Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель государства заключается в стремлении максимально полного удовлетворения интересов своих граждан
. Оно призвано обеспечивать общественный порядок и осуществлять рациональную организацию общества в социально-политическом процессе. Важнейшей задачей государства является разрешение противоречий, возникающих при столкновении различных интересов в обществе.

7. Международно-правовые правозащитные положения, касающиеся правозащитной деятельности: общая характеристика.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние, так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
- Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней.
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
- Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (заключена в рамках СНГ) с Дополнительными протоколами к ней.
- Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
- и многие другие (более полный перечень приведен в §4.4 настоящего пособия).
Двусторонние договоры
(с участием Генеральной прокуратуры РФ) многочисленны и разнообразны:
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября 2008 г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24 июня 2019 г.;

- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22 сентября 2006 г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-Айрес, 24 апреля 2008 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
- Двусторонние (с участием Генеральной прокуратуры РФ):
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября 2008 г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24 июня 2019 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22 сентября 2006 г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-Айрес, 24 апреля 2008 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания (Москва, 5 мая 2008 г.);
- Совместное заявление о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Федеральным Министерством юстиции Федеративной Республики Германия (Санкт-Петербург, 6 июня 2007 г.);


- Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Индонезии от 3 октября 2018 г.;
- Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Национальным Управлением Италии по борьбе с мафией (Москва, 14 мая 2002 г.);
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственной Генеральной прокуратурой Королевства Испания (Мадрид, 3 марта 2009 г.);
- Соглашение между прокуратурой Российской Федерации и прокуратурой Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах повышения квалификации кадров, научно-исследовательской и учебно-методической работы (Москва, 10 июня 1994 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан от 23 июня 2009 г.; и др.

8. Правозащитная деятельность прокуратуры в Российской Федерации в 60-х гг. ХIХ В. - середина XX в.
Начиная с 1802 года, генерал-прокурор мог быть и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной". Это означало, что прокуроры как государственные обвинители стали выполнять правозащитную функцию в судах при рассмотрении последними уголовных дел.

В
1867 году была создана военная прокуратура в соответствии с военно-судебным уставом. По сути, - это был второй прототип специализированной прокуратуры, которая действует в России до настоящего времени, - системы военных прокуратур.
В результате реформ возникли и существовали две системы прокуратур
: прокуратуры судов и губернские прокуратуры. Последние не осуществляли обвинительную функцию, но имели широкие полномочия при осуществлении надзора за исполнением законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура в
20-м веке.
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы и перестали существовать на основании Декрета о суде от
24 ноября 1917 г. № 1.
28 мая 1922 года было принято «Положение о прокурорском надзоре». По нему в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура, которая осуществляла следующие функции:
1) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
2) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
3) поддержание обвинения на суде;
4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
То есть после учреждения данного органа
, действовали 2 системы, организационно не связанные между собой: данная прокуратура и прокуратуры союзных республик.
20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР, на которую возлагались:
- надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
- надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

- общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов
.
Законом
, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Примерно такое же построение имеет прокуратура и сейчас в соответствии со ст
. 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.).
Таким образом
, заключим, что правозащитная деятельность прокуратуры РФ в своём развитии прошла немалый исторический путь, но всегда стояла и стоит на страже закона, прав и свобод человека и гражданина.