Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2 Формы методической работы с классными руководителями в образовательном учреждении



Формы методической работы представлены группами в соответствии с их главной целью, и каждая из форм решает ряд задач по методическому обеспечению профессиональной деятельности учителей в зависимости от собственной цели учителя.

В настоящее время существуют различные формы методической работы [17]:

- специалист по преподаванию, который одновременно выполняет функции классного руководителя;

- классный руководитель, который выполняет только образовательные задачи (освобожденный классный руководитель, его также называют классным учителем);

- в некоторых школах была введены должность куратора класса (латинский попечитель, ответственный за надзор за любой работой).

В методической работе классный руководитель, как учитель, является организатором и руководителем деятельности; для внеклассных занятий важно, чтобы учитель занимал должность старшего товарища, обычного участника.

Классный руководитель выполняет свои функции в тесном сотрудничестве с учителями, которые работают с учениками этого класса. Он знакомит учителей с результатами обучения и ссылается на программу поддержки образования для ученика и его семьи. Совместно с учителями-предметниками организует поиск средств и методов, обеспечивающих успешность учебной деятельности, самореализацию в классе.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития учащегося, о его трудностях и успехах, а также об изменениях в семейной ситуации. В случае возникновения трудностей, связанных с обучением ребенка и его родителей, он пытается привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает учителям корректировать свои действия.

Классный руководитель регулирует отношения между учителями и родителями ученика. Он информирует учителей о состоянии образования, особенностях родителей, организует родительские встречи с учителями-предметниками для обмена информацией об успехах в воспитании ребенка и помогает родителям организовать домашние задания, привлекает учителей для подготовки и проведения встреч с родителями [22].

Таким образом, классный руководитель является ключевой фигурой в образовательной деятельности образовательного учреждения. Успех всего образовательного процесса в целом зависит от эффективности его работы. Изучение и определение эффективности работы классного руководителя является сложной педагогической проблемой. Повторные попытки повысить эффективность обучения учащихся без внесения существенных изменений в содержание и организацию наставников в классе, как правило, были безуспешными.



Организация исследования зависит от многих условий, но больше всего - от его вида, т. е. от того, представляется ли оно коллективным, комплексным или индивидуальным. Остановимся на самом непростом с точки зрения организации варианте исследования - коллективном комплексном исследовании.

Первый шаг - ориентировочный. Этот шаг подразумевает беспристрастный разбор и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе или микрорайоне, исследование социального заказа общества и государства образованию, запросов жителей, запросов и насыщенности рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг, оценку успехов, проблем и достижений, которые стоят перед коллективом или органами управления. Данный шаг реализовывает организатор и вероятный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов, в окружении которых весьма целесообразно иметь представителей основополагающих направлений планируемого комплексного эксперимента: социолога, демографа, психолога, ученого-педагога, педагогов-предметников, педагога-технолога.

Второй шаг - диагностический. Исследуется степень развития интересующих ученых учительских процессов и явлений, исторический и современный навык решения подобных (или близких) проблем. К изучению на данном шаге привлекается наиболее большой круг профессионалов, в основном применяются уже пользующиеся популярностью (стандартные) приемы и технологии.

Третий шаг - постановочный. Вырабатываются начальные теоретические позиции, миссии и проблемы поиска, задумывается модель будущего, перестроенного состояния изучаемого учреждения, процесса, системы, их новое «лицо» [18].

Происходит формирование основных мыслей и плана переустройства, отбор «носителей» инноваций, планируются технологии внедрения нового и отслеживания действенности инноваций. На данном шаге сочетаются персональная творческая активность организаторов поиска, отвечающих за его самостоятельные направления, и совместную деятельность (обсуждения вопроса, защиты проектов, интеллектуальный штурм, дискуссии). Составляются концепции и своего рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска.

Желательно, после предварительного установления главных характеристик исследования, заняться решением организационных задач, если они не были разрешены прежде. На данном шаге необходимо подумать о совершенствовании морально-психологического климата, о мотивации педагогических работников проводить педагогический поиск, а также о кадровом, материально-техническом, финансовом (т.е. ресурсном), управленческом, психологическом и педагогическом обеспечении поиска. Первостепенная цель данного шага - оптимизация обстоятельств для творческого поиска.


Четвертый, преобразующий, основной по времени и размеру работы шаг изучения. Выполняется задуманная работа: испытание, формирование и реализация авторских программ и планов, введение усовершенствованных способов, моделей управления и т. д. Неповторимое значение приобретает обучение кадров методу экспериментальной работы, реализация научного и научно-методического поддержания преобразований. Обязаны интенсивно работать секции, кафедры, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, во всю силу двигаться обмен опытом работы, общий поиск лучших решений (совещания, советы специалистов, консилиумы, и т.д.).

Пятый, завершающий шаг содержит окончательную диагностику, вывод, интерпретацию и оценку результатов, демонстрация окончательного аналитического отчета о проведенной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, рекомендации, программы, положения и т.д.). Материалы делают исполнители, руководители направлений, а обобщает и демонстрирует руководитель исследовательской работы.

Основное содержание исследовательского проекта - раскрытие содержания звеньев предстоящего проведение эксперимента. Наравне с этим в проекте должны быть отображены проблемы материального, организационного и кадрового оснащения поиска, условия риска и технологии возмещения вероятных упущений, форма представления итога, кроме того содержание и технологии управления опытно-экспериментальной работой.

Самостоятельные блоки логичной проработки плана или программы имеет смысл детальнее исследовать в других документах, образующих в комплексе с исследовательским проектом (программой) пакет документов, которые обеспечивают исследовательский процесс и представляемых вначале на экспертизу, а потом на утверждение в городские, районные или областные органы власти или управления. Организация формирования плана развития приблизительно включает в себя следующие части: Разработка технологического задания для исполнителей. Образование группы составителей программы. Лицензирование Аттестация. К необходимым условиям творческого поиска, возможно, причислить следующие: довольно большой авторитет учреждения; не очень большое число; занятия в школе в одну (первую) смену; наличие материальных условий; запас свободного времени у участников исследования; чрезвычайно необходимы контакты с научными коллективами (подразделениями НИИ, кафедрами вузов и др.). В случае если необходимые условия поиска не вполне удовлетворяют условиям, это формирует лишние трудности, но отнюдь не исключает вероятности удачного ведения поиска [19].


В соответствии с федеральными стандартами определение задач классного руководителя напрямую зависит от компетенции образовательного учреждения, в котором положения о преподавании и функциональные обязанности классного руководителя утверждаются приказом директора.

Вместе с положениями, которые отражают конкретную систему, характерную для образовательной системы учреждения, в этих документах изложены общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут различаться в зависимости от возраста учащегося и учителя.

Существует два направления методической работы: оказывать в свободное от учебы время временные творческие учебные коллективы содействовать учебным группам в проведении бесед, досуга, встреч, экскурсий, дискуссий, а также участие в мероприятиях, которые посвящены поддержанию чистоты и порядка в помещениях школы и на ее территории.

Психологами выделены две формы методической работы: коллективные и индивидуальные.

Основными интегрированными задачами методической работы являются: формирование у учащихся уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни в обществе, удовлетворение личностей в культурном, интеллектуальном, а также физическом и нравственном развитии формирование у учащихся важнейших качеств и свойств личности принятие и освоение для себя высших нравственных и культурных приоритетов, которые основаны на общечеловеческих ценностях. У методической работы очень много граней. Она организуется не только на учебных занятиях, но и в учебно-методическом процессе. А учители школы решают учебно-методические задачи на занятиях и используют воспитание через предмет и его содержание, воспитание через методику преподавания и воспитание своим личностным примером.

Учителями конкретных предметов организуется методическая деятельность вне учебы. Такая работа, соответственно, проводится после занятий в школе. Это могут быть разнообразные консультации, экскурсии, факультативы и многое другое. А классные руководители координируют и направляют данную работу. Учитель же определяет формы и методики, которые он будет использовать на занятии. Он исходит из специфики класса, в котором будут проводиться данные занятия.