Файл: Содержание 2 Введение 3 Актуальные вопросы в историографии по проблемам истории России xx века 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
требования независимого суда, с коррупцией, с фальсификатом на выборах, за обязательность подчинения Закону всех сверху донизу - поддерживаются и выдвигаются политическими партиями и всей руководящей элитой, которые придерживаются разнообразных взглядов.
Глобализация представляет собой увеличение объемов хозяйственных связей в мире, которое сопровождается усилением экономической зависимости государств. Глобализация проявляется в виде опережающего роста объемов мировой торговли по отношению к материальным производства, увеличения инвестиционных и финансовых потоков. Причиной глобализации мировой экономики является целый ряд факторов, которые связаны с качественными изменениями в материальных производствах и инфраструктурной сфере. Модернизация рынка – это переход экономики к новой технологической основе и одновременное формирование адекватного механизма хозяйствования [20].
Известны два вида модернизации:
-Пионерская, которая характерна для государств-лидеров по мировому технологическому и экономическому прогрессу;
-Догоняющая наблюдается в странах, находящихся во «втором» эшелоне развития, для которых характерно освоение экономических механизмов и технологий, уже созданных в государствах-лидерах.
Для отечественной экономики характерен второй тип. Экономическое развитие России имеет свои особенности: общая природа, цели и содержание экономического развития с рядом других стран; развитие советской экономической системы в направлении становления рыночных отношений, под воздействием проводимых реформ и внутренних противоречий; особое значение внешнеполитического фактора при выборе направления создания передовой промышленности [8].
«Догоняющее» развитие экономики может осуществляться на базе двух стратегий: импортозамещающей и экспортоориентированной. Приоритетом в первой выступает создание диверсифицированных комплексов промышленности, которые призваны наполнить внутренний рынок, а уже затем заняться экспортом. Во главе второй стоит международная промышленная кооперация.
В 21 веке Россия придерживается импортозамещающей стратегии. Стратегия 2020 Основой стратегии 2020 является новая модель экономического роста и новая социальная политика. Необходимость в новой модели роста возникла потому, что прежняя, опиравшаяся на быстрое увеличение внутреннего спроса и рост цен на продукцию, исчерпала себя. При этом новая социальная политика невозможна без новой модели экономического развития. Для России требуется прирост темпов развития минимум на 5%. Однако данный рост должен основываться не на перераспределении ресурсов и экспорте сырья. Основная идея стратегии – маневр, позволяющий задействовать ранее неиспользованные факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий и научный потенциал. В новой социальной политике должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества, а также способных реализовать инновационный потенциал. Построение новой модели роста должно сопровождаться последовательным снижением инфляции, принятием бюджетных правил, которые регулируются бюджетные расходы в зависимости от долгосрочных цен на нефть. Основной задачей стратегии 2020 является частичная смена приоритетов в бюджетных расходах к 2020 году, а именно: увеличение финансирования человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП, при сокращении других расходов на это же значение [20].
Экономика России 21 века была сформирована достаточно быстрыми темпами, и, естественно, это не произошло без проблемных мест. Так, первой проблемой и самой серьезной стала политика, направленная на то, чтобы снизить концентрацию инвестиционного потока, усилить контроль над инвестициями и более строго следить за реализацией инвестиционных проектов. Все это привело к тому, что иностранные и даже российские инвесторы стали уходить массового с рынка, а вместе с ними и капитал страны. В те времена из России было выведено около 1 триллиона долларов. Все это привело к снижению предпринимательской активности на рынке, большая часть бизнесменов просто боялись вкладывать деньги в российские предприятия, малый и средний бизнес практически сошел на нет.
Таким образом, экономика 21 века в значительной степени отличалась от экономики и экономической политики СССР. Переход страны на рыночные отношения был не самым легким, были и положительные моменты, а также и отрицательные. На сегодняшний день экономика России находится в глубоком кризисе, из которого поможет выйти только новые направления развития экономических отношений.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма [16].
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
Оглавление
Глава III. Неликая Отечественная война. 1941-1945 гг
§20. СССР накануне Великой Отечественной войны
§21. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 - ноябрь 1942 г.)
§22. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома
§23. Человек и война: единство фронта и тыла
§24. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943 г.)
-Народы СССР в борьбе с фашизмом. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
- Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг
§26. Место и роль СССР в послевоенном мире
§27. Восстановление и развитие экономики
§28. Изменения в политической системе в послевоенные годы
§29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
- Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»
- Послевоенная повседневность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§31. Смена политического курса
Глобализация представляет собой увеличение объемов хозяйственных связей в мире, которое сопровождается усилением экономической зависимости государств. Глобализация проявляется в виде опережающего роста объемов мировой торговли по отношению к материальным производства, увеличения инвестиционных и финансовых потоков. Причиной глобализации мировой экономики является целый ряд факторов, которые связаны с качественными изменениями в материальных производствах и инфраструктурной сфере. Модернизация рынка – это переход экономики к новой технологической основе и одновременное формирование адекватного механизма хозяйствования [20].
Известны два вида модернизации:
-Пионерская, которая характерна для государств-лидеров по мировому технологическому и экономическому прогрессу;
-Догоняющая наблюдается в странах, находящихся во «втором» эшелоне развития, для которых характерно освоение экономических механизмов и технологий, уже созданных в государствах-лидерах.
Для отечественной экономики характерен второй тип. Экономическое развитие России имеет свои особенности: общая природа, цели и содержание экономического развития с рядом других стран; развитие советской экономической системы в направлении становления рыночных отношений, под воздействием проводимых реформ и внутренних противоречий; особое значение внешнеполитического фактора при выборе направления создания передовой промышленности [8].
«Догоняющее» развитие экономики может осуществляться на базе двух стратегий: импортозамещающей и экспортоориентированной. Приоритетом в первой выступает создание диверсифицированных комплексов промышленности, которые призваны наполнить внутренний рынок, а уже затем заняться экспортом. Во главе второй стоит международная промышленная кооперация.
В 21 веке Россия придерживается импортозамещающей стратегии. Стратегия 2020 Основой стратегии 2020 является новая модель экономического роста и новая социальная политика. Необходимость в новой модели роста возникла потому, что прежняя, опиравшаяся на быстрое увеличение внутреннего спроса и рост цен на продукцию, исчерпала себя. При этом новая социальная политика невозможна без новой модели экономического развития. Для России требуется прирост темпов развития минимум на 5%. Однако данный рост должен основываться не на перераспределении ресурсов и экспорте сырья. Основная идея стратегии – маневр, позволяющий задействовать ранее неиспользованные факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий и научный потенциал. В новой социальной политике должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества, а также способных реализовать инновационный потенциал. Построение новой модели роста должно сопровождаться последовательным снижением инфляции, принятием бюджетных правил, которые регулируются бюджетные расходы в зависимости от долгосрочных цен на нефть. Основной задачей стратегии 2020 является частичная смена приоритетов в бюджетных расходах к 2020 году, а именно: увеличение финансирования человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП, при сокращении других расходов на это же значение [20].
Экономика России 21 века была сформирована достаточно быстрыми темпами, и, естественно, это не произошло без проблемных мест. Так, первой проблемой и самой серьезной стала политика, направленная на то, чтобы снизить концентрацию инвестиционного потока, усилить контроль над инвестициями и более строго следить за реализацией инвестиционных проектов. Все это привело к тому, что иностранные и даже российские инвесторы стали уходить массового с рынка, а вместе с ними и капитал страны. В те времена из России было выведено около 1 триллиона долларов. Все это привело к снижению предпринимательской активности на рынке, большая часть бизнесменов просто боялись вкладывать деньги в российские предприятия, малый и средний бизнес практически сошел на нет.
Таким образом, экономика 21 века в значительной степени отличалась от экономики и экономической политики СССР. Переход страны на рыночные отношения был не самым легким, были и положительные моменты, а также и отрицательные. На сегодняшний день экономика России находится в глубоком кризисе, из которого поможет выйти только новые направления развития экономических отношений.
2. Методика преподавания «трудных вопросов» истории России XX века
2.1 Современные линии учебников по истории России с учетом историко-культурного стандарта, их сравнительная характеристика
| Концентрическая система | Линейная система |
Учебник / параграф | Учебник 8 класс. «История России, XIX век» А.А. Данилов, Л.Г Косулина– М.: Просвещение, 2015. Параграф № 4 «Отечественная война 1812 г.» | Учебник 9 класс. «История России». Часть 1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. Параграф № 4 «Отечественная война 1812 г.» |
Рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире | Изложение темы начинается с событий Отечественной войны 1812 г. Для определения предпосылок в пункте № 1 размещен вопрос о ранее изученном материале в параграфе № 2. Указывается, что французское войско возглавлял сам император и его прославленные полководцы, покорившие Европу. Данный факт подчеркивает мировое значение победы России над Наполеоном, повлиявшей и на современную историю европейских государств. Вопросы № 1, 3, раздела «Проверяем свои знания», направлены на выявление особенностей места и роли России в мировой истории. | Изложение темы начинается с представления предпосылок Отечественной войны 1812 года: пункт № 1 «Накануне войны». В качестве предпосылок предлагаются события двадцатилетнего периода: войны европейских коалиций с Францией. Сформулированы результаты и последствия наполеоновских войн, обострившие отношения, и между Россией и Францией. Сделан вывод, что к 1812 году в Европе, кроме России, не было силы, способной противостоять Наполеону. Говорится о том, что Наполеон начал вторжение в пределы России со своими прославленными полководцами, покорившими всю Европу. Данный факт подчеркивает мировое значение победы России над Наполеоном, повлиявшей и на современную историю европейских государств. В разделе «Подведем итоги» сделан вывод, что победа России в Отечественной войне подтолкнула к освободительной борьбе жителей покоренных Наполеоном европейских стран. Вопросы и задания № 1,2,7 направлены на выявление особенностей роли России в войнах с Наполеоном. Данный материал способствует достижению личностных результатов при изучении истории, включающих гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; метапредметных результатов, включающих умения и навыки выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование ее объективности (под руководством учителя); предметных результатов, включающих представление о территории России и ее границах, об их изменениях на протяжении XIX в., определение и использование основных исторических понятий периода, установление причинно-следственных связей, установление синхронистических связей истории России и стран Европы в XIX в.. |
Сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю | Материал параграфа освещает историю Отечественной войны 1812 г. относительно всего Российского государства и населяющих его народов. Указания на конкретные места событий: под Смоленском, Бородинское сражение, под Малоярославцем, совет в Филях, разорение Москвы, отход по Рязанской и Калужской дорогам, Тарутинский маневр, продвижение к Туле, освещают страницы региональной истории и способствуют активизации познавательного интереса к изучению региональной истории. Определение территории деятельности партизанского отряда В. Кожиной в Сычевском уезде Смоленской губернии способствует изучению локальной истории. | Материал параграфа освещает историю Отечественной войны 1812 г. относительно всего Российского государства и населяющих его народов. Указания на конкретные места событий: под Смоленском, Бородинское сражение, под Малоярославцем, совет в Филях, разорение Москвы, отход по Рязанской и Калужской дорогам, Тарутинский маневр, продвижение к Туле , освещают страницы региональной истории и способствуют активизации познавательного интереса к изучению региональной истории. Определение территории деятельности партизанского отряда В. Кожиной в Сычевском уезде Смоленской губернии способствует изучению локальной истории. |
Патриотическая основа | Сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории направлено на достижение личностных результатов, включающих уважение к истории родного края, его историческим памятникам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения в изучаемый период. Изучение биографий исторических личностей (стр. 31 задание № 5 «Проверяем свои знания») формирует уважение к личности, защищающей Родину, недостаточное количество и разнообразие заданий, нацеленных на изучение персоналий темы. | Сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории направлено на достижение личностных результатов, включающих уважение к истории родного края, его историческим памятникам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения в изучаемый период. Гражданский патриотизм, уважение к личности формируется в ходе подготовки, разнообразных по форме, сообщений и презентаций об исторических личностях ( стр. 34 задание № 4, 5,6,7). |
Отражение принципа научности, определяющего соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований | Содержание параграфа соответствует принципам научности. Соблюдается принцип объективности при рассмотрении Отечественной войны 1812 г. в целом, с выявлением объективных закономерностей с опорой на совокупность фактов. Принцип историзма является одним из наиболее значимых, определяющим изучение исторических событий с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин оно происходит, как оценивалось тогда и впоследствии по тексту параграфа и документов: заявление М.И. Кутузова, воспоминания трех современников, мнение историка Е.В. Тарле. Принцип социального подхода выражен в показе роли различных социальных слоев в войне с Наполеоном: дворян, горожан, крестьян, крепостных крестьян. Наиболее ярко выделен социальный подход относительно крестьян. События представлены во взаимосвязях, что соответствует принципу всесторонности. | Наблюдается отражение принципов научности в содержании темы. Соблюдается принцип объективности при рассмотрении Отечественной войны 1812 г. в целом, с выявлением объективных закономерностей с опорой на совокупность фактов. Принцип историзма является одним из наиболее значимых, определяющим изучение исторических событий с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин оно происходит, как оценивалось тогда и впоследствии по тексту параграфа и документа (Е.В. Тарле «Наполеон»). Принцип социального подхода выражен в показе роли различных социальных слоев в войне с Наполеоном: дворян, горожан, крестьян, крепостных крестьян. Наиболее ярко выделен социальный подход относительно крестьян. События представлены во взаимосвязях, что соответствует принципу всесторонности. |
Многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств | Многоуровневое представление истории рассматривается в сочетании истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории, о чем говорилось выше. Все события темы рассматриваются в тесной взаимосвязи с событиями мировой истории: наполеоновские войны в Европе. Борьба с Наполеоном представлена как результат усилий многих народов и государств, итоги которой определили судьбу последующих поколений России и Европы. | Многоуровневое представление истории рассматривается в сочетании истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории, о чем говорилось выше. Все события темы рассматриваются в тесной взаимосвязи с событиями мировой истории: наполеоновские войны в Европе. Борьба с Наполеоном представлена как результат усилий многих народов и государств, итоги которой определили судьбу последующих поколений России и Европы. |
Исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла | Исторический подход проявляется в фиксации неповторимых явлений, выявлении их специфики (примеры гражданского мужества М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, героизма простого народа). Межпредметные связи с учебными предметами гуманитарного цикла выражаются в использовании методов гуманитарного познания: биографический метод, в котором биография, личные документы становятся объектом анализа с целью объяснения событий в которых проживал персонаж (одно задание); диалог, посредством которого рождается новый смысл(на основе изучения текста параграфа, в ходе ответов на задания); текст, как любая знаково-символическая система, созданная человеком, являющаяся носителем информации (текст параграфа, пять документов). | Исторический подход проявляется в фиксации неповторимых явлений, выявлении их специфики (примеры гражданского мужества М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, героизма простого народа). Межпредметные связи с учебными предметами гуманитарного цикла выражаются в использовании методов гуманитарного познания: биографический метод, в котором биография, личные документы становятся объектом анализа с целью объяснения событий в которых проживал персонаж (пять заданий); диалог, посредством которого рождается новый смысл (на основе изучения текста параграфа, в ходе ответов на задания); текст, как любая знаково-символическая система, созданная человеком, являющаяся носителем информации (текст параграфа, один документ). |
Антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого | Материал параграфа дает информацию о деятельности исторических личностей, не просто исполняющих приказы, но берущих ответственность за свои предложения и деятельность, представляющих образцы гражданского мужества: М.Б. Барклай де Толли – предложение перейти к обороне и об отходе русской армии, М.И. Кутузов – решение оставить Москву без боя, Д.В. Давыдов – создание и руководство армейским партизанским отрядом; народ, сражавшийся с врагом без воинских навыков. Иллюстративный материал демонстрирует трагизм войны. Все это способствует достижению личностных результатов, включающих гражданский патриотизм, развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края. | Материал параграфа дает информацию о деятельности исторических личностей, не просто исполняющих приказы, но берущих ответственность за свои предложения и деятельность, представляющих образцы гражданского мужества: М.Б. Барклай де Толли – предложение перейти к обороне и об отходе русской армии, М.И. Кутузов – решение оставить Москву без боя, Д.В. Давыдов – создание и руководство армейским партизанским отрядом; народ, сражавшийся с врагом без воинских навыков. Иллюстративный материал демонстрирует трагизм войны. Все это способствует достижению личностных результатов, включающих гражданский патриотизм, развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края. |
Историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию | Материал темы указывает на многообразие народов, являющихся частью народов Российской империи, в современном мире имеющих свои суверенные государства: 3-я армия А.П. Тормасова прикрывала пути наступления французской армии на Киев (сейчас – Украина), о планах соединения 1-ой и 2-ой российских армий в районе Витебска (сейчас – Белоруссия). Данные факты способствуют формированию понимания общности исторической судьбы народов стран, являвшихся многие годы частью единого государства. Вывод по данному вопросу отсутствует, что снижает личностный результат историко-культурного подхода. | Материал темы указывает на многообразие народов, являющихся частью народов Российской империи, в современном мире имеющих свои суверенные государства: 3-я армия А.П. Тормасова прикрывала пути наступления французской армии на Киев (сейчас – Украина), о планах соединения 1-ой и 2-ой российских армий в районе Витебска (сейчас – Белоруссия). В разделе «Подведем итоги» говорится о вкладе различных народов в освобождение России от врага. Это способствует формированию личностных результатов изучения истории, включающих уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству. |
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся | ФГОС выделяет следующие возрастные особенности и возрастные возможности учащихся 9-го класса ( 14-15 лет): стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию (знакомство с биографиями исторических личностей – задание № 4,5 стр. 31), скачок в овладении операциями познавательного процесса – обобщение (задания на стр. 31 №6,8 работа с документами), тревога и страх по поводу неопределенного будущего (формирование и закрепление основных умений и навыков, необходимых для выбора профильного образования, определения своих профессиональных предпочтений – личностные результаты). Отсутствуют задания на классификацию и аналогию. | ФГОС выделяет следующие возрастные особенности и возрастные возможности учащихся 9-го класса ( 14-15 лет): стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию (знакомство с биографиями исторических личностей – задание № 5 стр. 34), скачок в овладении операциями познавательного процесса – классификация, аналогия, обобщение (задания на стр. 33 № 1, 4,5,6,7, на стр. 34 - № 6, 7, работа с документом), тревога и страх по поводу неопределенного будущего (формирование и закрепление основных умений и навыков, необходимых для выбора профильного образования, определения своих профессиональных предпочтений – личностные результаты). |
Развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных учебных действий, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию | Материал параграфа является основой для достижения личностных результатов изучения истории, включающих формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия: задания № 1-8 из раздела «Проверяем свои знания» стр. 31. Метапредметные результаты включают умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом (задания на выделение причин, цели, значения событий, роли исторических деятелей стр. 31); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путем сотрудничества: на стр. 33 задания для анализа текста документов: из заявления М.И. Кутузова, три воспоминания современников, мнение историка Е.В. Тарле ; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: задания № 2,4 в разделе «Учимся быть историками»; отсутствует задание для работы в группе. Предметные результаты включают представление о территории России и ее границах: задание № 1 стр. 31, отсутствует задание раздела «Работаем с картой»; определение и использование основных исторических понятий периода: в тексте темы ключевые термины Отечественная война, партизанское движение, Тарутинский маневр, редут, флеши, в конце параграфа на стр. 33 размещен словарь из 6терминов и определений (из перечисленных определение дано термину «флеши»); установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений: задания на стр. 31 № 4,5 в разделе «Проверяем свои знания» № 3 в разделе «Учимся быть историками»; установление синхронистических связей истории России и стран Европы: фактический материал параграфа, задания на стр. 31 № 1 в разделе «Проверяем свои знания»; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений ( императоры Александр I и Наполеон Бонапарт, полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион; офицеры Д.В. Давыдов, А. Фигнер; лидеры народного партизанского движения Г. Курин, В Кожина), а также влияние их деятельности на развитие Российского государства (задания № 4,5,6 стр. 31 в разделе «Проверяем свои знания»). Таким образом, в данном учебнике меньшее количество и разнообразие заданий по карте и по биографическому материалу. | Материал параграфа является основой для достижения личностных результатов изучения истории, включающих формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия: задание № 7 из раздела «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» стр. 33. Метапредметные результаты включают умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом (задания на выделение причин, цели, значения событий, роли исторических деятелей стр. 33); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путем сотрудничества: в разделе «Изучаем документ» анализ текста из работы историка Е.В. Тарле «Наполеон»; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми: раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» задание № 7; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: задания № 1-7 в разделе «Думаем, сравниваем, размышляем». Предметные результаты включают представление о территории России и ее границах: задание № 5 стр. 33, задание раздела «Работаем с картой»; определение и использование основных исторических понятий периода: в тексте темы используются термины Отечественная война, партизанское движение, Тарутинский маневр, редут, флеши, словарь определений отсутствует; установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений: задания на стр. 33 № 1,2,4,5.6, на стр. 34 - № 3,4; установление синхронистических связей истории России и стран Европы: фактический материал параграфа, задания на стр. 33 № 1,2,7; поиск в источниках различного типа и вида: задания № 1-7 стр. 34; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений ( императоры Александр I и Наполеон Бонапарт, полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион; офицеры Д.В. Давыдов, А. Фигнер; лидеры народного партизанского движения Г. Курин, В Кожина), а также влияние их деятельности на развитие Российского государства (задания № 3 стр. 33, № 2,3,4,5,6,7 стр.34). |
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося | Содержание параграфа дает возможность получения базовой информации по теме. Вопросы и задания создают условия для индивидуальной работы: анализ документов, проблемные вопросы, задания по подготовке сообщений о событиях и исторических личностях. | Содержание параграфа дает возможность получения базовой информации по теме. Вопросы и задания представляют основу для индивидуального развития каждого обучающегося и определения индивидуальных образовательных траекторий: проблемные вопросы, анализ текста и документов, сравнительный анализ военных планов сторон, выделение причин событий, описательный рассказ по схеме и карте, определение итогов и оценки событий, подготовка сообщений, презентаций с предложением различных источников. Это способствует достижению метапредметных результатов, включающих умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; предметных результатов, включающих установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений. |
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения в России гражданского общества на основе толерантности и диалога культур | Показана роль личности в истории, что является демонстрацией личной ответственности человека за судьбу страны. | Показана роль личности в истории, что является демонстрацией личной ответственности человека за судьбу страны. Задания способствуют формированию собственной позиции по отношению к изучаемым событиям. в разделе «Подведем итоги» сделан акцент на совместной вкладе в победу различных народов Российской империи, влиянии освободительной борьбы россиян на освободительную борьбу народов Европы против завоевателей. Все это способствует достижению личностных результатов, включающих уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству. |
Наличие целеполагания / мотивация на активную, деятельностную позицию | Отсутствует целеполагающий вопрос. По ходу повествования размещены два вопроса, направленные на активизацию познавательной деятельности. | В начале параграфа помещен вопрос: « В чем заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?». Это определяет цель изучения темы и соответствует системно-деятельностному подходу. В ходе повествования в пункте № 2 помещен вопрос, направленный на активизацию ранее полученных знаний. |
Реализация творческого потенциала учеников / возможности исследовательской, проектной деятельности | В разделе «Проверяем свои знания» представлены задания, требующие проведения анализа военных планов сторон, определения оценки и значения событий и деятельности исторических личностей. В разделе «Учимся быть историками» помещены задания по подготовке сообщений о событиях. Задания на анализ заявления М.И. Кутузова, воспоминания 4-х современников и мнение историка Е.В. Тарле. Отсутствует разнообразие заданий для реализации творческого потенциала учеников. | Раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» содержит материал для достижения личностных результатов: гражданский патриотизм (сообщения о сражениях, о наградах, биографические); метапредметных результатов: работать в группе, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ( знакомство с Военной галереей Эрмитажа), развивать ИКТ-грамотность (презентация- каталог в электронном виде о партизанских отрядах); предметных результатов: установление причинно-следственных связей («Роль Тарутинского маневра М.И. Кутузова»), поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе), анализ информации, содержащейся в исторических источниках, систематизация информации в ходе проектной деятельности |
Качество иллюстративного материала | Представлены черно-белые иллюстрации портретов П.И. Багратиона, М.Б. Барклая де Толли, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера; картин « Совет в Филях» с картины худ. А.Д. Кившенко (перечисление изображенных офицеров), «Пожар Москвы» (художник не указан). Отсутствуют изображения сражений, схемы Бородинской битвы, что сужает познавательные возможности учащихся. | Представлены иллюстрации небольшого размера в цветном изображении портретов М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона; картин «Смоленская битва» рисунок XIX в. ( изображение расположения войск, пожара в городе), « Эпизод Бородинской битвы. Деталь панорамы Бородино» худ. Ф.А. Рубо (невозможно рассмотреть детали), «Переправа через Березину 29.11.1812» литография В. Адама ( изображение реки, покрытой льдинами; всадника, провалившегося под лед; неразличима принадлежность войска). Изображение схемы Бородинской битвы с указанием условных обозначений. Данный материал способствует достижению личностных результатов: уважение к культурным и историческим памятникам, развитие эмпатии; метапредметных результатов: формулировать собственное мнение и позицию; предметных результатов: анализ схем, представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Материал для подготовки к ЕГЭ. |
Исторические персоналии (в соответствии с ИКС) | Представлены исторические персоналии: Александр I ( указано, что первоначально он был главнокомандующим, что дополнительно затрудняло военные действия), М.Б. Барклай де Толли (отмечена справедливость его решений), М.И. Кутузов (определена его историческая роль, популярность в народе); Наполеон, А.И. Горчаков, А.П. Тормасов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский упоминаются в ходе повествования событий; Д.В. Давыдов ( отмечена его роль в событиях, не упоминается о его поэтической деятельности), А. Фигнер (отмечена его роль в событиях). Рассказ об организаторах партизанского движения с указанием территории их деятельности: Г.Курин-под Москвой, В. Кожина - Смоленская губерния, Сычевский уезд. Отмечены награды А. Чеченского. Данный материал создает условия для достижения личностных результатов, включающих уважение к личности и ее достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, развитие эмпатии, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; для достижения предметных результатов, включающих анализ и историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений, влияния их деятельности на развитие Российского государства. Отсутствует раздел «История в лицах: современники» | Представлены исторические персоналии: Александр I (не указано, что первоначально он был главнокомандующим), М.Б. Барклай де Толли (отмечена справедливость его решений), М.И. Кутузов (определена его историческая роль, популярность в народе); Наполеон, А.И. Горчаков, А.П. Тормасов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский упоминаются в ходе повествования событий; Д.В. Давыдов ( отмечена его роль в событиях, не упоминается о его поэтической деятельности), А. Фигнер (отмечена его роль в событиях). Рассказ об организаторах партизанского движения с указанием территории их деятельности: Г. Курин-под Москвой, В. Кожина - Смоленская губерния, Сычевский уезд. Отмечены награды А. Чеченского. Данный материал создает условия для достижения личностных результатов, включающих уважение к личности и ее достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, развитие эмпатии, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; для достижения предметных результатов, включающих анализ и историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений, влияния их деятельности на развитие Российского государства. Отсутствует раздел «История в лицах: современники» |
Работа с картой | Задание по карте нацеливает на показ объектов, которые пришлось преодолеть французам при отступлении от Москвы, не способствует формированию целостной картины хода войны. Изображение карты отсутствует. | Задание по карте носит обобщенный характер. Способствует достижению метапредметных результатов: выстраивать последовательность описываемых событий. Изображение карты отсутствует. |
2.2 Освещение вопроса об оценке СССР в условиях «холодной войны» в ходе урока по учебнику Торкунова А.В. «Истории России» 10 класс
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма [16].
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
Оглавление
Глава III. Неликая Отечественная война. 1941-1945 гг
§20. СССР накануне Великой Отечественной войны
§21. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 - ноябрь 1942 г.)
§22. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома
§23. Человек и война: единство фронта и тыла
§24. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943 г.)
-Народы СССР в борьбе с фашизмом. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
- Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг
§26. Место и роль СССР в послевоенном мире
§27. Восстановление и развитие экономики
§28. Изменения в политической системе в послевоенные годы
§29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
- Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»
- Послевоенная повседневность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§31. Смена политического курса