Файл: Введение 1 Теоретическая часть. Логистические информационные системы теоретический аспект 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Глава 1 Введение

Теоретическая часть. Логистические информационные системы: теоретический аспект

1.1. Понятие, функции и задачи логистической информационной системы

1.2. Структура логистических информационных систем

1.3. Принципы построения логистических информационных систем

1.4. Построение и функционирование логистических информационных систем

1.5. Виды логистических информационных систем

Практическая часть. Анализ и пути совершенствования логистической информационной системы ООО «Эксист-М»

2.1. Краткая характеристика ООО «Эксист-М»

2.2. Анализ логистической информационной системы ООО «Эксист-М»

2.3. Предложения по совершенствованию логистической информационной системы

В составе программы содержится четыре основных модуля:

2.3.1. Этапы и стоимость внедрения информационной системы

1С-Рарус: Транспортная логистика и экспедирование» в деятельность ООО «Эксист-М»

2.3.2. Эффект от внедрения информационной системы

1С-Рарус: Транспортная логистика и экспедирование» в деятельность ООО «Эксист-М»

Заключение

Список литературы

Приложения



Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Наиболее часто логистические информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

– техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

– информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

– математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.

Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками) [10].

Эффективное управление информационными потоками очень важно с точки зрения обеспечения должного уровня исполнения логистических операций и соответствующего обслуживания клиентов. Исследования показали, что к основным объектам использования информационных потоков в области логистики относятся: сроки и время доставки товаров, управление уровнем запасов, учет поступления и исполнения заказов, контроль отгрузки и транспортировки и многое другое.


Логистическая информационная система (ЛИС) определяется как «система, взаимно увязывающая работу электронно-вычислительной техники с действиями менеджеров по логистике и обеспечивающая получение ими доступной правильной информации, позволяющей организовать и осуществить процессы планирования и исполнения логистических операций»[6].

С функциональной точки зрения ЛИС представляет собой четырехуровневую иерархическую систему, где:

– на первом уровне с помощью ЛИС решаются вопросы осуществления конкретных операций – поступление заказов, отгрузка продукции, учет продукции, подготовка груза к отправке, принятие поступающего сырья, складские операции и т. д.;

– на втором уровне решаются вопросы учета и контроля– управление запасами, учет наличия складских площадей, контроль процесса транспортировки продукции, бухгалтерские операции по счетам, вопросы движения средств на счетах и т. д.;

– на третьем уровне решаются вопросы аналитического характера – использование логистики для поддержки маркетинговых операций (содействие продажам), прогноз поступления заказов и возможностей их исполнения, финансовое планирование (в том числе расходов, связанных с логистикой);

– на последнем, четвертом уровне решаются стратегические проблемы – планирование операций на уровне компании, изменения в структуре, определение приоритетных направлений в логистической работе на перспективу [12].

При рассмотрении вопросов работы логистической информационной системы в целом предполагается, что информация не просто передается и накапливается, но служит инструментом при принятии административно-коммерческих решений

Управление различного рода материальными потоками базируется на обработке связанной с этими потоками информации, инициирующей их и возникающей в результате их движения.

Информационное обеспечение логистики можно рассматривать в узком и широком смысле слова, как информационную логистику.

В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Во втором случае информационная логистика является системой, обеспечивающей информацией организацию в целом исходя из логистических правил (рациональность, своевременность, точный расчет).



Всесторонний анализ понятийного аппарата позволяет рассматривать информационную логистику как науку о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).

Объектами управления логистическими информационными системами являются потоки информации, связанные со снабжением, производством, запасами и распределением готовой продукции в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (как внутри отдельных организаций, так и за их пределами).

Субъектом управления информационными потоками в логистических системах являются конкретные структурные подразделения или лица, принимающие решения [21].

Реализация системного подхода в логистике требует рассмотрения объекта и субъекта управления как совокупности элементов (звеньев), между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.

Информационным звеном считается некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках действующей информационной системы, выполняющий локальную цель, связанную с определенными информационными операциями. Звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Информационные функции, процедура и операция формируются исходя из общепринятых понятий декомпозиции исходного множества на составные части. Однако в отличие от других видов функций (процедур, операций) информационные аналоги характеризуются совокупностью действий, связанных с определенным объектом, а именно информационными потоками (организацией информационных массивов и потоков, координацией движения информационных потоков, сбором, обработкой, хранением и передачей информации). Специфика их определения в логистической среде характеризуется направленностью на реализацию целей и задач, поставленных перед логистической системой и/или ее звеньями.

Таблица 2. Виды и состав функций подсистемы информационного обеспечения логистической организации


Виды функций

Наименование функций

Состав основных процедур по функции

Первичные

Организация массивов информации

Разработка структурированных массивов данных. Мониторинг соответствия массивов данных требованиям классификаторов и унифицированных систем документации

Организация потоков информации

Определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления. определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления. разработка документооборота. Использование технических средств для обработки данных. Установление порядка составления, оформления и регистрации данных.

Организация процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации

Обеспечение технологических процессов необходимыми средствами. Распределение информации между отделами и подразделениями, отдельными исполнителями.

Вторичные

Обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших достижениях науки и техники, экономики и производства, передовом логистическом опыте

Анализ отечественных и зарубежных логистических изданий по конкретной тематике. Выборка материалов по направлениям. рассылка материала заинтересованным лицам. сбор заявок на тематичесские обзоры.


С развитием информационных логистических систем на первый план также выходят такие функции как:

  • планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах;

  • координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг;

  • мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебойности.

  • оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.


Основные задачи логистических информационных систем.

  1. Непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказов.

  2. Непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени.

  3. Реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности).

  4. Обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства.

  5. Предоставление информации для стратегического планирования.

  6. Предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов.

  7. Обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест».

  8. Обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия.

  9. Обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей.

  10. Обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.