Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель государства заключается в стремлении максимально полного удовлетворения интересов своих граждан. Оно призвано обеспечивать общественный порядок и осуществлять рациональную организацию общества в социально-политическом процессе. Важнейшей задачей государства является разрешение противоречий, возникающих при столкновении различных интересов в обществе.
7. Международно-правовые правозащитные положения, касающиеся правозащитной деятельности: общая характеристика.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние, так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
- Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней.
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
- Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (заключена в рамках СНГ) с Дополнительными протоколами к ней.
- Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
- и многие другие (более полный перечень приведен в §4.4 настоящего пособия).
Двусторонние договоры (с участием Генеральной прокуратуры РФ) многочисленны и разнообразны:
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября 2008 г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24 июня 2019 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22 сентября 2006 г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-Айрес, 24 апреля 2008 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
- Двусторонние (с участием Генеральной прокуратуры РФ):
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября 2008 г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24 июня 2019 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22 сентября 2006 г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-Айрес, 24 апреля 2008 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания (Москва, 5 мая 2008 г.);
- Совместное заявление о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Федеральным Министерством юстиции Федеративной Республики Германия (Санкт-Петербург, 6 июня 2007 г.);
- Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Индонезии от 3 октября 2018 г.;
- Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Национальным Управлением Италии по борьбе с мафией (Москва, 14 мая 2002 г.);
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственной Генеральной прокуратурой Королевства Испания (Мадрид, 3 марта 2009 г.);
- Соглашение между прокуратурой Российской Федерации и прокуратурой Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах повышения квалификации кадров, научно-исследовательской и учебно-методической работы (Москва, 10 июня 1994 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан от 23 июня 2009 г.; и др.
8. Правозащитная деятельность прокуратуры в Российской Федерации в 60-х гг. ХIХ В. - середина XX в.
Начиная с 1802 года, генерал-прокурор мог быть и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной". Это означало, что прокуроры как государственные обвинители стали выполнять правозащитную функцию в судах при рассмотрении последними уголовных дел.
В 1867 году была создана военная прокуратура в соответствии с военно-судебным уставом. По сути, - это был второй прототип специализированной прокуратуры, которая действует в России до настоящего времени, - системы военных прокуратур.
В результате реформ возникли и существовали две системы прокуратур: прокуратуры судов и губернские прокуратуры. Последние не осуществляли обвинительную функцию, но имели широкие полномочия при осуществлении надзора за исполнением законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокуратура в 20-м веке.
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы и перестали существовать на основании Декрета о суде от 24 ноября 1917 г. № 1.
28 мая 1922 года было принято «Положение о прокурорском надзоре». По нему в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура, которая осуществляла следующие функции:
1) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
2) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
3) поддержание обвинения на суде;
4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
То есть после учреждения данного органа, действовали 2 системы, организационно не связанные между собой: данная прокуратура и прокуратуры союзных республик.
20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР, на которую возлагались:
- надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
- надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.
Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Примерно такое же построение имеет прокуратура и сейчас в соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.).
Таким образом, заключим, что правозащитная деятельность прокуратуры РФ в своём развитии прошла немалый исторический путь, но всегда стояла и стоит на страже закона, прав и свобод человека и гражданина.