Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смешанной функцией, по нашему кафедральному мнению, следует считать уголовное преследование, осуществляемое прокурорами в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Каждая функция, каждое направление деятельности прокуратуры имеют следующую структуру: цели и задачи, предмет, поднадзорные и надзирающие объекты и субъекты, полномочия прокуроров и правовые средства выявления нарушений законов и реагирования на них. По этим структурным критериям одна функция прокуратуры отличается от другой, одно направление деятельности от другого.

2. Отличительные черты правозащитной деятельности российской прокуратуры от правозащитной деятельности других государственных органов при осуществлении надзорной и контрольной функций.

Следует учитывать, что в Российской Федерации функции контроля и надзора выполняет большое количество различных органов. Часть из них выполняют функции ведомственного контроля (в рамках одного ведомства), а другая часть выполняет функции вневедомственного контроля (исполнение одного закона или группы законов). Поэтому следует разграничивать такой надзор (контроль) и прокурорский надзор в России.

Следовательно, отдельные особенности правозащитной деятельности прокуратуры проявляются в характерных чертах её надзорной функции.

Основным отличием прокурорского надзора от других видов надзора и контроля является:

  1. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов и субъектов.

  2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ, то есть от имени высших органов государственной власти РФ (Президента, Федерального Собрания), от имени народа РФ, где прокуратура РФ представляет собой их специализированную службу по надзору за исполнением законов.

  3. Прокурорский надзор носит универсальный характер, т.к. сфера его деятельности – это все отношения, урегулированные правом. Прокурор может проверить исполнение закона практически любым субъектом или объектом, если в прокуратуру поступили сообщения о нарушении закона, прав и свобод человека и гражданина, требующие прокурорского реагирования.


Речь здесь идёт о предмете правозащитной деятельности прокуратуры.

Понять сущность прокурорского надзора невозможно без определения предмета надзора, так как прокуроры надзирают за соблюдением различными объектами и субъектами правоприменительной деятельности Конституции РФ, исполнением ими законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием правовых актов, издаваемых указанными объектами и субъектами, законам РФ.

При определении понятия предмета прокурорского надзора необходимо ориентироваться на текст действующего Закона о прокуратуре, в ст. 21, 26, 29, 32 которого предмет надзорной деятельности определен как:

- соблюдение Конституции РФ конкретными объектами и субъектами;

- исполнение ими законов РФ;

- соблюдение ими прав и свобод человека и гражданина;

- соответствие законам РФ издаваемых указанными объектами и субъектами правовых актов.

Таким образом, предмет правозащитной деятельности прокуратуры при осуществлении надзорной функции охватывает как активное (выполнение предписаний законов), так и пассивное (следование правовым запретам, незаконное бездействие) поведение поднадзорных объектов и субъектов.

  1. Широкий перечень поднадзорных прокуратуре объектов и субъектов. Больше ни один государственный орган в России не осуществляет надзор (контроль) за таким обширным и разнообразным перечнем объектов и субъектов.

  2. Прокуратура представляет собой высший надзорный орган по отношению к другим надзорным и контролирующим органам, органам ведомственного и вневедомственного контроля, а сами эти органы контроля и их должностные лица являются соответственно поднадзорными прокуратуре объектами и субъектами. Также, органы прокуратуры не вмешиваются в деятельность поднадзорных органов контроля и надзора, не подменяют их и какие-либо другие государственные органы.

  3. Наличие специфических прокурорских полномочий. Обнаружив нарушение закона, прокурор, как правило, не вправе его сам устранить, а вправе лишь направить соответствующий акт (иное средство) прокурорского реагирования правонарушителю, в вышестоящий орган и/или в суд.

Применительно к надзору за исполнением законов органами дознания и администрациями мест ограничения и лишения свободы прокурор обладает властными полномочиями.



Однако правозащитная деятельность прокуратуры РФ при осуществлении надзорной функции не безгранична и имеет свои пределы:

  1. По кругу поднадзорных объектов и субъектов (прокурорский надзор не осуществляется за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судами и судьями, обычными гражданами (не выступающими в качестве должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и т. п.)).

  2. По кругу правовых актов, за исполнением которых надзирают органы прокуратуры (Органы прокуратуры должны надзирать за исполнением законов и подзаконных актов, которые выносятся на основании и во исполнение законов (указы Президента РФ). Но прокуратура также надзирает и за исполнением актов применения права, таких как: судебные решения, приговоры, постановления административных комиссий и т.д. При выявлении прокурором нарушений закона он должен ссылаться лишь на нарушенный закон. Ни ведомственные, ни локальные акты в предмет прокурорского надзора не входят, и она не осуществляет надзор за ними).

3. Некоторые особенности правозащитной деятельности при осуществлении прокуратурой ненадзорной функции.

Есть особенности правозащитной деятельности прокуратуры РФ, осуществляемой при выполнении других (ненадзорных) функций. Так, например, прокурор при выполнении функции содействия осуществлению правосудию не обладает надзорными полномочиями, не вправе применять к судам и судьям надзорные правовые средства. Эта функция является по своему характеру ненадзорной, где все процессуальные действия прокурора не обязательны для судей и судов, а императивные полномочия принадлежат последним. Прокурор является лишь одним из важнейших участников соответствующего процесса и призван в нём содействовать суду в отправлении правосудия.

5. Анализ положений основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы правозащитной деятельности прокуратуры РФ.

На конституционном уровне основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации определяет Конституция РФ. Например, ее ст. 129, располагающаяся в главе VII «Судебная власть и прокуратура», часть 1 которой является отсылочной и отсылает к федеральному закону по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ (в том числе правозащитной).

В соответствии с ч
. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы международного права, помимо его норм, также являются частью правовой системы РФ. Соответственно, указанные принципы могут регулировать вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества, тем более что согласно абз. первому ст. 3 Закона о прокуратуре международные договоры РФ составляют правовую основу, в том числе и рассматриваемого направления ее деятельности.
Поскольку прокуратура РФ осуществляет свою правозащитную деятельность также в рамках участия в международном сотрудничестве
, соответствующие другие конституционные нормы обязательны для прокурорских работников.
Так
, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству, а на основании ее ст. 63 Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Заслуживают внимания также нормы пунктов «к» и «о» ст
. 71 Конституции РФ, согласно которым международные отношения РФ, международные договоры РФ и прокуратура РФ находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Нельзя не отметить и положения главы
2 Конституции РФ, закрепляющей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
На следующем уровне правового регулирования вопросов деятельности нашей прокуратуры нельзя не отметить роль Законов РФ о поправке к Конституции РФ
. Так, например таким законом от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ ст. 79 Основного закона нашей страны была дополнена положением о том, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Также, ст. 129 претерпела изменения: в частности, было закреплено нормативное определение термина «прокуратура Российской Федерации» (ч. 1), в котором перечислены функции данного государственного органа и указано на то, что детально они определяются федеральным законом.

Отдельные вопросы деятельности Генерального прокурора РФ и его заместителей регламентированы федеральными конституционными законами
: от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другими.
Говоря о международных правовых актах
, следует отметить как двусторонние, так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
- Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней.
- Кроме законов, организацию и деятельность органов прокуратуры регулируют подзаконные нормативные акты, прежде всего акты Президента РФ.

6. Соотношение публичных и частных интересов в правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
Поскольку интересы напрямую связаны с потребностями участников общественных отношений, наиболее целесообразно разделить охраняемые правом интересы по носителям (субъектам) на частные, как охраняемые правом, присущие конкретным лицам и социальным группам, и публичные - охраняемые правом общественные и государственные.

Несмотря на наличие отличительных признаков
, интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо, формируются посредством их личностного осознания. Кроме того, их удовлетворение лежит через удовлетворение интересов конкретных индивидов.
Вместе с тем частный имеет всегда значение исключительно отдельному лицу принадлежащего блага
, публичный же принадлежит не отдельным лицам, а обществу или их идеальному единству. Его совместное осуществление является условием предоставления жизненно важного блага всем нуждающимся в нем лицам. При этом реализация публичных является условием реализации частных интересов. Их границы достаточно подвижны, что обусловлено, прежде всего, уровнем социально-экономического и особенностями исторического развития общества. В ряде случаев такая условная граница приводит к коллизиям между этими интересами и противоречиям между их участниками.