выполнение этих задач. Медсестра-организатор должна учитывать готовность пациента к восприятию информации и вовлекать его в процесс обучения, поощрять к установлению собственных целей и самооценке, обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением различных режимов. При выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью. [28]
Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико- санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.
В. Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и


28 восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Следовательно, медицинская сестра, должна хорошо знать теоретически, и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента. [23]
Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем. Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем, помощь в их решении в пределах сестринской компетенции. Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента. Сестринский процесс состоит из 5 этапов, последовательность которых предполагает логически опосредованную последовательность действий медицинской сестры. Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.
I этап - сестринское обследование (сбор информации о пациенте).
Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу.
Сестринская диагностика (определение проблем) всегда отражает дефицит само ухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.
Сестринские диагнозы могут быть физиологические,

29 психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: зависимое вмешательство
(выполнение под наблюдением врача и по назначению врача), независимое вмешательство (по собственному усмотрению), и взаимозависимое вмешательство (сотрудничество с врачами и другими специалистами).
Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.
Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе оказания медицинской помощи.


30
Медицинская сестра является творчески мыслящим, активным членом лечебной бригады, ее задача формировать у пациента чувство ответственности за свое здоровье перед собой и родственниками.
Справедливости ради следует отметить, что в последнее время подчеркивается возрастающая роль сестринского персонала в деле просвещения населения, создания и поддержания позитивных изменений в их образе жизни. Каждый гражданин должен быть информированным об основных достижениях отечественного здравоохранения.
Таким проводником знаний, необходимых для здоровья нации, является самая многочисленная группа работников здравоохранения-средние медицинские работники. [24]

31