Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
Условия и границы применения системы оценки достижения планируемых
метапредметных результатов
Метапредметные результаты отражают индивидуальный учет достижений обучающихся. Данные рассматриваются на заседаниях МО учителей начальных классов, представляются заместителю директора. Уровень метапредметных результатов, определённый на основании оценочных мероприятий за текущий учебный год, является основой для выстраивания дифференцированной работы с учащимися с целью устранения образовательных дефицитов.
Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и ИКТ (цифровой) грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий:
− участие во Всероссийском полиатлон-мониторинге «Политоринг» или контрольно- измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н. Бунеева (1-4 классы);
− групповой проект в рамках внешней оценки (4 классы).
Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.
Основой для оценки предметных результатов являются положения ФГОС НОО, представленные в разделах I «Общие положения» и IV «Требования к результатам освоения программы начального общего образования». Формирование предметных результатов обеспечивается каждой учебной дисциплиной.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщённый критерий «применение» включает:
− использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
− использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщённый критерий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 33
«функциональность» включает осознанное использование приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка предметных результатов – есть оценка достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, представленных в программах по учебным предметам,
50 курсам (модулям) на базовом и повышенном уровнях.
Основным объектом оценки предметных результатов обучающихся является система предметных знаний и действий.
Основное содержание оценки предметных результатов на уровне начального общего образования представлено в программах по учебным предметам для каждого класса.
Средствами оценивания предметных результатов являются:
• учебно-познавательные и учебно-практические задачи в рамках каждого учебного предмета;
• все виды творческих работ;
• практические, лабораторные, исследовательские работы;
• контрольные работы;
• тестовые материалы и др.
Оценки во 2-4 классах за устные ответы, письменные работы, тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы выставляются в классный журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2» (на основе критериев оценивания).
Освоение отдельных операций, умений и способов деятельности, динамика учебных достижений при мониторинге учебного процесса фиксируется в листах «Мониторинг предметных результатов учащихся» с целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого учащегося. Отметки во 2-4 классах при оценивании учебных достижений школьников в предметной области выставляются в электронный журнал.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Контрольно-оценочная деятельность проводится в соответствии с локальными нормативными актами МАОУ СШ № 143.
В рамках оценивания образовательных результатов учащихся проводятся:
- входные работы, проводимые учителями в начале учебного года с целью обнаружения (учащимися и педагогами) пробелов в ранее изученном материале для построения собственного плана повторений;
- текущие оценочные работы;
- итоговые.
За результат промежуточной аттестации в 1 классах принимается качественная оценка по каждой учебной программе: освоил(а) / не освоил(а). За результат промежуточной аттестации в 4 классах по предмету ОРКСЭ принимается качественная оценка: освоил(а) / не освоил(а). Результаты промежуточной аттестации учащихся 1-х классов фиксируются в листе достижений. Во 2-4 классах промежуточной аттестацией обучающихся по учебным предметам является годовая отметка.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания нескольких типов. Классификация заданий осуществляется по разным основаниям:
• по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
• по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
51
• по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
• по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Формы оценки:
Используются следующие формы оценки:
1. Безотметочное обучение (1 классы, 4 классы по ОРКСЭ).
2. Пятибалльная система (2-4 классы).
Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио
(листы индивидуальных достижений). Таблицы составляются из перечня действий
(умений), которыми должен и может овладеть ученик. Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
Система безотметочного обучения в 1-х классах
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей
«отметочной» системы оценивания.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
– дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
– критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с обучающимися основе. (критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
– приоритет самооценки – формируется способность обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога);
– непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения (обучающийся получает право на ошибку, которая может быть исправлена);
– сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
– естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
Особенности контрольно-оценочной деятельности обучающихся 1-х классов
Обучаясь в 1-м классе, обучающиеся приобретают следующие умения:
– оценивать свою работу по заданным педагогом критериям;
– соотносить свою оценку с оценкой педагога;
– договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
52
– обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Некоторые приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
– «Лесенка» - обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал
(нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – обучающийся хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно);
– «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей обучающиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (при проверке педагог, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше);
– «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов
(красный – я умею сам, желтый – я умею, но не уверен, зеленый – нужна помощь).
Допускается словесное оценивание. Устным ответам педагог может давать словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!» и т.д.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные средства:
• тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучающимся;
• стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы;
• устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов по предметам;
• наблюдения;
• результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику.
Учитель фиксирует уровни успешности при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических работ, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ); при текущем оценивании учитель руководствуется правилами контроля и оценивания, утверждёнными локальными нормативными актами МАОУ СШ
№143. Результаты отражаются в таблицах сформированности предметных образовательных результатов, которые педагог заполняет в течение учебного года.
Условия и границы применения системы оценки достижения планируемых
предметных результатов
Границами применения системы оценки достижения планируемых предметных результатов являются перевод обучающихся из класса в класс на уровне начального общего образования и перевод обучающихся с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.
Обучающиеся, успешно освоившие программу учебного года на уровне начального общего образования и имеющие положительные оценки по всем предметам соответствующего учебного плана, переводятся в следующий класс.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
53
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз школой создается комиссия.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. Обучающиеся школы по образовательным программам начального общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Все решения о переводе, повторной аттестации обучающихся или оставления на повторный год принимаются педсоветом школы и утверждаются приказом директора, доводятся до сведения обучающихся и их родителей.
Оценка предметных результатов ведётся каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей
(законных представителей).
1.4.3.
Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования.
Проводится администрацией образовательной организации в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений.
Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей, т. е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность, и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются